Центральный Дом Знаний - Экономическая теория как наука

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономическая теория как наука

План работы                                   Скачать

Введение………………………………………………………..3

Предмет и функции экономической теории………………4

Методы экономической теории…………………………...10

Тесты…………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………16

Введение

Изучая любую науку студенту волею или неволей, приходиться уяснить для себя, что же является объектом изучения конкретной науки, круг процессов и явлений, которые она исследует, а также способы этого исследования. Задача данной контрольной работы заключается в следующем - выяснить предмет изучения дисциплины «Экономическая теория»,  раскрыть ее основные функции, методы и определить ее место в общей массе других наук.

Экономическая теория является теоретической базой для целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Необходимость изучения экономической теории как дисциплины, нельзя недооценить, так как именно данная наука занимается  изучением тех насущных проблем, которые затрагивают нас всех без исключения.

Несмотря на свой чисто  фундаментальный характер, предмет имеет практическое значение для мирового сообщества так, как на базе данной науки формируются теория и практика управления общественными процессами, прикладываются всяческие усилия для создания рациональных финансовых и кредитных систем, организуется учет и контроль над производством, в общем, всего не перечесть.

1. Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория, как и любая наука, имеет свой предмет исследования. В процессе анализа предмета используются различные специфические приемы его изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

В процессе развития человеческого общества представления о предмете экономической теории претерпевали изменения. Длительное время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. На современном этапе  предмет экономической теории все больше связывают с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов так, как мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. Все что нас окружает, и все то, чем мы пользуемся количественно и качественно ограничено. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Даже время является ограниченным ресурсом - сутки ограничены 24 часами, проживаемая же человеком жизнь измеряется летами. Сам человек также не является совершенным созданием, его физические и интеллектуальные возможности также имеют определенный предел. Но нельзя абсолютно уверенно утверждать, что ресурсы ограничены. Человечество с заметным постоянством пополняет багаж своих знаний в связи, с чем совершенствуются технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, разрабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископаемых, создаются информационные системы, а они в свою очередь способствуют усвоению знаний. В принципе можно предположить, что все эти изменения, способствуют увеличению объема доступных ресурсов, но с трудом верится, что они могут сделать их безграничными. Ресурсы и возможности, которые находятся в распоряжении человека не только количественно, но и качественно ограничены, но при этом имеют различные вариантов использования. Металлы можно пустить на изготовления ракет и автомобилей, морских и воздушных судов и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков и на многое другое. Свое свободное время можно использовать с определенной долей пользы, повышая свой образовательный уровень, занимаясь спортом, а можно «тупо» прожигать свою жизнь в кабаках. Применения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования - еще и относительной редкостью.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой общество. При этом предполагается, что потребности людей (в их развитии), лежащие в основе их целей, в принципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собой ставят. Важно отметить, что предмет экономической теории не включает в себя изучение самих редких ресурсов как таковых. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Именно поэтому эта наука является гуманитарной, изучающей закономерности поведения человека.

Существует большое разнообразие определений предмета экономической теории и наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: "Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки... Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление"[1].

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и другими. Джон Мейнард Кейнс т писал: "Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями, - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания" [2].

Экономическая теории как наука изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. В круг ее интересов входит поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, при котором будут получены максимально желаемые результаты при минимальных затратах.
С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – занимается анализом и изучением экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей, а макроэкономика  в свою очередь изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее агрегатов - домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами  подразумевается совокупность отдельных экономических единиц, например, домашних хозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно целое. При этом в качестве объекта исследования выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой имеется определенная взаимосвязь, например вопросы  налогообложения, входят в круг исследования обоих разделов экономической теории. При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений. Данную разницу четко сформулирована английский экономист Джон Невилл Кейнс в своей работе "Предмет и метод политической экономии": "позитивная наука...совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука...совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть"[3].
Задачей позитивной экономической теории является объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает, например, на вопрос: как изменится величина спроса на автомобили определенной марки, если повысить, или понизить их продажную цену? Или: что будет с объемом инвестиций в рамках национальной экономики при темпе инфляции равном 19 % в месяц? Позитивная экономическая наука свободна от личностных оценочных суждений исследователя и, по выражению М. Фридмена, "принципиально независима от какой-либо этической позиции или нормативных суждений... Короче говоря, позитивная экономическая наука является или может являться "объективной" наукой точно в том же смысле, как и любая из физических наук".

Как показывает практика, подобного рода объективность в полной мере недостижима. По сути, экономическая теория занимается изучением отношений между людьми, при этом затрагивает экономические интересы, которые чаче всего у различных людей могут и не совпадать, а то и разница. Плюс ко всему сами исследователи находятся в определенной зависимости от тех или иных этических, политических и других представлений, идей, взглядов, вкусов носящих оценочный характер. Не располагая всем объемом информации о происходящем в экономической жизни, аналитики могут прийти к различным умозаключениям, и данный факт отражает насколько трудно быть объективным и беспристрастным в своих исследованиях.

В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос "что будет, если...?", нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос "что должно быть?" Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Обеспечивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно ли поддерживать представителей малого бизнеса? Совместим ли с данным темпом инфляции экономический рост? Стимулирует ли установленный размер пособий по безработице увеличение предложения на рынке труда и желательно ли оно? Эти и многие другие проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных экономических явлений и действий, пытается решить нормативная экономическая теория.

