|
Конспект и презентация к уроку-рассуждению по литературному чтению в 3 классе по системе Л.В. ЗанковКонспект и презентация к уроку-рассуждению по литературному чтению в 3 классе по системе Л.В. ЗанковаТема. « Такой незнакомый знакомый мир (поэтические открытия)». Цель урока: Ещё раз подчеркнуть, что ПОЭТ всё видит по-особому: любой предмет для него может «ожить» и приоткрыть целый мир воспоминаний, чувств, мыслей, переживаний. Задачи урока: - продолжить работу по различению способа восприятия мира учёным и поэтом (о чём думает учёный ?, что чувствует поэт?); - рассмотреть поэтическое переживание мира и использование поэтических приёмов (олицетворение, сравнение, контраст) как то чудо, которое делает рифмованные строчки поэзией. Оборудование: - разработка мультимедийного урока; - презентация-сопровождение; - компьютер, мультимедийный проектор; - учебник по литературному чтению 3 класса (часть I), авт. Чуракова Н.А.; - карточки с домашним заданием; - предметы интерьера, настраивающие детей на урок; - рисунки детей на тему «Чудеса окружающего мира»; - музыкальное сопровождение. I.Организационный момент. Психологический настрой. Учитель: - Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Чтобы на него настроиться, закройте, пожалуйста, глаза и представьте цвет, образ, звуки, соответствующие вашему настроению.
(Учащиеся выполняют задание около 30 секунд). Учитель: - Какой ты представил цвет? - Какой звук соответствует твоему настроению? - А как ты думаешь, какое настроение на ощупь? (Ответы детей: по 2-3 человека на каждый вопрос). Учитель: - Как вы считаете, почему у всех ответы разные? Дети: - У всех разное настроение. - Каждый ощущает мир в данную минуту по-своему. II. Работа над названием главы. Учитель: - Сегодня мы переходим к изучению новой главы. Откройте с. 85 и прочитайте её название. (Учащиеся знакомятся с названием главы: «Такой незнакомый знакомый мир»). Учитель: - Пусть это название станет темой нашего урока. (Тема урока: «Такой незнакомый знакомый мир. Поэтические открытия»). Учитель: - Рассмотрите картинку на шмуцтитуле (автор Сергей Цедилов). Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший такую картинку? Давайте рассмотрим её детально. - В чём особенность нарисованного дерева? Дети: - Дерево поделено на две части: с одной стороны дерево голое, с другой – с листочками и цветами. Учитель: - Что этим хотел сказать художник? Дети: - Голые веточки весной распускаются, дерево начинает цвести. - Дерево может быть разным. Природа наделила его необыкновенными возможностями, в нём заложена сила чудесного превращения.
Учитель: - Зачем автор рисунка изобразил два домика? Дети: - С одной стороны, обычный деревянный дом может стать сказочным теремом, если его строит настоящий Художник. - С другой стороны, даже такой маленький домик может быть необыкновенным, если человек видит прекрасное в обычном. - Может быть этот маленький домишко связан с воспоминаниями, волнующими душу, связан с теплом любви к родному дому.
Учитель: - А причём здесь курица и кентавр? Дети: - Среди обычных лошадей может оказаться необыкновенная. - Даже самая обычная курочка может снести золотое яйцо, т.е. чудо всегда рядом с нами. Учитель: - А кот? Почему он так изображен? Дети: - Кот и обычный и сказочный одновременно. Учитель: - Как вы думаете, в чем же смысл названия этой главы «Такой незнакомый знакомый мир»? Дети: - Мир, который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, но на самом деле он сложный и неразгаданный, полный тайн и чудес. Чудеса всегда находятся рядом с нами, надо только уметь их замечать. Учитель: - Как вы считаете, а можно ли познать этот мир до конца? Дети: - Нет, конечно. Мир до конца познать невозможно. Учитель: - А какие произведения могут быть в этой главе? Может быть поэзия? Дети: - Конечно. Учитель: - Почему? Дети: - Поэт может лучше других разглядеть необычное в обычном. Учитель: - А могут быть произведения о природе? Почему вы так считаете? Дети: - Природа сама по себе загадка, она таит множество чудес.
