|
Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономикиКУРСОВАЯ РАБОТА Скачать по экономической теории на тему: Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики. Содержание Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Введение. Тема данной курсовой на мой взгляд наиболее актуальна на сегодняшний день, поскольку в условиях продолжающегося экономического кризиса фискальная политика играет не маловажную роль в стабилизации национальной экономики. Ведь то, что происходит в финансовой среде сегодня тесно связано с благополучием каждого. Фискальная политика является мерой правительственного регулирования государственных расходов и налогов с целью стабилизации экономики на различных фазах экономического цикла. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому ее еще можно так же называть налогово- бюджетной. Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Используя их государство оказывает влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Так же фискальная политика в рыночной экономике является стержневой частью государственной экономической политики. Фискальная политика реализуется через законы. При помощи фискальной политики государство может воздействовать на экономику как прямо (законодательно) , так и косвенно(по средством встроенных стабилизаторов), что предполагает различные способы стабилизации экономики ,достижения определенных социально- экономических целей, совершенствование налогового законодательства. Фундаментальная задача фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию. Мне хотелось бы всесторонне раскрыть сущность фискальной политики. Ее роль в государственном регулировании национальной экономики, рассмотреть ее цели структуру и используемые методы. 1.Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы. Понятие "фискальная политика", как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж .М. Кейнса. Главное назначение фискальной политики — государственное регулирование современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных инструментов. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому её можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику. Бюджетно-налоговая политика1 -это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Современная
фискальная политика
включает прямые и косвенные
финансовые методы регулирования
экономики. К прямым
относятся способы бюджетного регулирования.
К числу важных косвенных
методов, содействующих накоплению
капитала, относится политика ускоренной
амортизации. По существу государство
освобождает предпринимателей от уплаты
налогов с части прибыли,
искусственно перераспределяемой
в амортизационный
фонд. -дискреционную; -недискреционную.
Дискреционная фискальная
политика основывается
на решениях правительства, которое,
манипулируя налоговыми ставками или
структурой налогообложения, уровнем
государственных расходов, воздействует
на формирование совокупного спроса и
совокупного предложения, реальный объем
национального продукта, уровни занятости,
инфляции и цен.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Второй вид фискальной политики — недискреционная или автоматическая. Она предполагает автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Эти стабилизаторы могут лишь ограничить горизонт и глубину колебаний, так как для этого требуется целая система мер общенационального характера с активным участием государства, предпринимательских и банковских структур. Их суть заключается в увязке величин налоговых поступлений и государственных расходов с изменениями, происходящими в экономике. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам. Рисунок 1. Встроенные стабилизаторы2 G - государственные расходы, Т - налоговые поступления. На рис.(1) размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от роста ВНП, а не от решений парламента и правительства. Поэтому на графике не показано прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Потому как увеличиваются продажи и доходы, налоговые поступления во время подъема растут.. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил предотвращается черезмерный экономический рост. В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики. График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства. Таким образом можно сделать вывод о том, что с помощью фискальной политики государство может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста и стабильности. Используя при этом фискальные инструменты, такие как налоги и государственные расходы. А так же используя дискреционную и недискреционную политику, государство может самостоятельно или автоматически влиять на экономические процессы на разных фазах. На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы. 2.Налоги и государственные расходы и их роль в регулировании национального производства. Налоговый мультипликатор и мультипликатор государственных расходов. Фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику. Но каким же образом государство с помощью этой политики воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости? Чтобы понять общие принципы государственного регулирования, необходимо четко выделить два компонента фискальной политики: правительственные расходы и налоги. Термин «налог» весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в России налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи юридических и физических лиц, осуществляемые на основе специального законодательства и используемые государством для реализации его функций3. Коренным отличительным признаком налогов является принудительный характер их взимания. За нарушение этой обязанности следует наказание, предусмотренное законами той или иной страны. На практике налоги предстают сегодня некий компромисс между потребностями государственной машины и возможностями налогоплательщиков, к достижению которого следует стремиться. В зависимости от способа платежа и самого характера их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Первый вид:
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, облагается непосредственно имущество налогоплательщиков, а также их доходы. Их называют прямыми налогами. Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогом на землю и на другую недвижимость ,которые включаются в аренду и квартирную плату. Второй вид :
