Центральный Дом Знаний - Социальная политика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Социальная политика

Контрольная работа                Скачать

По экономической теории на тему:Социальная политика.В-35

План работы

Введение………………………………………………………………………........3

  1. Цели социальной политики и ее основные направления……………..4

  2. Социальная защита населения………………………………………...11

  3. Тесты……………………………………………………………………17

  4. Заключение……………………………………………………………..18

  5. Список литературы…………………………………………………….21

Введение.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная. Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан (таких как право на труд; право на защиту от безработицы, право на социальное обеспечение и некоторых других). Представляется, что анализ тенденций реформирования и, в частности, процессов принятия решений по совершенствованию управления указанными общественными отношениями позволит выявить основные проблемы и в конечном итоге с большей степенью объективности оценить слабость или силу российского государства в лице его органов. Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечали, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем1. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики.

В работе необходимо раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные цели и направления социальной политики и социальной защиты населения в России.

  1. Цели социальной политики и ее основные направления.

Социальная политика - это деятельность госу­дарства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основ­ной субъект, координирующий эту деятельность, — государ­ство. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Связь социальной поли­тики и экономического роста взаимообусловлена. С одной стороны, она является целью экономического роста, а с другой его фактором, так как рост благосостояния усили­вает мотивацию к труду, способствуя повышению его эффек­тивности. Кроме того, экономический рост предъявляет по­вышенные требования к квалификации, культуре, физичес­кому и духовному развитию личности, что требует дальней­шего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных уров­нях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпора­ций, различных организаций, в том числе и благотвори­тельных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруров­не реализуется межгосударственная социальная политика — решение глобальных экологических проблем, преодоле­ние социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Их формирование является функцией госу­дарственного регулирования экономики.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обще­стве, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей поли­тики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ заня­тости, помощь социально уязвимым слоям населения, обес­печение доступности и развитие сфер образования, меди­цины, социального страхования и культуры.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.

Социальное страхование – наиболее важная часть социальной политики государства. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин) возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования.

Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают наряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.

Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается к 2010 г. обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упорядочить ее позицию, как одной из стран – лидеров мирового развития.

За десятилетие трансформации Россия потеряла преимущество крупномасштабной экономики и передвинулась по объему ВВП ( по паритету покупательной способности) с 5-го места (которое занимал СССР в 1991 г.) на 10-е (в 2001г.), а по текущему рыночному валютному курсу на 16-е. Уровень душевого дохода в России на пороге XXI в. составил около 5.8% уровня США (2135 долл. На человека в год по текущему обменному курсу), и она заняла 78-место среди 175 стран, вошедших в выборку МВФ (по уровню ВВП на душу населения, пересчитанного по ППС – 60-е место) и входит в группу стран со средним уровнем жизни.

Трансформация социальной политики в России в 1990-е гг. совпала с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Если во второй половине XX в. Основой для социальной политики развитых стран являлись такие ценности, как коллективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в «шведском социализме», то в современных программах на первое место выдвигаются ответственность, и, прежде всего личная, идеи индивидуальных достижений и конкуренции. Считается недопустимым, чтобы индивидуум перекладывал на государство свою ответственность перед семьей, местным сообществом и страной. Велико и внимание к проблеме свобод человека, без которых нет личных достижений. При этом главная задача государства – помочь людям вести самостоятельную деятельность, с этой целью оно поддерживает их предприимчивость. С изменением взгляда на государство меняется и подход к идее равенства. Оно трактуется как равенство не результатов, а возможностей и, что самое главное, равенство к доступу к этим возможностям. Поэтому на рынке труда упор делается на гарантировании не работы, а образования, возможности получать новые профессии. Образование должно дать трудящимся возможность жить в непрерывно изменяющемся мире. Социальной базой неоиндустриального общества является средний класс – обеспеченные рабочие, интеллигенция, низшие слои бюрократии, малый и средний бизнес. Важная роль в создании условий для развития среднего класса принадлежит государству.

В социальной сфере России накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к неравномерности пространства минимальных социальных гарантий и требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях в обновление фондов; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала.

Для повышения благосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения населения качественными социальными услугами в среднесписочной перспективе совокупные бюджетные расходы на душу населения в России намечено повысить с 3.5 тыс. руб. в месяц в 2005 г. До 5.8 тыс. руб. в 2008 г. Показатель роста заработной платы работников бюджетной сферы в период с 2005-2008 гг. представлен в табл. 1.

Таблица 1

Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в период 2005-2008 гг.


2004г. (отчет)

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб.

5078

6360

7599

8601

9875

Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции

_

1,14

1,12

1,07

1,10

Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в мес.

