Центральный Дом Знаний - Социальная политика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Социальная политика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                Скачать

по экономической теории на тему: Социальная политика

План работы

Введение………………………………………………………….……3

  1. Цели социальной политики и ее основные

направления ………………………………………….……….……4

  1. Социальная защита населения………………….……………...…10

  2. Тесты………………………………………………….………….....15

Заключение……………………………………………………….……16

Список использованной литературы……....…………………….18

Введение

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Преобразования в экономике невозможны без осуществления государством ряда мер по переводу на новые основы и принципы социальной сферы и основных условий жизнедеятельности людей. Изменение основ функционирования экономики, перевод ее на рыночные принципы, создание новых механизмов государственного регулирования рыночной экономики неизбежно предопределяют формирование нового социального уклада жизни людей. Он основывается на новых отношениях членов общества в производстве и управлении, новых формах и принципах социальной защиты, новых основах работы отраслей социальной сферы. Соответственно, кардинальные изменения претерпевает социальная политика государства. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.1

1. Цели социальной политики и ее основные направления

На современном этапе развития научно-технической революции ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества.

Исходя из этого, можно сформулировать основные цели социальной политики:

  1. социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

  2. обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

  3. поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

  4. развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

  5. формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

  6. создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде;

  7. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации.

Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Слово "социальный" характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса.2

Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества.

Основные направления социальной политики государства показаны на рис.1.

Основные направления социальной политики


Обеспечение

определенного стандарта благосостояния для всех членов общества

Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда

  • перераспределение доходов в обществе,

  • выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным

  • общее образование и необходимая медицинская помощь для всех.

  • либерализация бизнеса,

  • поощрение малого бизнеса,

  • поддержка высокой занятости,

  • регулирование трудовых отношений.

Рис. 1

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор.3

Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.

Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Это такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

Экономисты различают следующие типы безработицы.

  1. Фрикционная – связана с определенными затратами времени на поиск нового места работы и длится от 1 до 3 месяцев.

  2. Структурная – связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу.

  3. Сезонная – обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

  4. Циклическая – обусловлена циклическими колебаниями объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Насколько она опасна для общества, помогает судить закон американского экономиста А.Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5%.

  5. Региональная – является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе.4

Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Кроме этого безработица находится в определенной количественной зависимости с инфляцией.

Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 1950-х гг. установил такую закономерность (кривая Филипса): чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается.5

Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах:

    • адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен);

    • ликвидационном - снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой «естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с возможной его величиной.6 Это связано с тем, что борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, что в свою очередь может способствовать инфляции.

Социальная политика в ходе экономических реформ 1990-х гг. в Российской Федерации оставалась полем постоянных дискуссий, а нередко и предметом политических спекуляций. Это вполне объяснимо, поскольку любое решение в социальной сфере, затрагивающее условия пенсионного обеспечения, социального страхования, оплаты жилищно-коммунальных услуг и т.п., непосредственно отражается на уровне жизни населения. Огромные масштабы территории, разнообразие природно-климатических условий и другие факторы привели к различиям в уровне и условиях жизни, в занятости, в темпах экономического развития, условиях предпринимательства в различных регионах.

Поэтому государственное регулирование социально-экономического развития России должно строиться с учетом особенностей современного этапа, что предполагает решение таких проблем, как учет и адаптация к местным условиям мероприятий, проводимых федеральным правительством, координация региональной социально-экономической политики федерального центра, субъектов Федерации и местных властей.

2. Социальная защита населения

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются:

    • поддержка беднейших слоев населения;

    • гарантия права на труд;

    • регулирование занятости.

Структура социальной защиты населения в рыночной экономике представлена на рис.2.7

Рис.2

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.

1. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

Социальная помощь носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.8

2. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Основывается, с одной стороны, на аккумуляции обязательных страховых отчислений работодателей и работников в бюджет, а, с другой стороны, на выплатах социальных трансфертов из бюджета и социальных фондов. Причем выплаты из пенсионного фонда или фондов медицинского или социального страхования осуществляются не за счет накопленных индивидом в этих фондах средств, а за счет текущих поступлений в них.

Осуществляемый в настоящее время переход на накопительный принцип финансирования страховых пенсий по старости, означает, что государство перекладывает часть ответственности за такой социальный риск, как наступление старости, на работников. Однако, основой накопительного принципа во всем мире является высокий уровень самообеспеченности, который еще не создан в настоящих условиях экономики, поэтому согласно пенсионной реформе, пенсия любого российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой, накопительной. Базовая часть гарантирована всем гражданам, имеющим трудовой стаж свыше 5 лет, страховая часть напоминает ныне действующую систему, а накопительная будет складываться из средств, накапливающихся на индивидуальном счете каждого работника.

3. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора, самоответственность граждан.

4. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.

Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей), которое является общепринятым  для развитых стран. Оно обеспечивает выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

3. Тесты

1. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ХХI в. заключается в:

а) повышении уровня жизни подавляющей части населения;

б) повышении качества жизни;

в) росте дифференциации доходов населения;

г) росте реальных доходов так называемого среднего класса;

д) ослаблении дифферанциации доходов населения;

е) смягчении социальных противоречий.

Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Ответ: б, д, е.

2. Социальная политика государства:

а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения;

б) предоставление финансовых льгот частному капиталу;

в) льготное кредитование наукоемких производств;

г) сокращение доходной части государственного бюджета;

д) регулирование уровня минимальной заработной платы.

Регулирование минимальной заработной платы является основным направлением социальной политики и позволяет корректировать не только прожиточный минимум, но и все возможные льготные выплаты малообеспеченным слоям населения.

Ответ: д.

Заключение

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;

  • оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д;

  • улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;

  • обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и региональных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Список используемой литературы

  1. Курс экономической теории: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. Сидоровича А.В.; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и сервис», 2001. – 832 с.

  2. Курс экономической теории: Учебник/ Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн. «Мисанта», 2003. - 496с.

  3. Экономическая теория: Учебник/  Борисов Е.Ф.; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399с.  

  4. Экономическая теория: Учебное пособие/ Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Добрынин А.И. и др. – М.: РИОР, 2008. - 208с.

  5. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов/ Сулейманова Г.В; Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 512 с.

  6. http://sysfinan.ru/napravlenija_socialnoi_politiki.html.

  7. http://rudiplom.ru/lectures/ekonomicheskaya-teoriya/545.html.

1 Курс экономической теории: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф.А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и сервис», 2001.

2 http://sysfinan.ru/napravlenija_socialnoi_politiki.html.

3 http://rudiplom.ru/lectures/ekonomicheskaya-teoriya/545.html.

5 Экономическая теория: Учебник/  Борисов Е.Ф.; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.  - 320 с.

6 Экономическая теория: Учебник/  Борисов Е.Ф.; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.  - 321 с.

8 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003. – с. 3.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24