Центральный Дом Знаний - Теория потребительского поведения

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Теория потребительского поведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                   Скачать

по экономической теории на тему:«Теория потребительского поведения»

План работы

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Кривые безразличия. Бюджетная линия……………………………………...4

  2. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений……………..7

Тесты……………………………………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………..……….13

Введение

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом их цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике.

Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

1.Кривые безразличия. Бюджетная линия

Рассмотрим теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа: 1) бюджетной линии потребителя и 2) кривых безразличия.

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия.

Кривые безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта A или продукта B. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов A и B, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. На рисунке 10.2 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты A и B. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность A и B при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

Характерные черты кривых безразличия:

1) Нисходящий вид кривой (Кривые безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт A, так и продукт B обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта B, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта A. Иначе говоря, чем больше B, тем меньше A, так что между количествами A и B существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид).

2) Выпуклость по отношению к началу координат (Чем можно объяснить выпуклость кривой безразличия? Ответ заключается в том, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта A продуктом B (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов A и B. В общем, чем больше количество продукта B, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом, чем меньше количество продукта A, тем больше его предельная полезность. Это значит (см. рис. 10.2), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта A в порядке компенсации на приобретение каждой дополнительной единицы B. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат).

3) Карта безразличия (Кривая безразличия на рисунке 10.2 соответствует некой постоянной величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность — и весьма полезная для нашего анализа — изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 10.3).

Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 10.1). . Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода: с увеличением дохода она перемещается вправо, с уменьшением - влево. Изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии: снижение цен передвигает линию вправо, повы­шение цен - влево.

2.Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия, как это показано на рисунке 10.4. Согласно определению бюджетная линия показывает все комбинации продуктов A и B, доступные для потребителя при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен продуктов A и B. Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение или наибольшую полезность (его потребительский эффект, соотносимый и сопоставимый покупателем с уплаченными за него деньгами). Еще два свойства бюджетной линии заслуживают внимания.

Изменение дохода: расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Изменение цены: изменение цен продуктов также приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Итак, комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия (рис. 10.4).

Существует одно важное различие между объяснением потребительского спроса с помощью теории предельной полезности и с помощью теории кривых безразличия. Теория предельной полезности предполагает, что полезность количественно измерима. Это означает, что потребитель предполагает, сколько именно добавочной полезности извлекается из добавочной единицы продукта А или В. Для равновесного положения, необходимо, чтобы:

Теория кривых безразличия, рассуждая о свойствах бюджетной линии, утверждает, что при данной цене продукта A повышение цены продукта B приведет к перемещению кривой бюджетной линии влево, ближе к началу координат (рис. 10.5). Благодаря манипулированию ценой продукта B при помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить нисходящую кривую спроса на продукт B. Заметим, что изменению подвергалась только цена продукта B. Цена продукта A, так же как и величина дохода потребителя и его вкусы, оставались неизменными на протяжении всего процесса построения кривой потребительского спроса на продукт B.

Тесты

3) Какое из следующих утверждений является неверным:

а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;

в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

Любая точка на линии бюджетных ограничений – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары. Ответ: в).

4) Графическая иллюстрация ситуации, когда рациональный потребитель максимизирует полезность – это:

а) пересечение кривой безразличия и бюджетной линии;

б) точка касания бюджетной линии и кривой безразличия;

в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.

Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке пересечения наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия и бюджетной линией. Ответ: а).

5) Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) если доходы потребителей падают, они покупают меньше данного товара;

б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая при этом объема приобретения других товаров;

в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов потребителей;

г) по мере того как доходы потребителей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

Снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательной способности, а следовательно, и той составляющей спроса, которая вызвана относительно возросшим доходом и платежеспособностью. Отсюда эффект дохода – это изменение структуры покупательного спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократить доходы, а значит получить соответствующую экономию от своего дохода. Размер «экономии» дохода зависит от величины снижения цен, но именно на эту величину покупатель стал бы богаче, состоятельнее и предъявит дополнительный спрос. Ответ: б).

Заключение

Рассмотрев теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа бюджетной линии потребителя и кривых безразличия можно сделать следующие выводы:

- бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающие одинаковой полезностью. Изменение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии;

- кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат;

- потребитель выберет такую точку на бюджетной линии, которая поставит его на наиболее высокую изо всех доступных ему кривую безразличия;

- изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствующих старому и новому положениям равновесия.

Список использованной литературы

  1. Архипова А.И., Ильина С.С. Экономическая теория.- М.: Верби: Проспект, 2006.- 608 с.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Проспект, 2007.- 544с.

  3. Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Книжный мир, 2004.-266 с.

  4. Носова С.С. Экономическая теория: краткий курс: Учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС,2003.- 288 с.: ил.

  5. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник.- М.: НОРМА,2006.- 672 с.: ил.

  6. Экономика: Учебник. 3-изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002.-896 с.

  7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 591с.

  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.- М.: КНОРУС, 2006.-224 с.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24