Центральный Дом Знаний - Экономическая теория как наука

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономическая теория как наука

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА             Скачать

По экономической теории на тему: «Экономическая  теория  как наука»

План работы

Введение……………………………………………………………………3                                                                                                                

Предмет и метод экономической теории ………………………………..5

Функции экономической теории…………………………………………14

Тесты……………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………….18

Введение.

 Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и  методы, а также функции экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

 Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, – дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Цель контрольной работы  – раскрыть содержание предмета и методов, а также функций экономической теории.

 Предмет и метод экономической теории.

 Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, является атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсом является время – в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряется количеством лет. Сам человек несовершенен, его физические и интеллектуальные возможности далеко не безграничны. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, расширяющие объем приобретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Металл может применяться для космических ракет и автомобилей, морских и воздушных лайнеров и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков. Время можно использовать для изучения экономической теории или бездумного лежания на диване. Многовариантность применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования – еще и относительной редкостью.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди. При этом предполагается, что потребности людей (в их развитии), лежащие в основе их целей, в принципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собой ставят.

Возвращаясь к характеристике предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Именно поэтому эта наука является гуманитарной, изучающей закономерности поведения человека.

Существует много различных определений предмета экономической теории.

Между субъектами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена и потребления производственных благ и услуг. Это совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности является предметом изучения экономической теории.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие (рис. 1).

            

Наблюдение и сбор фактов

            Эксперимент

            Моделирование

Метод научной абстракции

            Анализ и синтез

            Системный подход

Индукция и дедукция

Исторический и логический методы

            Графический метод



Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

 

Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились  товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий  формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения — в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

 Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).

 Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

 Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).

 Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

 Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение  в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 2.  Функции экономической теории.

1. Познавательная функция

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет от­крыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Экономическая теория сохраняет научный характер при усло­вии, если опирается на факты — достоверные и типичные для изу­чаемой социально-экономической жизни. Добротной научной ос­новой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Под­чинение данным наблюдения — золотое правило, от которого за­висит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценнос­ти и должна отвергаться».

Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отно­шения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономичес­кие модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяй­ственного процесса), в которых показываются внутренние взаимо­связи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться с такими моделями.

Зная тенденции (направления) и законы экономического разви­тия, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятель­ности.

2. Методологическая функция

Методологическая (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-техничес­кого и социально-экономического развития на обозримое будущее. Т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государ­ству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выб­рать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее ста­новятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

3. Практическая функция

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для опреде­ленных условий хозяйственная деятельность предприятий и госу­дарства.

Успешное выполнение указанных функций достигается посред­ством творческого применения научных методов исследований.

 3. Тесты.

Производственные отношения – это:

а) отношения производства, распределения, обмен и потребление;

б) взаимодействие человека со средствами воспроизводства;

в) использование ресурсов;

г) отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства;

д) этические, морально-нравственные взаимодействия отношения между людьми

Ответ: а ( т.к производственные отношения – это общественная форма реализации производительных сил. Под производительными  силами понимается, силы природы и общества, факторы производства и ресурсы, способные создавать национальное богатство в любой форме и обеспечивающие рост производительности труда)

 Метод познания ограничивается:

а) движением мышления от абстрактного к конкретному;

б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

г) созерцанием;

д) использование всех методов мышления;

Ответ: а (т.к. в процессе восхождении от абстрактного к конкретному происходит развертывание наиболее общей экономической формы в целостную систему экономических отношений, конкретное представление  не случайное нагромождение явлений, а целостной внутренние связанной картиной общественной жизни)

 Заключение.

Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

 Список используемой литературы.

Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект. 2006. Гл. 1

Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Е.Ф.Борисова. М.: Проспект. 2006. Гл. 2

Основы экономической теории: Учебник/ Под ред. Р.М. Нуриева. М.: Высшая школа. 2001. Гл. 1

Афанасьев В. Метод экономической двойственности. // Вопросы экономики. 2005. № 8.

Афанасьев В. Структура экономических явлений. // Экономист.

2006. № 6.

 

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24