Центральный Дом Знаний - Архитектура России в XIX и XX вв

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Архитектура России в XIX и XX вв

Содержание               Скачать

Введение. 3

1. Архитектура Санкт-Петербурга XIX века. 3

2. Русский классицизм.. 4

3. Чарльз Камерон. 4

4. А. Д. Захаров. Адмиралтейство. 6

5. А. Н. Воронихин. Казанский собор. 7

6. Вторая половина XIX века. 8

7. Ф. И. Лидваль. 10

8. Архитектура СССР 20 – х гг. 21

Заключение. 25

Библиографический список. 27

Введение

В архитектуре первая треть XIX в. определялась стилистическим направлением ампир, завершившим развитие классицизма. Здания в стиле ампир отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений, которые были призваны утверждать мощь государства и его военных побед. Ранние образцы ампира – Казанский собор в Петербурге архитектора А.Н. Воронихина (Горный институт), здание Адмиралтейства А.Д. Захарова и ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова Ж.Тома де Томона ( Дом графини А. Г. Лаваль, Мавзолей «Супругу-благодетелю»)   в Петербурге.

     1. Архитектура Санкт-Петербурга XIX века

Величественные здания и сооружения, парки и целые города возникли не сами по себе, а в результате длительной строительной деятельности людей. Эта деятельность заложила основы архитектуры в нашем теперешнем представлении.

Однако архитектура заставляет не только задуматься, но и удивиться. Взглянув на пройденный ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый из которых хоть на шаг продвинул строительное искусство вперед. Среди них не только архитекторы, но и инженеры, математики, художники, садовники.

Архитектура — это не только результат труда отдельных выдающихся личностей, это плод длительного и напряженного труда, в котором участвовали все эпохи и народы.

В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный художественный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям.

XIX век для Петербурга разделен на две эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна. Становление нового стиля в Петербурге запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными школами. Реальные проявления черт модернизма прослеживаются с конца 1890-х годов. Истоки петербургского модерна лежали в западноевропейской архитектуре.

Каждое принимаемое авторское решение непременно должно быть логически мотивировано, обосновано. Архитектурное творчество не может не опираться на разумные посылки, оно — следствие предварительных умственных усилий автора, воспринимающего существо задачи, конкретные ее условия.

Целью нашей работы является: раскрытие и описание созданных творений и побудительные мотивы этого творения.

2. Русский классицизм

Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна — памятник победы в Отечественной войне 1812 г., сооруженный по проекту А. А. Монферрана в 1830 – 1834 гг.

Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов — кабестанов (особого рода воротов).

Широкий размах строительства в стране, а также народные традиции русского зодчества определили национальные традиции русского классицизма, его реалистические основы.

Произведения русской классической школы в архитектуре второй половины 18 и первой трети XIX века, характеризуются единством функциональной, технико-конструктивной и эстетической сторон, эмоциональной выразительностью конкретного образа и глубокой человечностью и теплотой.

Здания, возводимые в новом стиле, отличаются большой строгостью, простотой форм и величавостью.

3. Чарльз Камерон

Чарлз Камерон — архитектор, ученый, тонкий знаток и исследователь античной архитектуры — был приглашен в Россию в 1779 году. Здесь он прославился как зодчий.

Чарлз Камерон работал в период становления и развития нового стиля — классицизма, когда в Петербурге и его окрестностях строили Ринальди, Баженов, Старов, Кваренги, Фельтен.

Родился Чарлз Камерон в обеспеченной шотландской семье. Под руководством отца семь лет — таков был срок ученичества — изучал строительное дело, осваивал организацию работ, составлял сметы, контракты-кондиции, нанимал мастеров. Он приобрел профессиональные навыки строителя.

Он считал, что архитектура — искусство, выражающее, воплощающее грандиозные и великие идеи, что бедность замысла и посредственность выполнения снижают ее ценность, что архитектура всегда очень точно характеризует эпоху.

Петербург конца 18 века поразил Камерона. Он впервые увидел просторы Невы, раскинувшийся на ее берегах современный европейский город. Всюду велись работы — гранитом облицовывались стены Петропавловской крепости и набережные Невы, рядом с недавно построенным Деламотом Малым Эрмитажем возводился по проекту Фельтена Большой Эрмитаж. Неподалеку сооружался Мраморный дворец Ринальди.

На Васильевском острове, на берегу Невы, строилась Академия художеств, уже сформировалась застройка Невского проспекта до берегов Фонтанки. Одновременно решались важные градостроительные проблемы, улучшалась планировка всех районов Петербурга.

Создание «античного дома» поручили Камерону, ему рекомендовалось использовать в работе проекты Клериссо. Но Камерон никогда не копировал чьих бы то ни было работ, он лишь внимательно просмотрел большую коллекцию и начал работу над своим проектом.