Учитель: - Вы сказали, что чудеса всегда находятся рядом с нами, надо только уметь их замечать. Давайте посмотрим, какие чудеса вы заметили в таком кажущемся нам понятном и знакомом мире.
(Дома учащиеся выполняли рисунки на тему «Чудеса и диковинки окружающего мира». Коллективный просмотр работ.)
III. Расширение представлений о Японии и японском искусстве.
Учитель: - Вы нашли много необычного в окружающем нас мире. Необычными бывают картины природы, люди, чувства человека и даже страны. С одной такой необычной страной мы уже немного знакомы. Она лежит на островах к востоку от побережья Азии. Её ещё называют страной восходящего солнца. Что это за страна? Дети: - Япония. Учитель: - Верно. Давайте вернёмся на год назад и вспомним наше выступление на фестивале Дружбы народов.
(Рассказы детей о Японии по слайдам).
(А вот такой Японский флаг однажды зимой увидели у нас в России). А её герб – золотая хризантема – тоже символ солнца. Поэтому Японию называют Страной восходящего солнца.
Учитель: - А какие ассоциации возникают у вас со словом хокку?
Дети: - Это японские трёхстишия. - В них нет рифмы. - Они о природе, о чувствах человека. - Они содержат в себе глубокий смысл.
Учитель: - Можно ли хокку назвать поэзией?
Дети: - Да, конечно.
Учитель: - Но ведь здесь нет рифмы, а вы говорите, что это поэзия.
Дети: - Но в хокку переданы чувства поэта, он увидел красоту в самом обычном, мимо чего другие люди могут просто пройти и ничего не заметить.
IV. Работа над эпиграфом к главе. Учитель: - Послушайте хокку японского поэта Ёса Бусона. (Читаю эпиграф к главе учебника на фоне японской мелодии) Вереницей гусей – Строка, а ниже печать – Луна под горой.
Учитель: - Вам понятен текст стихотворения? Что хотел этими словами сказать поэт?
Дети: - Поэт хотел сказать, что в природе есть свои способы оставлять нам сообщения, писать письма.
Учитель: - Если вы взглянете на небо и увидите летящую треугольником стаю журавлей, вы поймёте это сообщение природы? О чём оно будет говорить?
Дети: - Что наступила весна или осень.
Учитель: - Обратитесь к тексту хокку ещё раз. Какими наблюдениями делится поэт? Какую картину вы себе представляете?
Дети: - Чистое ночное небо Японии, освещённое луной, на котором видна линия летящих гусей.
Учитель: - Кроме того, что это красиво, о чём ещё говорит нам поэт? Кто написал эту строку и поставил круглую печать?
Дети: - Природа.
Учитель: - Какой литературный приём использует автор? Докажите.
Дети: - Олицетворение. Природа словно человек, который может написать и передать другим сообщение.
Учитель: - Я хочу вам прочитать, что пишет автор учебника: «Японский поэт представил небо в виде гигантского свитка, на котором природа пишет свой собственный текст».
- Что это значит? Какими, на ваш взгляд, могут быть тексты на небе? Что может быть строками в этих текстах?
Дети: - Тексты могут быть написаны облаками, звёздами, солнцем… Природа выпускает в небо птиц…
Учитель: - Так кто же настоящий волшебник: Природа или поэт?
Дети: - Настоящий волшебник – Природа. Но поэт помогает разглядеть все её чудеса, выразить их в своём творчестве.
Учитель: - Подумайте, когда волшебство Природы заметно всем, а когда только поэту?
Дети: - Всем заметно, когда в природе происходят резкие изменения. Например, ещё вчера веточка была голая, а наутро она вдруг вся усыпана брызгами зелёных листочков.