2602

3052

3375

3669

3950

Соотношение заработной платы и прожиточного минимума

1,95

2,08

2,25

2.34

2,50


Несмотря на отставание по ВВП на душу населения по сравнению со многими новыми индустриальными странами, Россия обладает природными ресурсами, населением с высоким уровнем образования, рядом уникальных технологий, фундаментальной наукой. По уровню национального богатства на душу населения (400 тыс. долл.) Россия находится на третьем месте в мире после США и Японии и входит в семерку стран, на долю которых приходится почти две трети национального богатства мира.

Переход к рыночному хозяйственному механизму требует усилий по адаптации административных структур социальной сферы к рыночным отношениям, создания необходимых институтов, призванных обеспечить функционирование социальной сферы в режиме рыночного хозяйственного механизма. В Программе развития России до 2010 г. Социальные цели определяются переходом к субсидиарному государству, в рамках которого большинство населения должно удовлетворять свои экономические потребности самостоятельно, нести ответственность за свое индивидуальное жизненное обеспечение и своей семьи, самостоятельно управлять колебаниями дохода.

В рамках управления социальным риском подходы и программы социальной защиты имеют своей задачей (в области рынка труда, социального страхования и помощи) защиту людей от возникающих в течение жизни социальных рисков и снижение бедности. Базовыми механизмами нейтрализации риска являются текущая макроэкономическая стабилизация и реструктуризация экономики в соответствии с требованиями технического прогресса. Конкретные механизмы системы социальной защиты связаны с характеристиками населения и административными возможностями государства.

II Социальная защита населения.

Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависят от экономического потен­циала той или иной страны, всей совокупности макроэконо­мических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, касаю­щиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдель­ным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, которая бы позволила каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятель­ности; официальное установление реального уровня про­житочного минимума как в денежной форме, так и в форме "потребительской корзины" с учетом дифференциации до­ходов и потребления населения; защита интересов потре­бителя; компенсация, адаптация и индексация доходов. Меры социальной защиты отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и вы­платы из фондов общественного потребления.

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могут служить подготовка и переподготовка кадров, созда­ние новых рабочих мест и др. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

К определению минимального потребительского бюд­жета сложились два подхода: нормативный и генетичес­кий. Нормативный подход основывается на установлении нормативов минимально допустимого потребления основ­ных видов благ и услуг. Генетический, или статистичес­кий, подход состоит в расчете минимальной величины расходов на питание в соответствии с биологическими требованиями. Удвоение суммы затрат на питание дает полную величину прожиточного минимума. При этом сле­дует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректиро­ваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина про­житочного минимума приобретает абстрактный характер, когда при ее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкивать­ся с их дефицитом и покупать более дорогие товары.

Величина прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в том числе и по безработице. Нужно учиты­вать, что прожиточный минимум касается всех членов обще­ства, в том числе и не работающих, а минимальная заработ­ная плата должна быть формой вознаграждения за труд и быть выше прожиточного минимума. Установление мини­мальной заработной платы на уровне прожиточного миниму­ма дискредитирует труд как источник получения дохода, теряются экономические стимулы к труду, что может при­вести к люмпенизации определенной части общества.

Росту материальной заинтересованности в труде и по­вышению уровня жизни способствует развитие потребитель­ского кредита. Использование потребительского кредита для некоторой части населения создает единственную возмож­ность приобретения товаров длительного пользования, спо­собствует преодолению тенденций к затовариванию, смягчает проблемы, связанные с недостатком наличных денег.

К бедным, или малообеспеченным, группам населения относят тех граждан, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ, ниже прожиточного минимума. В некоторых странах "порог бед­ности" составляет 40 — 60 % от уровня среднего дохода взрослого человека. К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, жен­щины, имеющие детей, пенсионеры, лица, имеющие малооп­лачиваемую работу или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государ­ства в отношении этой категории граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума.

Социальная защита малообеспеченных проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ 'и услуг в натурально-вещественной форме, различных льгот, посо­бий, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из общественных фондов потребления — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пен­сия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Госу­дарством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет.

В законодательстве нашей страны закреплено право на социальную защиту от объективно обусловленных рисков (потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости, смерти и т.д.). Государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия трансформируется.

Система социальной помощи изменяется под воздействием возникающих перед страной проблем. Увеличение в первые годы реформ в России количества бедных (с 2 до 20%) потребовало изменения структуры системы социальной защиты. Особое внимание стало уделяться созданию системы социальной помощи малоимущим. Но стратегия реформирования системы социальной защиты должна учитывать как текущие и местные условия и проблемы, так и общие подходы к управлению социальными рисками в условиях рыночной экономики.

Система социальной защиты, адекватная рыночной экономике, может быть создана только в результате существенного роста уровня доходов населения, улучшения положения на рынке труда, Серьезное влияние на состояние рынка труда может оказывать его формирование, а также трудового законодательства, профессиональных союзов, гарантированной минимальной заработной платы и программ страхования занятости. Современный рынок труда в России характеризуется низкой заработной платой, ее задолженностью, развитой структурой самозанятости, наличием неформального рынка. В этих условиях отдельные виды активных программ содействия занятости оказались неэффективными. Из всех программ службы занятости наиболее результативной по затратам представляется помощь в поиске работы.