В 1780 году проект Камерона утвердили, и весной началось строительство ансамбля царско-сельских терм: Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и галереи.

4. А. Д. Захаров. Адмиралтейство

Среди замечательных произведений классицизма начала XIXXIX века по праву можно назвать гениальное творение зодчего А. Д. Захарова — Адмиралтейство, в котором, как в фокусе, отразилась вся архитектурная эпоха.

Это произведение ознаменовало высший расцвет классической школы в русской архитектуре и поставило А. Д. Захарова среди зодчих его времени на одно из первых мест.

Проект «грандиозной реконструкции» старого Адмиралтейства, раскинувшего свои производственные корпуса на берегу Невы, был представлен Захаровым и принят к исполнению в 1806 г.

А в 1823 г. город украсился великолепным зданием со стройной башней, увенчанной позолоченным шпилем. Адмиралтейство вошло в ансамбль центра города и в панораму Невы как неотъемлемая часть, сыграв огромную градостроительную роль в общем архитектурном облике Петербурга.

Это здание, окружившее сплошной постройкой колоссальную площадь, создает впечатление какого-то непостижимого могущества, простора и необъятности. Длина его фасада значительна. Однако зодчий сумел создать при этом целостную композицию нового типа в виде многоосевой системы различных соподчиненных и связанных между собой архитектурных объемов.

Он ввел три центра. Их четкость, ясность, ритмический ряд создают единство сложно-расчлененного фасада большой протяженности. Центральная часть фасада, увенчанная элегантной башней со шпилем, решена в виде триумфальной арки, тяжелой и мощной архитектуры, с карнизом дорического ордера и двумя Славами, держащими перекрещивающиеся знамена.

Впереди на двух пьедесталах скульптуры работы Ф. Щедрина, изображающие женщин, поддерживающих земной шар. Стройная башня центра напоминает башни древних кремлей. Два других симметричных подцентра построены на основе спокойного чередования портиков и гладких стен, прорезанных сравнительное редко расставленными окнами.

Декоративная скульптура, сосредоточенная у портиков, а также героическая тематика барельефов во фронтонах, являясь единственным украшением, не нарушают общего величия, спокойствия и торжественности композиции.

Торцевые фасады со стороны Невы — павильоны, которые имеют в центре такую же арку, как на главном фасаде, но более упрощенную, венчаются круглым барабаном и круглыми же ступенями, переходят к группе дельфинов, поддерживающих штандарт.

Адмиралтейская башня, как символ города-героя, увековечена на медали «За оборону Ленинграда» в годы Великой Отечественной Войны.

5. А. Н. Воронихин. Казанский собор

Одним из выдающихся памятников русского классицизма первой трети XIX века остается Казанский собор — наиболее значительный ансамбль Невского проспекта. Автор его — Андрей Никифорович Воронихин. Крепостной графа А. С. Строганова, он родился в 1760 г. в селе Новое Усолье Пермской губернии.

В 1777 г. граф отправил его в Москву обучаться живописи. Его работами очень заинтересовались знаменитые уже тогда архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, и вскоре юноша заражается страстью к архитектуре.

Граф Строганов дает ему возможность переехать в Петербург, а затем отправляет его в большое путешествие по России и за границу. В 1790 г., тридцати лет, А. Н. Воронихин возвращается в Россию образованным и знающим архитектором, первые работы которого завоевывают себе такую славу и уважение, что граф Строганов, осуществляющий главное руководство по сооружению Казанского собора, поручает ему эту крупную и ответственную работу .

Собор строился 10 лет (с 1801 по 1811 гг.). Это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, — одно из замечательных. Здание было задумано как архитектурный ансамбль, включающий три площади. Главная северная площадь, обрамленная полукружием двойной колоннады из 144 каннелированных колонн, поставленных на высокий каменный стилобат, обращена к Невскому проспекту.

Сильным выносом относительно крупного карниза с богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркивал горизонталь колонного полукружия, а крупные формы ордера придавали колоннаде выражение большой мощи.

Посреди площади высился обелиск. В центре колоннады — вход в собор, который подчеркивался коринфским портиком с фронтоном. Поверх богатого антаблемента, по всему периметру собора, а также порталов, поднимался высокий парапет, облегченный скульптурными фризами.

Крестообразное в плане здание, образуемое двумя рядами парных гладких гранитных колонн с бронзовыми капителями коринфского ордера, перекрывалось коробовыми сводами, украшенными кессонами, и увенчивалось стройным куполом. Он возвышался на высоком барабане. Этот купол, выполненный из ковкого железа, является первой металлической конструкцией подобного рода в истории мировой строительной техники.