- Или когда земля была голая, чёрная, а на следующий день – покрылась белоснежным ковром.
- А может быть над землёй повисла разноцветная радуга.
- А поэт видит прекрасное даже в самом обычном, он замечает мельчайшие изменения в природе, всё то, что обычному человеку в глаза не бросается.
V. Физминутка.
(Релаксация под японскую музыку).
VI. Работа над хокку Мацуо Басё.
Учитель: Уродливый ворон – И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! Учитель: - Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Вы согласны с поэтом?
Дети: - Ворон – некрасивая птица и он не может быть прекрасным.
- В природе нет некрасивых животных и птиц. Все красивы по-своему.
- Снег был первый, значит белый и чистый. Это так красиво, что даже чёрный ворон на его фоне становится прекрасным.
Учитель: - А какой литературный приём использует поэт в этом хокку?
Дети: - Контраст: белый снег и чёрный ворон.
- Красота и то, что на первый взгляд кажется уродливым.
Учитель: - Почему поэт использует именно контраст? Какую мысль этим он хотел донести?
Дети: - Поэт хотел сказать, что первое впечатление обманчиво. Нельзя сразу всё отвергать.
Учитель: - Вы правы. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что он увидел. Как он пронзительно чувствует природу. Изумительные стихи, и всего три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах
VII. Творческая работа. Учитель: - Давайте сегодня на уроке мы тоже почувствуем себя поэтами. Вам было дано задание – закончить хокку. а). Бабочка, не спи! Ну, проснись же скорее – … б). На голой ветке Ворон сидит одиноко. … (Дети читают свои хокку).
X. Домашнее задание.
Сочинить хокку на любую из предложенных тем:
«Утро зимнего дня…» «Время бежит…» «Роса…»
(задание даётся на карточках)
VIII. Поэзия в прозе. Учитель: - В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках её цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город и наслаждаются этими необыкновенными картинами природы. Этот праздник так и называется – праздник созерцания.
- Красоту цветущего дерева видят все. А можно ли любоваться голыми ветками? - Кто способен увидеть и передать эту красоту?
Дети: - Человек, у которого поэтическая душа.
Учитель: - А можно ли назвать поэтическим произведением прозу? Встречались ли мы с такими произведениями?
Дети: - Да, это сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане», «Красота» и другие.
Учитель: - В чём же идея этой сказки?
Дети: - Красота содержится во всём, только это надо заметить.
Учитель: - Можно ли сказать, что смысл хокку об уродливом вороне и смысл сказки С.Козлова «Красота» одинаков? Докажите. Учитель: - А что нужно иметь, чтобы видеть вокруг себя эту красоту?
Дети: - Нужно иметь добрую открытую душу.
Учитель: - Вспомним стихотворение М. Цветаевой « Одна половинка окна…» ( Учащиеся читают стихотворение наизусть).
Одна половинка окна растворилось. Одна половинка души показалась. Давай-ка откроем и ту половинку, И ту половинку окна!
Учитель: - О какой второй половинке окна идёт речь? Важно ли с открытой, чистой душой воспринимать этот мир? Докажите.
Дети: - Марина Цветаева говорит нам о второй половинке души. То есть, мы должны распахнуть этому миру всю свою душу целиком, чтобы уметь видеть красоту окружающего мира, порой даже там, где с первого взгляда её не видно.
IX. Рефлексия. Подведение итогов. Учитель: - Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне сегодня…»
Дети: - Больше узнать о Японии. - Ещё раз убедиться, что только человек с открытым сердцем, с открытой душой может стать поэтом. - Увидеть красоту в самых обычных вещах. - Попробовать себя в роли поэта, сочинит хокку…
Учитель: - И я хочу закончить наш урок девизом японских поэтов: Всматривайтесь в привычное, И увидите неожиданное! Всматривайтесь в некрасивое, И увидите прекрасное! Всматривайтесь! Вслушивайтесь! Вникайте! Не проходите мимо! |
Loading
|