|
Чистая монополияКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Скачать по экономической теории на тему: Тема№15. Чистая монополия. План работы. Введение 3 1.Признаки чистой монополии 3 2. Максимизация прибыли в чистой монополии 5 3.Тесты 7 Заключение 8 Список использованной литературы 9 Одним из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция. Конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. При совершенной конкуренции никто из продавцов и покупателей не в состоянии повлиять на цену товара, и она складывается свободно, под влиянием спроса и предложения. При неконкурентном рынке конкуренция подавляется частично или полностью. В зависимости от степени ущемления конкуренции неконкурентный рынок подразделяется на три больших сегмента: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок олигополий. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними противоположными формами рыночной структуры. Чистая монополия это теоретическая абстракция, так как во-первых, не много найдется продуктов , у которых нет заменителей, а во-вторых , даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности ведется в условиях, близких к чистой монополии. Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, такие как монополистическая конкуренция и олигополия. 1.Признаки чистой монополии. Монополия представляет собой рыночную структуру, где одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. Поведение монополиста на рынке характеризуется тем, что он: является единственным продавцом товара; вступает в рыночные отношения только покупателями своей продукции; сознательно ищет и устанавливает такой уровень цен, при котором прибыль будет максимальной. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть назначена очень высокая цена для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой» нормы прибыли, которая даст организации возможность поддержать производство, а при необходимости и расширить его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть- благодаря невысоким ценам- на всю глубину рынка. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или совсем невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, большая сумма капитала, необходимая для открытия фирмы, исключительные права, полученные от правительства и т.д. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания чистой монополии и монопольной власти. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. 2. Максимизация прибыли в чистой монополии. Монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цен, при котором прибыль будет максимальной, поэтому, для того чтобы продать дополнительную единицу продукции он должен снизить цену. Таким образом, цена спроса для монополиста зависит от него самого и находится в обратной зависимости с объемом продаваемого продукта. Поэтому при увеличении объема продаж: цена изделия снижается с максимальной до минимальной; общий доход сначала возрастает, а потом убывает; предельный доход MR убывает с максимального до минимального и имеет положительное значение, когда общий доход возрастает и отрицательное, когда общий доход убывает. Равен нулю, при максимальном значении общего дохода, меньше цены , так как снижение цены на единицу продукции распространяется на весь возрастающий объем прдаж. Так как чистый монополист представляет всю отрасль( он единственный в отрасли), то его кривая спроса, есть кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид Спрос будет эластичным по цене, если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит и валового дохода. Если же падение цены будет уменьшать валовой доход, то спрос будет неэластичным. Это означает, что графически эластичный участок кривой спроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода TR (см. рис.1). Следовательно монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D, и избегать таких комбинаций «цена-количество», которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса. Графически это выглядит так: Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться и равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом. 3.Тесты. 1). Ценовая дискриминация это; а) продажа по разным ценам одной и той же продукции разным покупателям при одинаковых издержках производства; б) различия в оплате труда по национальности и полу; в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цена на потребительские товары; г) повышение цены на товары и услуги более высокого качества; д) все предыдущие ответы неверны; е) все предыдущие ответы верны. Ценовая дискриминация-это продажа по разным ценам одной и той же продукции разным покупателям при одинаковых издержках производства. Применение ценовых льгот для определенных групп покупателей позволяет монополисту получить большую массу прибыли за счет расширения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличение цен для других, более обеспеченных групп - компенсировать потери. 2). Тип рынка, на котором имеется только одно предприятие –продавец; а) монопсония; б) монополия; в) олигополия; г) монополистическая конкуренция; д) чистая конкуренция. Тип рынка, на котором имеется только одно предприятие –продавец – это монополия. Сам термин «монополия» происходит от греческого «monos polein»-«единственный продавец». Монополия представляет собой рыночную структуру, где одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Заключение. В данной работе были рассмотрены основные понятия чистой монополии ее признаки и условия максимизации прибыли. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что монополист вовсе не стремиться «заломить» свою монопольную цену. Она устанавливается при условии MR=MC. Если монополист установит цену выше равновесной то, это повлечет за собой снижение количества продукции и прибыли. Это невыгодно монополисту. Однако чистая монополия-явление редкое и ее изучение позволяет лучше понять другие рыночные структуры, такие как монополистическая конкуренция и олигополия. Список использованной литературы Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. Гл.9. - М.: Проспект, 2000. Экономика в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. И.П.Николаевой. Гл.16. –М.: Проспект, 2007. Ф.Котлер. Основы маркетинга Гл.10.-М: Прогресс 1992. |
Loading
|