Но здание было построено только с одной колоннадой, вторая осталась неосуществленной. И, тем не менее, несмотря на недостроенность, Казанский собор привлекает каким-то нежным очарованием, поэзией и теплотой. Простота и серьезность композиции, строгая изысканность пропорций придают зданию спокойный и торжественный вид. Автор сумел органично соединить силу и кротость, богатство и скромность. Он чутко понял дух надвигавшихся новых веяний и сумел показать себя большим мастером нового стиля.

6. Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века начинается бурное развитие капитализма в России, которое оказало существенное влияние на состояние всего строительного дела, в том числе отразилось и на архитектуре. Петербург теперь не только столица Российской империи, но и главный город рождающегося капиталистического государства.

Архитектура Петербурга капиталистического периода — наглядный пример творческой «всеядности» и беспринципности ее создателей. В этот период архитекторы «набили руку» на быстром и ловком копировании форм, присущих архитектуре различных исторических эпох (мотивы готики, Ренессанса, барокко, русского народного зодчества и т. п.), и механическом перенесении этих форм на любые сооружения, как того пожелает богатый заказчик — капиталист или помещик.

Хаотичная разностильная застройка нарушала художественное единство, придавая ему черты, типичные для капиталистического города. В этот период в архитектуре появляется новый тип жилища — доходный дом.

В этот период ощутимый вред Петербургу стала наносить невежественная предприимчивость «отцов города». Одни памятники архитектуры стали достраивать, другие реконструировать, третьи сносить в зависимости от того, как было удобно разного рода частным предпринимателям и их покровителям из городской управы.

Трагедия модерна —это трагедия напряженного и интенсивного творческого поиска, не достигшего гармонической завершенности. Причины тому в форсированном, сознательном, а не спонтанном создании нового стиля, в беспрецедентности и полемической новизне формотворчества, в неустановленности нормативной системы признаков, цементирующих общность формального языка, и в противоречивой многозначности социальных и духовных функций искусства.

Архитекторы, придерживающиеся модерна, стремились адекватно выразить современность, вернее, найти олицетворение ее новых примет, впервые осознанных с такой остротой, воплотить усложненный духовный строй переломной эпохи.

7. Ф. И. Лидваль

Федор Иванович Лидваль — один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель — происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой.

Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн.

В его творчестве можно выделить два периода: 1897 – 1907 гг. и 1907 – 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером «северного модерна», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города: архитектор проявлял характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами.

В эту пору его главная тема — доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.

В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию. Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома.

Первым, самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль. Дом с парадным двором — курдонером открывает застройку этой главной магистрали Петербургской стороны, значение которой возросло после сооружения Троицкого моста.

Дом Лидваля — пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации. Боковые разновысотные корпуса выходят на «красную линию» проспекта. Центральный корпус находится в глубине двора.

Живописность и поэтичность облика дома достигнуты применением разнообразных средств — изысканностью цветовой гаммы, разными очертаниями, размерами и группировкой проемов, разнообразием эркеров, фронтонов, балконов, террас и других декоративно-пластических элементов, плавными переходами форм, которые Лидваль объединяет в сложные пластические системы.

Разнообразные порталы входов дополнены рельефными изображениями мотивов северной флоры и фауны, характерных для «северного модерна». При всем богатстве мотивов все они подчинены большой форме и не нарушают цельности облика дома.

Асимметричная композиция фасадов — не прихоть автора, она вытекает из планировочного решения, основанного на индивидуальном характере разных помещений.

Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм «северного модерна», продемонстрированных с щедрой изобретательностью.

Здесь, наконец, очень активно и убедительно использованы художественные и технические возможности отделочных материалов — цементной штукатурки, тесаного и грубоколотого камня, и их сочетаний. Лидваль выступил здесь тонким знатоком традиционных и новых строительных и отделочных материалов, открыл в них новые возможности.

Дом явился этапом в развитии петербургского зодчества. Лидвалю стали охотно заказывать проекты, подражать. На первом этаже дома разместилось его проектное бюро.

Дадим в итоге краткое описание архитектурных памятников того времени:

Казанский собор в плане имеет форму латинского креста.  В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами[1] с аттиками[2]. Его внутреннее пространство создано по типу зальных церквей — два ряда парных гранитных колонн образуют равные по высоте нефы[3]. В интерьере  использованы коринфские колонны, с гладкими стволами. Особую парадность интерьеру придают богато украшенные кессонированные коробовые своды центрального и поперечного нефов. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, — одна из основных вертикальных доминант Петербурга. С западной стороны дополняет ансамбль собора ограда, послужившей образцом для многих подобных малых архитектурных форм в Петербурге. Чугунная решетка украшена ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором. Ее линия строго ритмизованна мощными гранитными каннелированными колоннами, увенчанными шарами. Ограда завершает оригинальную, уникальную по силе художественного образа композицию всего сооружения.