Эти налоги называют косвенными - это налоги на определенные товары и услуги, ресурсы. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Косвенные налоги разнообразнее прямых, так как спектр объектов обложения достаточно широк — их гораздо больше, чем разновидностей доходов. Однако косвенное налогообложение является более несправедливым, поскольку оно ущемляет интересы лиц с небольшими доходами, которые практически полностью направляются ими на потребление. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Для реализации практического назначения налогов, налогообложение выполняет четыре важнейшие функции: Фискальная функция — основная, формирует средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Социальная функция —осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами являются : прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могу дополнять, а в другой - исключать друг друга. Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг, с помощью которых можно увеличить или уменьшить совокупные расходы, а тем самым воздействовать на объем национального производства. Расходы государственных бюджетов развитых стран можно разделить на четыре группы, отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований; 1) военные и внешнеполитические расходы; 2) социально-экономические расходы; 3) расходы на государственное управление и охрану правопорядка: 4) проценты по государственному долгу. С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета — постоянное их увеличение. К правительственным расходам относятся:
В данном случае потребителем выступает само государство. Поскольку расходы государства отражаются в расходах бюджета они должны, быть эффективными, сглаживать колебания экономического цикла, повышать темпы экономического роста , положительно влиять на уровень занятости , и обеспечивать национальный экономический рост. Рассмотрим влияние государственных расходов на совокупный спрос (puc. 2). Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики — государственные расходы, то будем исходить из того, что налоги равны нулю. На оси абсцисс отложена величина ВНП, а на оси ординат — совокупные расходы, которые включают суммарные расходы населения, предприятий и государства на изменение благ и услуг. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятием и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под углом 45°. Тогда в любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке. В данную систему введем график потребления—прямая С. Точка А показывает состояние, когда расходы равны потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций—прямая С+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ будет предъявлен спрос населения и предприятий. Введение в экономический анализ государственных расходов (G) сдвигает график совокупных расходов (С + I) вверх и вызывает рост валового национального продукта. Точка макроэкономического равновесия смещается вверх по линии в биссектрисе под углом 45°. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства ВНП. Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса и производство ВНП. В результате закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов на эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между прямыми С+1+G и С+1 показывает величину государственных расходов на товары и услуги. А к чему приведет сокращение государственных расходов? Такое уменьшение (рис. 2) приведет к тому, что точка макроэкономического равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного роста ВНП. Таким образом, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Рис. 2. Влияние государственных расходов на объем валового национального продукта.4 Где С - потребительский расход населения; I - инвестиции предприятия; G - государственные расходы на закупку товаров и услуг . Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.
где Мg — мультипликатор государственных расходов; ΔВНП — приращение валового национального продукта: ΔG — приращение государственных расходов. Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить и через такие экономические категории, как предельная склонность к сбережению (MPS) и предельная склонность к потреблению (МРС): Мg = 1 / 1 - МРС = 1 / MPS. Таким образом, ΔВНП = ΔG × Mg Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при доходы бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов. Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство, на величину ВНП.
Рисунок 3. Влияние налогов на объем ВНП.5 Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любом уровне ВНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков (населения), следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это, в свою очередь, отразится и на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится. При постоянных I и G график совокупных расходов (С+I+G) сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ВНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45°, что иллюстрирует рис. 3. Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов. Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения. Каким будет это уменьшение? Это зависит от предельной склонности к потреблению MPC и предельной склонности к сбережению MPS. Показывает, какая часть падения располагаемого дохода после введения налога произойдет за счет потребления, показывает MPC, а какая за счет сбережения — MPS. Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму налогового приращения (ΔT) на MPC: ΔC = ΔT×MPC. Аналогично, умножение суммы увеличения налога на MRS покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков: ΔS = ΔT×MPS. Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично, (есть располагаемого дохода идет на увеличение сбережения), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП. Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на MPC: МРt = MPg×MPC. Таким образом налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов—к росту ВНП. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары. Разобрав налоги и государственные расходы, можно сделать выводы о том, что посредством налогов и государственных расходов правительство решает те или иные задачи. Через налоги государство может проводить политику стимулирующую предпринимательскую деятельность, снижая налоговые ставки, оказывает влияние на производство. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. С помощью государственных расходов , правительство осуществляет закупки товаров и услуг на социальные нужды и в это же время само выступает потребителем. Политика государственных расходов и налогов оказывает непосредственное влияние на уровень совокупных расходов, а следовательно на объем ВНП и занятость населения, а так же на регулирование спроса. Для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой). Фискальная политика сопровождается так же эффектами мультипликатора . Сущность мультипликатора состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальная. 