В странах с рыночной экономикой социальное страхование-главная среди основных организационно-правовых форм системы социальной защиты, степень использования других форм обусловливается ограниченностью возможностей самого института социального страхования в организации всеобъемлющей системы социальной защиты, а также степенью развитости института социального страхования в отдельных странах. Основными механизмами предохранения человека от внезапного и недопустимого снижения уровня жизни являются его сбережения, личное страхование, добровольное и обязательное социальное страхование. При этом задача государства заключается в создании такого финансового климата, который позволяет функционировать всем этим механизмам самофинансирования возможных сокращений доходов работника.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека определила право каждого на социальное обеспечение (защиту) как при наступлении случаев социальных рисков (болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца, безработица), так и во всех случаях, не зависящих от человека. Минимальные нормы такой защиты позднее были определены в Конвенции Международной организации труда № 102 в 1952 г.

Социальное страхование с экономических позиций выступает как институт социальной защиты, органически включающий в себя механизмы страхования, оценки страховых событий и распределение убытков между теми, кто подвержен риску, возмещения убытков, организованное на сочетании принципов солидарности и возмездности в рамках общественной взаимопомощи. Это особая форма организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, а связанные с ним материальные потери заранее же распределяются между всеми участниками страховой программы.

В России система социального страхования включает государственные внебюджетные фонды социального страхования, а также негосударственные фонды. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, включающий 88 территориальных фондов, обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики. Деятельность их подчиняется принципом самостоятельности и независимости от государственного, региональных и местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ.

С первого января 2001г. Отчисления в государственные внебюджетные социальные страховые фонды осуществляется в форме единого социального налога. Расходы их составляют примерно половину всех расходов на социально-культурные мероприятия. В развитых странах на обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей) приходится около 60-70% всех затрат на цели социальной защиты, что составляет примерно 15-25% ВВП. В России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 9% ВВП. Предполагаемая законодательное определение и разграничение финансовой ответственности между работником, работодателем и государством, при этом ответственность работников должна возрастать, а отчисления работодателей – сокращаться.

Существенное повышение расходов государства на социальные цели не приводит к адекватному росту уровня жизни населения из - за увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования, инфляции. Для ускорения преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны предполагается осуществить в ближайшие годы крупную национальную программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы, сельского хозяйства, а также газификацию тех районов страны, которые в настоящее время ею не охвачены.

III Тесты.

  1. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается:

а) в повышении уровня жизни подавляющей части населения;

б) в повышении качества жизни;

в) в росте дифференциации доходов населения;

г) в росте реальных доходов так называемого среднего класса;

д) в ослаблении дифференциации доходов населения;

е) в смягчении социальных противоречий.

Правильные ответы: б, г, д, е. (на основании статей журналов, см. список литературы).

2. Социальная политика государства включает:

а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения;

б) предоставление финансовых льгот частному капиталу;

в) льготное кредитование наукоемких производств;

г) сокращение доходной части государственного бюджета;

д) регулирование уровня минимальной заработной платы.

Правильные ответы: а, в, д. (на основании статей журналов, см. список литературы).

Заключение.

Существующие проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Возникает вопрос, какую же стратегию развития должна выбрать Россия, чтобы достичь желаемого образа жизни?

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: морадьную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

  • исчезновение столь распространенной социальной розни (это относится к конкретным парам: общество – государство; бедные – богатые; молодые – пожилые);

  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог – не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества – от нынешнего показателя 15,3:1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8 – 10:1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);

  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;

  • приобретение недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;

  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;

  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N+1, где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов – в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;

  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем индивидуалистский и общественный сценарии.

Основные принципы индивидуалистского сценария:

  • форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;

  • оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числе несовершеннолетних детей), а также – на значительный период времени – официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы общественного сценария:

  • интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;

  • стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные затраты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России, независимо от уровня семейных доходов;

  • рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении;

  • стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неополитических общественных организациях.

Список литературы.

  1. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2.

  2. Кадомцева С. Социальная политика и население // Экономист. 2006. № 7.

  3. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Социальная сфера: приоритеты регулирования // Экономист. 2007. № 1.

  4. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. д.э.н., профессора Н.С. Чернецовой, д.э.н., профессора В.А. Скворцовой, к.э.н., доцента И.Е. Медушевской. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. – 303 c.

  5. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др., Под. ред. И.П. Николаевой / Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997. – 399 с.

  6. WWW. 5ballov.ru.

1 К.Сурков Новые подходы к социальной политике // Человек и труд. 1999. № 11. С.12.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24