Центральный Дом Знаний - Ценовая политика предприятия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ценовая политика предприятия

Курсовая работа                    Скачать

По дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Ценовая политика предприятия»

Оглавление

Введение. 4

1.Цена: понятие, виды, функции. 8

2.Ценовая политика предприятия. 21

3.Методы ценообразования. 26

Заключение. 32

Список использованной литературы. 34

План.

Введение.

1. Цена: понятие, виды, функции.

2. Ценовая политика предприятия.

3. Методы ценообразования.

Заключение.

Введение.

Актуальность темы. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элемен­тов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая катего­рия. В ней пересекаются практически все основные проблемы раз­вития экономики, общества в целом. В первую очередь это отно­сится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни­ков одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонни­ки другой теории считают, что цена товара представляет собой сум­му денег, которую покупатель готов заплатить за товар определен­ной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены ценообразование представляет собой про­цесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в ос­новном две системы ценообразования: 1) централизованная, кото­рая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, ос­нованная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожес­точенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется ко­личеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции за­ключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в това­рах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд при­нято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров от­ражает отношение представленных в них величин абстрактного тру­да. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных за­трат в наилучшем варианте использования производственных ре­сурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной «нестои­мостной» величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к сле­дующему: что же определяет цену товара — предложение (стои­мость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость есть функция полезности товара?

Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос: что такое рынок в циви­лизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется много определений поня­тия «рынок». И это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представ-, ляется следующее определение. Рынок — это устойчивые, постоян­но воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъекта­ми рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляю­щих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денеж­ных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, за­работной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стои­мостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизвод­ства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, — на базаре, в деловом офисе, по теле­фону, на бирже и т. д. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого экономического процесса является цена.

Цели и задачи курсовой работы:

Определить что такое цена, её виды и функции.

Ценовая политика предприятия.

В чем заключаются методы и принципы ценообразования.

  1. Цена: понятие, виды, функции.

Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить продукт, а производитель продать.1 Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях: учётная, стимулирующая, распределительная, сбалансирования спроса и предложения. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Она же определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукта, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счёте цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения продуктов, но и размер прибыли. Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек.

В зависимости от ряда экономических признаков в переход­ный период все цены классифицируются по видам и разновидно­стям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товар­ного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на сле­дующие основные виды:

оптовые цены на продукцию промышленности;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция, предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственно­сти в порядке оптового оборота.2 Продукция продается и покупает­ся оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципи­альное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным от­ношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: оптовая цена предприятия и оптовая цена промышленности.

Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

предприятие — оптовая торговля;

оптовая торговля — розничная торговля;

розничная торговля — потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

оптовая цена промышленности;

розничная цена (о ней речь пойдет дальше).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

13) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответстпенно сужается сфера действия других видов цен на строительную про­дукцию.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.3 На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформи­руются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены — договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зави­симости от соотношения спроса и предложения.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организа­циями с отправителей грузов и населения. Составные элементы та­рифа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировка гру­зов).

Розничные цены — цепы, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим цепам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Цены на коммунальные и бытовые услуги — это плата за раз­личного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и комму­нальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и им­портные цены), обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражаю­щих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, стимулирует или сдерживает расширение производства и потребление различных продуктов. Цена может поощрять или тормозить научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.

Распределительная функция цены связана с отклонением ее от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими её секторами, рыночными формами собственности, регионами, социальными группами населения.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и предложением, предложением и спросом. Она сигнализирует о диспропорциях в сфере производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

Все названные функции взаимосвязаны и взаимодействуют, а в некоторых случаях вступают в противоречие. Выполнение всех этих функций предполагает свободное движение цен. Помехами могут быть инфляция и монополия, искажающие подлинную динамику цен.

Факторы, влияющие на уровень цен и их динамику подразделяют на внутренние и внешние по отношению к предприятию. Внешние факторы не контролируются предприятиями. К ним относятся: потребители, государственное регулирование, участники товародвижения, конкуренты, издержки. К внутренним факторам относят: издержки на производство продукта, специфика производимой продукции, особенности производственного процесса, реклама, рыночная стратегия и тактика производителя, специфика жизненного цикла продукции, организация сервиса, объём рынка и др.

Таким образом, цены находятся в тесной зависимости от внутренних и внешних факторов. На последние предприятие влиять не может, но оно должно их учитывать, иначе его деятельность может оказаться убыточной. На внутренние факторы предприятие может оказывать влияние в большей или в меньшей степени. И внешние, и внутренние факторы взаимодействуют и в конечном счёте определяют динамику цен.

Экономические функции цены. Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реали­зации в реальной действительности внутренней, глубинной сущнос­ти экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно- выделить пять функций цены.

1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т. е. яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на ры­нок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием мно­жества факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изго­товителя и покупателя товара в результате столкновения их интере­сов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформиро­ванного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулиро­вание.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конку­рентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качест­ва товара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели — ВВП, национальный доход, объ­ем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели — рентабельность, производитель­ность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произве­денной или реализованной товарной продукции фирмы равен сум­ме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей Эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощ­рительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимули­рующее воздействие на производителя (и это принципиально важ­но) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличе­нию (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных това­ров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем установления повышен­ного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, ко­торая позволяет производителю выгодно реализовать свою продук­цию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техни­ческого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении но­вых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу по­лезного эффекта и др.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвен­ных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, систе­мы договорных цен и т. д.