3. Особенности современной фискальной политики в РФ В условиях перехода к рыночной экономике пришлось практически заново создавать налоговую систему, соответствующую данному сложному периоду. За период 2000—2007 гг. можно отметить существенные успехи налоговой реформы по сравнению с периодом 1990-х годов. Однако формирование налоговой системы страны еще не закончено. Можно говорить лишь о создании основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой.6 Изменения же в налоговой сфере 1999—2007 гг. в России положили начало устойчивым позитивным тенденциям в развитии национальной системы налогообложения. В ходе реформирования налоговой системы в 2002-2006 г.г . многие из налогов были приведены в соответствие с настоящей экономической ситуацией — был снижен уровень многих налогов, серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования, улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков ,налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшились их ставки. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов, законодательно оформилась структура налоговой системы России: общее количество налогов и сборов снизилось с 54 до 15. Достаточно отметить , что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%7. Расходы — составили 6130 млрд. руб., или 18,6% ВВП, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в 2006 г. Минфину удается много лет проводить бюджет с профицитом. В прошлом году профицит достиг более 1,7 трлн. руб.8 В настоящее время Россия накопила самые значительные за всю свою историю золотовалютные резервы. Растут инвестиции в экономику страны, национальная валюта приобретает все большую устойчивость. За это время государственный долг страны сократился с докризисных 146% ВВП до 7% ВВП. В рублёвом выражении государственный долг в прошлом году достиг самого низкого уровня в истории Российской Федерации. В дальнейшем государственный долг будет осторожно увеличиваться в целях осуществления эффективной экономической политики9 Не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты сумели нарастить свои возможности. С 2000 г. по 2007 г. реальные доходы субъектов РФ выросли в два раза. Соответственно в два раза увеличились их возможности и сократились бюджетные задолженности (по заработной плате, социальным выплатам, детским пособиям и т.д.)10 В общем объёме средств финансовой поддержки субъектов РФ доля трансфертов на выравнивание снизилась, а доля субсидий выросла до 34% или в количественном выражении объём средств, выделяемых в рамках этих субсидий, увеличился с 83 до 359 млрд. руб. Сегодня необходимо упорядочить взаимоотношения федерального бюджета с региональными, сделать их более эффективными. Концентрация финансов на федеральном уровне достаточно высока, а муниципальные образования остаются недофинансированными. Статистика показывает, что дефицит местных бюджетов составляет 52,4 млрд. руб., а профицит бюджетов территорий — 38,5 млрд. руб. В связи с этим необходимо создать сквозную систему межбюджетных отношений. Однако наряду с изменениями положительными рассматриваемая направленность налоговой политики привела и к ощутимым отрицательным результатам. Очень серьезная задача Минфина — регулирование инфляционных процессов. Поскольку инфляция представляется главной угрозой экономическому развитию страны, правительству приходилось сдерживать финансирование реальной экономики и отраслей социальной сферы для снижения ее темпов. Достичь прогнозного уровня инфляции на протяжении последних лет Правительству удалось только в 2003 г. В последующие годы ее уровень превышал прогноз. А в прошлом году превысил на 4%. К сожалению, за первые три месяца текущего года имеем 4,8% инфляции. Налицо системная проблема, которая требует особого внимания со стороны Министерства финансов.11 Необходимо так же выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности. Налоговое законодательство России, по сравнению с налоговыми системами стран с развитой рыночной экономикой, оказалось не в состоянии обеспечить многофункциональность налоговой политики, а именно — решения с помощью налогов социальных, экологических, инвестиционных проблем общества. Налоговый кодекс Российской Федерации, сложившийся в своем нынешнем виде нацелен прежде всего и больше всего на реализацию фискальной функции налогообложения. Регулирующая функция так же является одной из основных функций налогообложения. Значительное сокращение инвестиционных налоговых льгот ведет к лишению налоговой системы её регулирующей функции, возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития производства. Кроме того требуют решения и социальные вопросы: разбалансированность пенсионной системы, фактически ставшее платным здравоохранение, устаревшая система образования. Все эти проблемы требуют серьезных финансовых затрат и государства, и бизнеса, и самого населения. Но это должно быть сделано не в ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных россиян, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес и, не провоцируя инфляцию. На сегодняшний день большой проблемой является и отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками Согласно опубликованным в ноябре 2007 г. результатам исследования компании Ernst&Young, отношения между налогоплательщиками и налоговым органами в России по-прежнему далеки от идеальных. В основном эта констатация касается правоприменительной практики и процедурных вопросов. Из-за этого решение отдельных проблем налоговых отношений переходит на уровень исполнительной и судебной властей12. Также до сих пор в системе налоговых отношений имеются лазейки для ухода от налогообложения, что порождает новую цепочку проблем в сфере налогообложения. В развитых странах реализованы меры по образованию одного налогового ведомства. Более того, в некоторых из них налогоплательщика освобождают и от обязанности представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые декларации. Это во многом существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стропы налогоплательщиков. Все сказанное серьезно ухудшает налоговый климат в стране, нарушает стабильность российской налоговой системы и в определенной мере усиливает ее непредсказуемость.<.......> |
Loading
|