Центральный Дом Знаний - Рыночное равновесие

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рыночное равновесие

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА            Скачать работу

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Рыночное равновесие

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Рыночное равновесие и его характеристика ……………………..………..5

2.Равновесная цена……………………………………………………………10

3.Тесты ………………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………….…………..14

Введение

В условиях перехода российской экономики от планово-административного к рыночному способу хозяйствования первоочередным ставится вопрос об эффективности деятельности субъектов рынка, и рыночного механизма в целом, и достижения общей стабильности на рынке.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание микроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

На микроуровне складываются экономические отношения, регулирующие деятельность фирмы и поведение потребителя. Их следует изучать как с позиций товаропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами и государством. Соответственно и формы организации этих отношений могут быть с участием государства или децентрализованными. В первом случае предполагается активное участие государства в функционировании экономической среды; во втором создаются условия свободной, совершенной конкуренции. Применительно к условиям совершенной конкуренции экономистами исследованы условия частичного и общего равновесия.

Достижение общего равновесия – есть результат изменения равновесия на отдельном рынке.

В экономической теории изучение рыночного равновесия приходится на 4 главу, тема: основы теории спроса и предложении.

Если говорить о теоретических подходах к обоснованию поведения рыночных агентов к достижению равновесия, то их существует достаточное количество. Непосредственно начиная с родоначальника политэкономии А.Смита, каждый исследователь по-своему трактует рыночное равновесие.

В условиях равновесия рынка достигается максимальное удовлетворение интересов как потребителей, так и производителей. Этим и объясняется актуальность выбранной темы контрольной работы, поскольку поиском оптимума заняты все рыночные контрагенты, включая и государство.

1.Рыночное равновесие и его характеристика

Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.

В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей.

  1. Мгновенное равновесие – предложение неизменно, у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение.

  2. Краткосрочное равновесие – предложение растет, но количество предприятий неизменно.

  3. Длительное равновесие – изменяется число предприятий, объем используемых ресурсов.

Применительно к анализу спроса и предложения состояние равновесия будет находиться в точке пересечения Е кривых спроса и предложения(рис.1). Этой точке соответствует равновесная цена (Ре) и равновесный объём(Qе)

Цена (P)

Qe Количество (Q)

Рис. 1 Равновесие спроса и предложения

При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме – равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг соответствующих функций и изменение первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночный механизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока на рынке не сравняются предлагаемое и требуемое количество товаров. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избытка товарной массы и, следовательно, нет давления на цену, которое могло бы ее изменить. Спрос и предложение не всегда являются уравновешенными на реальном рынке, однако можно говорить о существовании тенденции к равновесию.

Предположим, что фактическая цена, установившаяся на рынке (P1) превышает по какой-либо причине цену равновесия (Pe) (рис.2). Фирмы готовы продать большее количество товаров, чем могут приобрести при этой цене покупатели:

Qs1 > Qd1

Возникает избыток предложения, постепенно приводящий к понижению рыночной цены до уровня равновесия.

Рис.2 Установление рыночного равновесия

Напротив, если фактическая цена ниже цены равновесия, то на рынке образуется дефицит товаров, возникает тенденция цены к повышению до уровня равновесия.

И только в точке равновесия (E) величина спроса уравновешивается с величиной предложения:

Qd(Pe) = Qs(Pe)

Рыночное равновесие считается стабильным, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.

Достоверный анализ стабильности того или иного рынка имеет серьезное практическое значение, поскольку позволяет определить границы целесообразности государственного вмешательства в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование становится не просто желательным, но и необходимым.

Нестандартный вид кривых спроса и предложения, а также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг предполагают возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существование более чем одной точки равновесия

Итак, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя.

Основное достоинство и ценность рыночного механизма, автоматически поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями общества.

Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо покупателя, либо продавца (производителя), а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось.

Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое положение, не нанося ущерба другим, то такое распределение экономических благ неэффективно.

Однако, все это относится к совершенно конкурентному рынку. Но последний является скорее научной абстракцией, чем реальностью, и для хозяйственной практики характерна несовершенная конкуренция.

В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эффективное распределение ресурсов, и становится необходимым государственное вмешательство.

Распределение ресурсов в условиях рыночного равновесия являясь Парето-эффективным, предполагает максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что "эффективность по Парето является социально нейтральным критерием". Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов.

2. Равновесная цена

Равновесная цена – цена, при которой товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Есть несколько функций равновесной цены.

Информационная – ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.

Нормирующая – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

Стимулирующая – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.

Повышение цен за пределы равновесного уровня привело бы к перенасыщению рынка товарами, к росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Это заставило бы продавцов понизить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приведет к увеличению количества покупателей. Возникнут дефицит товаров, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цены и увеличить свой доход.

Таким образом, стихийные силы рынка, воздействуя на частные интересы продавцов и покупателей, корректируют рыночные цены, приближая их к равновесной величине. Рыночный механизм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции.

Равновесная цена является относительно устойчивой; при ней по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

3.Тесты

Тестовое задание №3

Какой из перечисленных факторов будет смещать кривую спроса на товар вправо:

а) повышение цены

б) снижение доходов

в) рост доходов

г) удешевление товаров-заменителей

Ответ: в) рост доходов

Изменение всего спроса графически отражается сдвигом кривой спроса либо вправо, либо влево в зависимости от изменения неценовых факторов. В данном случае влияет такой неценовой фактор, как рост доходов, который ведёт к смещению кривой спроса вправо.

Для большинства товаров рост денежных доходов увеличивает возможности совершения покупок и величина спроса возрастает

Тестовое задание №4

Причиной падения цены на товар может стать:

а) рост налогов на частное предпринимательство

б) рост потребительских доходов

в) падение цены на производственные ресурсы

г) падение цены на взаимодополняющий товар.

Ответ: в) падение цены на производственные ресурсы

Причиной падения цены на товар является падение цен на производственные ресурсы, поскольку они являются основой при формировании цены, т.к в неё входят затраты на производство и реализацию продукции, прибыль и непрямые налоги. Зависимость между ценой на товар и ценой на производственные ресурсы – прямо пропорциональная.

Тестовое задание №5

Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что:

а) цена на товар равна равновесной цене

б) цена на товар ниже равновесной цены

в) сократился объем предложения данного товара

г) цена на товар выше равновесной цены

д) увеличился объем спроса на данный товар.

Ответ: г) цена на товар выше равновесной цены

Если цена на рынке выше равновесной, то предложение превышает спрос и возникает затоваривание. В этой ситуации товаропроизводители (продавцы) многих видов товаров готовы пойти на снижение цены с целью привлечения большего числа покупателей (например, если речь идет о скоропортящихся товарах) . Следовательно, при значениях цены выше равновесной происходит давление на нее в сторону уменьшения.

Заключение

Итак, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.

Виды равновесия: мгновенное равновесие, краткосрочное равновесие, длительное равновесие

Равновесная цена – цена, при которой товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Функции равновесной цены: информационная, нормирующая, стимулирующая

Список литературы

1) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика, Санкт-Петербург, 2003.

2) Ивашковский С.Н. Микроэкономика, Москва, 2001

3) Николаева И.П. «экономическая теория» учебник, Москва 1998

4) Станковская И.К., Стрелец И.А. «Экономическая теория» учебник Полный курс МВА 3-е издание,исправленное, Москва -ЭКСМО-, -МИРБИС-, 2008

5) Чебурин М.Н.,Кисилева Е.А. «Курс экономической теории» Киров, «АСА», 2003


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24