В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование ценами производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

3. Распределительная функция цены связана с возможностью от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыноч­ных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осущест­вляется распределение и перераспределение национального (чисто­го) дохода между:

отраслями экономики;

различными формами собственности;

регионами страны;

фондом накопления и фондом потребления;

различными социальными группами населения.4

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета де­нежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавлен­ную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общего­сударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

С помощью цены осуществляется перераспределение создава­емой стоимости между производителем и потребителем, между от­дельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При уста­новлении цены на товар выше его стоимости часть се перераспре­деляется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного то­вара несет повышенные расходы, а продавец соответственно полу­чает увеличенные доходы.

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый ха­рактер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о за­кономерности отклонений иен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, по­скольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

В качестве средства перераспределения чаще всего используют­ся/регулируемые цены. Однако они не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют фи­нансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффектив­нее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налого­вых платежей. Использование цен в данном случае даст меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все насе­ление.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах про­изводства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении дис­пропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложе­нием и спросом равновесие между ними достигается либо увеличе­нием/сокращением производства товаров, либо путем роста/сниже­ния цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предло­жением регулировалась планами производства и материально-тех­нического снабжения. Спрос лишь частично регулировался уста­новлением относительно более высоких цен на особо модные това­ры и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, — так называемые сезонные пены (уценки).

В условиях рыночных отношений цена в этой функции выпол­няет роль стихийного регулятора общественного производства: со­кращается производство товаров, не пользующихся спросом, а мате­риальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практиче­ски это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При про­чих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня иен на них. Чем выше цепа, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров сни­зится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа воз­можна лишь при снижении цен.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между це­ной и количеством товаров, представленных на рынке. При повы­шении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и на­оборот. В современных российских условиях имеет место следую­щий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импорт-том.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение пред­ложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

По мере становления рыночных структур и развития конкурен­ции, достижения сбалансированности между, спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

С развитием рыночных отношений, свободного предпринима­тельства и конкуренции эта функция цены будет все более усили­ваться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве.

4. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства по мере перехода страны к рыночной экономике также бу­дет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов — туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т. е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Однако в условиях российской экономики при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкурен­ции переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому пред­приниматели использованию своих капиталов на развитие произ­водства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятель­ности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового ка­питала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта, различных групп товаров.

(Вложение же капиталов в производственные виды деятельности При достаточно длительном цикле производства и в условиях инфля­ции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

"Всё Названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к необходимости со­гласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя «переливу» капиталов в те отрасли и секторы экономи­ки, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие прак­тически со всеми остальными функциями, особенно со стимули­рующей и распределительной, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воз­действием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. В хозяйствен­ной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многооб­разными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

  1. Ценовая политика предприятия.

Ценовая политика предприятия зависит во многом от конкурентной структуры рынка. Различают совершенную и несовершенную по типу конкуренции структуры рынка. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей стандартизированного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Производители и потребители подстраиваются под рыночную цену. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции – для отрасли – обратно пропорциональна, то есть снижение цены способствует увеличению спроса. Если предложение товаров в отрасли возрастает, то цена снижается, причём для всех предприятий, независимо от объёма их производства.

Следовательно, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Предприятиям приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако в данной ситуации предприятие может кратковременно воздействовать на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, которая состоит в установлении цен на максимально высоком уровне с последующим медленным снижением до рыночного уровня.

К рынкам несовершенной конкуренции относятся рынки монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Рынок монополистической конкуренции состоит из многих предприятий, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Данному рынку присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между предприятиями; дифференциация товаров, выпускаемыми предприятиями-конкурентами, за счёт различий как в потребительских свойствах, так и в оказании неодинаковых дополнительных услуг; лёгкость проникновения на рынок. Наиболее распространённая стратегия на данном рынке – установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам.

При сильно дифференцированном покупательском спросе может быть использована стратегия цен «выше номинала». Суть данной стратегии: покупателям с высоким уровнем доходов предлагаются товары категории «люкс» по очень высоким ценам; для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по пониженным ценам. Эта стратегия требует от предприятия, её использующего, строгого контроля за конкурентами.

Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными предприятиями, производящими как однородные, так и отличные друг от друга товары. На такой рынок новому предприятию проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник рынка чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

На данном рынке применяется множество стратегий ценообразования. Наиболее часто встречается «параллельная ценовая политика». Суть данной стратегии: если одно предприятие изменяют цену, то и остальные меняют её в том же направлении.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец, который сам устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других предприятий. Однако монополия при этом учитывает спрос на свою продукцию и издержки её производства. Ценовые стратегии, осуществляемые монополистом, строятся на принципе ценовой дискриминации. Согласно этому принципу, предприятие продаёт товар или услугу по разным ценам, учитывая доходы потребителей, время, территорию, вариант товара, услуги.<......>

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24