Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Структура национальной экономики 7
1.1. Понятие национальной экономики. Сферы, секторы, отрасли, виды экономической деятельности 7
1.2. Характеристика структуры национальной экономики 12
1.3. Тенденции и перспективы изменения структуры национальной экономики 18
Раздел I. Предприятие и организация — основные звенья
экономики 23 Глава 2. Предприятие — основное звено экономики 24
2.1. Цель создания и функционирования предприятия 24
2.2. Производственные и рыночные связи предприятия. Конкуренция и предприятие 31
2.3. Предпринимательская деятельность предприятия 37
2.4. Виды предпринимательской деятельности и их развитие 42 Глава 3. Типы производства. Организация производственного
процесса 59
3.1. Понятие производства, производственная структура предприятия 59
3.2. Типы производства и их характеристика 62
3.3. Формы организации производства 65 Глава 4. Малое предпринимательство и его развитие в России
и в зарубежных странах 68
4.1. Сущность малого предпринимательства и значение
его развития в современных условиях 68
4.2. Выбор организационно-правовой формы малого предпринимательства 70
4.3. Развитие малого предпринимательства в России 76
4.4. Франчайзинг как форма взаимоотношений крупного
и мелкого предпринимательства 84
4.5. Государственная поддержка и проблемы малого предпринимательства 91
Глава 5. Организация — основное звено экономики.
Основы управления организацией, предприятием 110
5.1. Современные подходы к управлению организацией (предприятием) ПО
5.2. Основные положения менеджмента организаций (предприятий) 116
5.3. Направления развития внутрифирменного управления 122 Глава 6. Информационные технологии в управлении организациями
(предприятиями) 126 6.1. Место информационных технологий в управлении
организациями (предприятиями) 126
6.2. Распределенный банк данных — основа реализации информационных технологий в организациях (предприятиях) 134
6.3. Перспективы развития информационных технологий организаций (предприятий) 141
Глава 7. Инфраструктура организаций (предприятий) 146
7.1. Экономическая сущность и содержание понятия «инфраструктура организации» 146
7.2. Классификация и характеристика элементов инфраструктуры 156
7.3. Основные задачи и функции инфраструктуры организации (предприятия) 161
7.4. Анализ и оценка деловой среды 162
Раздел И. Ресурсы и управление организацией (предприятием) 167
Глава 8. Основные фонды организации (предприятия) 168
8.1. Понятие, классификация и оценка основных фондов 168
8.2. Износ и амортизация основных фондов. Формы
их воспроизводства 173
8.3. Показатели использования основных фондов 179
8.4. Основные направления улучшения использования основных производственных фондов 183
Глава 9. Оборотные средства организации (предприятия) 187
9.1. Понятие оборотных средств и их состав 187
9.2. Оценка использования и пути экономии элементов оборотных фондов организации (предприятия) 189
9.3. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств 199 Глава 10. Трудовые ресурсы. Управление персоналом
организации (предприятия) 207
10.1. Трудовые ресурсы: сущность и состав 207
10.2. Структура трудовых ресурсов 210
10.3. Основные задачи управления персоналом организации (предприятия) 211
10.4. Служба управления персоналом и основные направления
ее деятельности 213
10.5. Планирование численности персонала 217
10.6. Подбор и отбор персонала 221
10.7. Адаптация персонала 228
10.8. Профессиональная подготовка и развитие деловой
карьеры работников 231
10.9. Оценка персонала и управление конфликтами
в организации 236 Глава 11. Организация, нормирование и оплата труда. Рынок труда 242
11.1. Основные положения оплаты труда 242
11.2. Нормирование и оплата труда 249
11.3. Формы и системы оплаты труда 262
11.4. Рынок труда 268 Глава 12. Стратегии организаций (предприятий) 285
12.1. Понятие и сущность стратегического управления 285
12.2. Виды стратегий развития организаций (предприятий) 293
12.3. Выбор стратегии 301
Глава 13. Разработка маркетинговой и товарной стратегии
организации (предприятия). Логистические системы 306
13.1. Маркетинговая философия как основа стратегии 306
13.2. Разработка маркетинговой стратегии 308
13.3. Внедрение маркетинговой стратегии — товарная
стратегия организации (предприятия) 317
13.4. Планирование и контроль над реализацией маркетинговой стратегии 324
13.5. Логистические системы 327 Глава 14. Производственное планирование и бизнес-план
организации (предприятия) 332
14.1. Методологические основы планирования в организации
(на предприятии) 332
14.2. Основные разделы и показатели плана развития 336
14.3. Система показателей, применяемых на предприятиях США 340
14.4. Разработка бизнес-плана организации (предприятия) 342 Глава 15. Теория оптимального выпуска продукции.