Из сказанного становится ясно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория (особенно нормативная экономическая теория) и государственная экономическая политика. В самом общем виде государственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полной занятости и других. Для достижения поставленных целей государство использует большой арсенал средств - от административных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до методов направленных  на цели "оздоровления" экономики путем выстраивания рациональной кредитно-денежной и налого-бюджетной политики.
Результативность государственного управления во многом определяется компетентностью государственных чиновников, их способностью предвидеть близкие и отдаленные результаты предпринимаемых действий, а также желательность или нежелательность наступающих последствий. Например, попытка государства направленная на увеличение численного количества национальной валюты на рынке, с целью профинансировать социальные расходы, несомненно, приведет к инфляции и обесценит денежные доходы населения. Способность правильно понять складывающуюся экономическую ситуацию, выбрать наиболее адекватные меры государственного влияния на экономические процессы, просчитать последствия принимаемых решений, максимизировать выгоды и минимизировать возможные издержки напрямую зависит от того, насколько правильно и полно при проведении государственной экономической политики используются достижения позитивной и нормативной экономической теории. Как гласит народная мудрость: "Знал бы, где упаду - соломки подстелил бы!". Экономическая наука как раз таки и задается целью обосновать, предвидеть и предотвратить возможные падения.
Экономическая теория выполняет ряд функций, которые характеризуют ее научную и общественную значимость:

Познавательная функция - дает научное представление о процессах, происходящих в экономической жизни общества.

Методологическая функция. Играет роль общетеоретической основы отраслевых, функциональных и других экономических наук.

Практическая функция - связана с разработкой национальной модели экономики, принципов и методов хозяйствования, механизмов регулирования, обоснованием экономической политики государства. Экономическая теория не только объясняет, но и изменяет экономику.

Прогностическая функция - заключается в выработке научных прогнозов, оценке перспектив экономического развития.

Мировоззренческая (идеологическая) функция - проявляется в формировании системы научных взглядов на экономическую жизнь общества, экономического сознания, ценностной ориентации и установок.

2.Методы экономической теории

Метод экономической теории  это способы, подходы и инструменты для изучения экономических явлений и процессов. Любая науке использует определенную совокупность методов исследования. Эти методы под ­разделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математиче­ский и другие, а так же специфические - для каждой отрасли науки.

В экономической теории применяются два, хотя и проти­воположных, но взаимосвязанных философских метода- ме­тафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в со­стоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов соб­ственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831) - создатель систематической теории диалектики - цент­ральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновре­менно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как двигатель,  внутренний импульс всякого развития.

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, Экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и С. Брю пишут: "Не существует экономических систем без сла­бостей и недостатков” [4]. Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и "несостоятельность” государственного сек­тора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргу­менты "за” рынок и "против” рынка.

Диалектический метод отражает противоречия в их нераз­рывном единстве. Это позволяет на практике избежать одно­сторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хо­зяйственной деятельности возникают различные формы, позво­ляющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной эко­номики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать эко­номику как нечто исторически  неизменяющееся. Напротив, ока­залось, что экономические принципы и законы по-разному дей­ствуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.

Однако исторический подход к анализу хозяйственной де­ятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие опи­сательного материала и частных исторических подробностей мо­жет затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает ло­гический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы пра­вильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-след­ственные зависимости в экономике. Общественность не всегда замечает, что между хозяйственными процессами существуют определен­ные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой  - внутренней закономерно­стью развития хозяйственных явлений. Если, предположим, по какой-то причине перестанут добывать нефть, то данный факт неизбежно даст силы большему множеству негативных явлений: прекратят свою работу нефтеперерабатывающие заво­ды, предприятия нефтехимии, не будет производиться топ­ливо, тепловая энергия и т. д.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного раз­вития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полу­ченные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные раз­делы данных наук: экономико-математические методы и эко­номическая статистика.

Экономическая теория изучает не быстропротекающие и слу­чайные события. Она стремится к научным обобщениям ти­пичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйст­венной жизни на протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более лет.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также по­казывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ ос­новных экономических систем, существующих в современном мире.

Тесты.

Ответ на вопрос №1: - Производственные отношения - это отношения производства, распределения, обмена и потребления (вариант «а»)

Другими словами - это отношения, в которые вступают люди в процессе своей материально-практической и материально-духовной деятельности. Данное понятие, выработано в рамках марксистско-ленинской философии. Под производственными отношениями имеется в виду совокупность связей, возникающих между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления различных материальных и духовных благ.

Ответ на вопрос №2: - Использование всех методов исследования (вариант «д»)

Все методы познания дополняют друг друга и в совокупности образуют полный метод познания. Попытка ограничить применение метода одной или несколькими областями восприятия (например, физической или рассудочной), – превращает метод в ограниченный. И чем больше ограничений, тем меньше они пригодны для использования.

 Заключение

В начале своей работы я задался целью раскрыть предмет Экономической теории, обозначить ее основные функции и методы, а также определить ее место в общей массе других наук. И что же мне удалось уяснить в конечном итоге?

Предмет экономической теории чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна экономическая деятельность человека и подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. По сути, предметом изучения экономической теории являются экономические отношения. В общем, для себя я уяснил одно - это то, что нельзя приравнять экономическую науку к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры и многое просто не зависит от воли и сознания человека, хотя и не существуют помимо его хозяйственной деятельности. И чем глубже человеческое общество познает характер экономических законов, тем эффективнее оно сможет использовать их в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

Список использованной литературы:

Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 1995, стр. 145

Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: 1991, стр. 6-7

Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. - М.: 1979, стр. 197

Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс Т.1 с. 16

Джек Харвей  Постигаем экономику, пер. с англ. Под ред. А.Г. Грязневой. – М. Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Экономическая теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой - М., Проспект, 2000

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24