|
Сценарий и презентация к классному часу "Блокада Ленинграда"Сценарий и презентация к классному часу "Блокада Ленинграда"
Цели:
2) используя умения сравнения, обобщения,
помочь учащимся определить задачи,
которые стояли перед жителями города,
пути решения этих задач; 4) развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.
Наглядность: мультимедийная презентация, выставка детских рисунков о войне и блокаде, слова на доске для словарной работы (блокада, карточки, голод, эвакуация, дистрофия, бомбардировка) Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска
Ход урока: Работа с презентацией «Блокада» Вступительное слово учителя: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 872-дневная блокада Ленинграда.
Слайд № 2: Учитель знакомит учащихся с термином блокада. Слайд № 3: Работа с картой: учитель показывает место расположения города Ленинграда, линию фронта, вражеское кольцо вокруг города, расположение частей Красной Армии
Слайды №№ 4 – 7: Рассказ учителя о жизни в блокадном городе: Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.
Слайды №№ 8 – 13: Рассказ учителя о проблемах с продовольствием в блокадном Ленинграде: К середине сентября запасов муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В течении сентября - ноября нормы выдачи хлеба населению снижались в пять раз. Резко сократилась и суточная норма питания в войсках. Ввиду блокады города с 20 ноября размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов Войскам первой линии — 500 граммов При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. По данным исследований конца XX века – примерно 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз). Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Слайды № 14: Рассказ учителя о Тане Савичевой: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942
г.». Слайд № 16: Задания для внимательных. Закончи предложение
Слайды №№17-19 Рассказ учителя о Дороге жизни: слайд № 15 – работа с картой: Вопрос учащимся: Найдите на карте единственный путь, связавший город Ленинград с «большой землей» 22 ноября на лед Ладожского озера вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 года.
Слайды №№ 20 – 22: Рассказ учителя о жизни в блокадном городе:
Слайды №№ 23 – 27: Учительзачитывает отрывок из «Блокадной книги» Адамовича и Гранина: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спало. Вопрос классу: Какие трудности испытывали дети в блокадном городе?
Задания для закрепления материала: Слайды №№ 28 – 32
Рефлексия: Слайд № 33:
|
Loading
|