Производственная программа и производственная
мощность организации (предприятия) 353
15.1. Производственная программа и ее показатели 353
15.2. Условия оптимальной производственной программы 359
15.3. Производственная мощность предприятия и ее виды 360
15.4. Методика расчета производственной мощности
и показатели ее использования 362
Раздел III. Эффективность деятельности организации
(предприятия) 367 Глава 16. Издержки производства и себестоимость продукции.
Смета и калькуляция затрат 368
16.1. Понятие издержек производства 368
16.2. Классификация и калькулирование затрат
на производство продукции 370
16.3. Зарубежный опыт определения затрат на производство продукции 376
16.4. Важнейшие пути снижения затрат на производство продукции 382
Глава 17. Ценовая политика организации (предприятия) на различных рынках
17.1. Принципы ценообразования на различных типах рынка 387
17.2. Формирование ценовой политики организации (предприятия) 394 Глава 18. Качество и конкурентоспособность. Стандарты
и системы качества 406
18.1. Понятие и показатели качества продукции 406
18.2. Управление качеством продукции 410
18.3. Новая стратегия в управлении качеством 414
18.4. Качество и конкурентоспособность 416
18.5. Стандартизация продукции 420
18.6. Сертификация продукции 424
18.7. Правовое регулирование качества продукции 429
Глава 19. Инновационная и инвестиционная политика
организации (предприятия). Подготовка нового
производства 435
19.1. Инновации и инвестиции на предприятии 435
19.2. Формы организации и финансирования инновационной деятельности 440
19.3. Подготовка нового производства на предприятии 454
19.4. Система инновационных коммуникаций 457 Глава 20. Анализ бухгалтерского баланса и эффективности
деятельности организации (предприятия) 471
20.1. Бухга^ерский баланс — источник информации
о деятельности организации (предприятия) 471
20.2. Общая оценка бухгалтерского баланса 473
20.3. Платежеспособность баланса 485
20.4. Оценка состава и структуры источников средств 492
20.5. Анализ оборачиваемости активов 496
20.6. Анализ доходности организации (предприятия) 500 Глава 21. Промышленное предприятие и окружающая среда 505
21.1. Экологический фактор в размещении производства 505
21.2. Воздействие промышленных предприятий
на природную среду, здоровье человека 508
21.3. Экологический паспорт предприятия 513
21.4. Особенности воздействия на окружающую среду непроизводственных учреждений 523
Глава 22. Налогообложение организаций (предприятий) 526
22.1. Общая характеристика налоговой системы 526
22.2. Налог на добавленную стоимость 530
22.3. Акцизы 536
22.4. Налог с продаж 541
22.5. Налог на прибыль 543
22.6. Налог на имущество предприятий 556
22.7. Транспортный налог 560
22.8. Единый социальный налог 561
22.9. Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения 563
Глава 23. Банкротство организаций (предприятий) и его
профилактика 568
23.1. Сущность и понятие банкротства 568
23.2. Неплатежеспособность — путь к банкротству 571
23.3. Диагностика кризисов в жизненном цикле хозяйствующего субъекта 575
23.4. Профилактика банкротства организаций (предприятий) 578
23.5. Антикризисное управление деятельностью организаций (предприятий) 580
23.6. Последствия банкротства организаций (предприятий)
для экономики государства 583
Словарь терминов, понятий 585
Литература 600