Центральный Дом Знаний - Совершенная конкуренция

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Совершенная конкуренция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                Скачать

по экономической теории на тему: Совершенная конкуренция

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие и основные признаки совершенной конкуренции 4

Глава 2 Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции 7

2.1.Совершенная конкуренция и общественная эффективность 7

2.2. Недостатки совершенной конкуренции 10

Тест 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Глава 1 Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни – соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Конкуренция обусловлена, во-первых, безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого из субъектов рыночных отношений на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

  • множественность продавцов (мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала – менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

  • свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и • абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

  • полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

  • отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами. Последнее можно объяснить тем, что на совершенных конкурентных рынках наблюдается эффективное размещение ресурсов (аллокативная эффективность), что, в свою очередь, в долгосрочном периоде приводит к соразмерности прибылей, которые получают фирмы на таком рынке (в каждом отдельном случае это будет только экономическая прибыль, которая позволяет каждой фирме отрасли лишь удерживаться в ней, обеспечивая определённый уровень жизни своим работникам). Из этого вытекает и нивелирование тех возможностей, которые могли бы позволить одному предприятию (фирме) каким-то образом повлиять на положение другого;

  • наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

  • отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.

Наряду с вышеперечисленными на совершенно конкурентных рынках действуют и другие условия, а именно:

  • существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время в одном и том же месте;

  • отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

  • исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

  • предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Своё же понимание совершенной конкуренции скорее нужно формировать как отношение к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом (в различной) мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.

Глава 2 Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции

2.1.Совершенная конкуренция и общественная эффективность

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

Эффективность размещения (распределения) ресурсов (аллокативная эффективность от англ. allocation – распределение, размещение): Ρ = МС. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуру, которая соответствует структуре совокупного спроса, т.е. предпочтениям потребителей.

Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

С другой стороны, производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства данного товара, т.е. утраченными возможностями производства других товаров посредством тех же самых ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации прибыли предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.

Если потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Если Ρ = MU и Ρ = МС, следовательно, MU = МС.

Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

Более того, свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка» (А. Смит), автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Таким образом, перераспределение ресурсов вновь будет обеспечивать максимизацию полезности потребителей.

Производственная эффективность: Ρ = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне Ρ = МС, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.

Обратим внимание, что равновесные долгосрочные средние издержки устанавливаются на минимальном уровне. Это объясняется как графически, так и экономически. Графически это вытекает из горизонтального характера кривой спроса на продукт фирмы (она же кривая предельного дохода, равного цене, она же кривая долгосрочных средних издержек LRAC, рис. 8.12) Равновесие наступает, когда кривая АС (SRAC) лишь касается кривой LRАС в ее нижней точке, т.е. в точке ее пересечения с кривой МС (SRMC). Экономическое объяснение состоит в том, что предприниматели, использующие передовые ресурсосберегающие технологии и имеющие более высокую производительность труда, будут иметь более низкие издержки, что даст им конкурентное преимущество и возможность получения экономической прибыли. Поскольку к этому эффекту будут стремиться все производители, рано или поздно на всех предприятиях издержки будут минимизированы и необходимые обществу товары будут производиться самым дешевым способом.

К числу преимуществ совершенной конкуренции относят отмеченную выше способность к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Рынок совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

Вместе с тем даже самый совершенный конкурентный рынок не является идеальным общественным устройством и имеет целый ряд недостатков, характеризуемых как «провалы» рынка.

2.2. Недостатки совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Другими словами, чисто конкурентная система рынка предполагает, что отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления для третьих лиц. Между тем такие эффекты бывают весьма ощутимыми, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты (например, так называемые «технологические переливы»). Эту задачу призвано решить государство.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Тем самым снижаются возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения самых широких и разнообразных потребностей индивидуумов. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Рынок развивает у людей не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

Ввиду указанных выше моментов, реально существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной экономики, предполагающей активное включение государства в хозяйственную жизнь.

Тест

1. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства 5 единиц продукта в месяц составляют 2 доллара, 6 единиц – 3 доллара, 7 единиц-5 долларов. Если рыночная цена продукта равна 3 доллара, то отраслевой выпуск в месяц составит:

а) не более 5000 единиц

б) 5000 единиц

в) 6000 единиц

г) 7000 единиц

д) более 7000 единиц.

Ответ:

2. В условиях совершенной конкуренции отдельный продавец, изменяя объем производства и продаж товара:

а) не может изменить его рыночную цену

б) может изменить его рыночную цену

в) может заставить своих конкурентов изменить цену товара

г) может изменить рыночную цену на часть товара, пользующуюся наибольшим спросом

Ответ: правильный ответ «а», т.к. совершенная конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

3. Рыночные структуры совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные продукты

б) на рынке оперируют множество продавцов и покупателей

в) выпускают однородные товары

г) рыночное поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов

Ответ: правильный ответ «а», т.е. они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.).

Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Список использованной литературы

  1. Белоусова И.Э., Иванова Е.В. Экономическая теория. Практикум. (для студентов 1 курса всех специальностей и второго высшего образования). - М.: Финстатинформ, 2002

  2. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 1998

  3. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2006

  4. Экономика в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И.П. - М.: Проспект, 2003

  5. Экономическая теория в вопросах и ответах. Под ред. Николаевой И.П. - М.: Проспект, 2002

  6. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 1998

  7. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаевой И.П. - М.: Проспект, 2006

  8. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаевой И.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24