Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка, 3 класс. "Как появляются удвоенные согласные на стыке

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка, 3 класс. "Как появляются удвоенные согласные на стыке

Конспект и презентация к уроку русского языка, 3 класс. "Как появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня"

Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.

Цель:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи:

  1. познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением;

  2. развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

  3. развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа;

  4. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

  5. развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

  6. воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Ход урока:


  1. Организационный момент.


Приветствие. (Слайд №2 «Солнышко»)


Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

  • Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.


Всем доброе утро!


    1. Сообщение цели урока.


  • Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.


    1. Чистописание.


мм пп лл рр (Слайд №3)

  • Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные).

  • Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

  • Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

  • Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

  • Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

  • Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

  • В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне).

  • Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (Один ученик чертит схему на доске).


    1. Введение в тему.

  • Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.


  • Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты).


(Слайд №4)



Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал

  • Сколько групп вы можете выделить? (2).

  • Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)

  • По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).

  • Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)

  • По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

  • Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:


(Слайд №5)



коллекти… расск…зал

акко… отт…лкнул

масса… подд…ржал


  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

  • Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

  • Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

  • Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)


    1. Постановка проблемы.

Проблемный вопрос.

  • В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

  • Оцените ответ.

  • Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

  • Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

    1. Открытие новых знаний.


  • Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.


Проверка.

(Слайд №6)


  • Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

  • Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)

  • Как графически обозначили свои наблюдения?


  • Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

  • Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …)

  • Как графически обозначили свои наблюдения.


  • Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)


Сообщение нового


  • В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

  • Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

  • Прочитайте об этом на следующем слайде. (Слайд №7).



Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную.


  • Что вы узнали нового?

  • Давайте сделаем вывод:

  • Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?


  • Что мы с вами сделали? (Открытие)


  • Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

  • А как она называется? (Варианты ответа).

  • Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.


Работа в парах.


  • А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос:

  • Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)


Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.


  • Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают).

  • Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд №8).



Тема урока:

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.


    1. Физминутка.

«Потопаем, похлопаем»

(Слайд №9)

– Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки – потопайте.

делать, сделать, переделать


написать, писать, списать


вёз, отвёз, вывез, привёз


занёс, нёс, снёс, вынес


    1. Развитие умений.

      1. Выделение ключевых слов урока.

  • Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).

Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.

  • Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?


      1. Работа с учебником.


1) стр. 108, упр.159.


Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.



  • Прочитайте задание.

  • Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып-, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

  • Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.


2) стр. 108, упр. 160.

  • Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.


Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.


  • Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?


массаж

кроссворд

аттестат

одноклассник

  • Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?


рассмешил

оттолкнул

оттаял

ввинтил

оттуда


Вывод.

  • В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)

  • Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?


      1. Работа в парах (задание творческого характера).


  • Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая пара получает карточку с заданием).



1) Подумайте, как правильно написать слова.


бе(с, сс)полезно

ра(с, сс)писание

бе(с, сс)трашный


2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.



Проверка:


Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд №10).




бесполезно

расписание

бесстрашный


  • Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде №11)



Алгоритм:
  1. Прочитай слово.
  2. Выдели корень.
  3. Выдели приставку.
  4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
  5. Сделай вывод.
  6. Запиши слово.
  7. Обозначь орфограмму







    1. Подведение итогов.

  • Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

  • Что было для вас самым интересным на уроке?

  • Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке


Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.


Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.


Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

    1. Домашнее задание: с.111, упр.5


Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24