Ø    Горный институт.  Воронихин использует мощную пестумскую дорику[4] для портика Института. Планировка предопределена корпусами пяти старых домов, которые зодчий включает в композицию, соединив их коридором и новой фасадной стеной. Протяженное двухэтажное здание следует изгибу Невы. Монументальный, очень красивый по пропорциям портик[5] с фронтоном[6], который поддерживают 12 каннелированных дорических колонн, акцентирует фасад.

Ø    Адмиралтейство и его башня в Санкт-Петербурге. Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем[7] с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут -Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименов и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф[8] (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов — гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии[9]. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека). Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.

Ø    Биржа в Петербурге. Для Биржи Томон использует классические формы античного периптера, восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические группы. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы. Интерьер здания также отличается простотой, монументальностью и выразительностью. Огромный зал перекрыт коробовым кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, украшенные наверху дорическим карнизом. По обеим сторонам Биржи по плану предусматривалось размещение двух близких по стилю пакгаузов. Их более скромное архитектурное решение усиливает ощущение мощи, которое производит здание Биржи.

Ø    Дом графини А. Г. Лаваль.  Отличается монументальностью, простотой объемно-пространственных решений, лаконизмом декора, умелым применением ордерных элементов. Прямоугольное в плане сооружение имеет большой прямоугольный внутренний двор. На рустованном нижнем цокольном этаже возвышаются два верхних этажа. Вся художественная сила облика здания сконцентрирована на протяженном фасаде, который композиционно делится на три части. Особо подчеркнута центральная часть, где размещены десять трехчетвертных ионических колонн большого ордера, поддерживающих ступенчатый аттик.

Ø    Мавзолей «Супругу-благодетелю», посвященный императору Павлу I. в Павловске. Мавзолей построен в форме простиля[10], поднятого на высоком подиуме, и представляет собой прямоугольное в плане здание с 4-колонным дорическим портиком и фронтоном. Фриз с триглифами и масками тянется по всему периметру, стены рустованы по всей высоте до архитрава. В интерьере расположена аллегорическая мемориальная мраморная скульптура работы И. П. Мартоса. Мавзолей, относящийся по типу к малым архитектурным формам, поражает точностью пропорций, благородством и красотой рисунка всех архитектурных деталей, одновременно пластичностью и, несмотря на размеры, монументальностью объема.

      Выдающимися архитекторами, работавшими в стиле ампир, были К.И.Росси, Стасов В. П. (Московские триумфальные ворота, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор) О.И.Бове (Александровский сад, Манеж, Церковь Всех Скорбящих Радости) и Д.И.Жилярди (Центральный павильон Конного завода, усыпальница графа В. Г.Орлова), К.И.Росси (1775-1849) прославился монументальными ампирными ансамблями Дворцовой и Сенатской площадей в Петербурге. О.И.Бове (1784-1834) реконструировал после пожара в 1812 г. Красную площадь и создал ансамбль Театральной площади. Ему же принадлежал проект триумфальной арки в Москве в честь Победы над Наполеоном. Д.И.Жилярди (1788-1845) перестроил казаковский Московский университет, сгоревший во время войны, - более монументальными стали купол и портик, преобразованный из ионического в дорический. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера.  Вместе с архитектором А.Григорьевым Д.Жилярди работал в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки», дом Луниных у Никитских ворот).

Ø     Центральный павильон Конного завода. Решен в виде большой ниши-экседры[11], на фасаде которой установлен портик дорического ордера.

Ø     Усыпальница графа В. Г. Орлова. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды[12], где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями.

Ø     Московские триумфальные ворота. Монументальные 12-колонные ворота в виде портика дорического ордера[13] сооружены в память победы в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (отлиты из чугуна, с медными коваными деталями; высота 24 м, ширина 36 м).

Ø     Спасо-Преображенский собор.  Монументальный крестово-купольный 5-главый храм с мощным 4-колонным портиком ионического ордера. Деревянный резной иконостас[14] и алтарная сень[15] собора выполнены по его рисункам. Уникальным сооружением является ограда Преображенского собора, где столбы сделаны из соединенных цепями стволов пушек, захваченных в войне с Турцией, а решетка между столбами решена в виде копий.

Ø     Троицкий собор. Крестообразное 5-купольное сооружение, украшенное монументальными портиками коринфского ордера и скульптурным фризом[16], контрастно выделяющимся на гладком фоне стен, в нишах установлены бронзовые фигуры ангелов.

Ø     Церковь Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке в Москве. Зодчий мастерски связал объем церкви с вертикалью колокольни, построенной по проекту В. И. Баженова. Пространство интерьера венчает полусферический купол, под которым располагается уникальный пол в виде огромной чугунной розетки.

Ø     Манеж. Бове спроектировал и осуществил невиданное до этого безопорное перекрытие деревянными фермами с пролетом 45 м. Бове разработал проект декоративного скульптурного убранства Манежа, использовав тему античных военных доспехов.

Ø      Александровский сад. Реку Неглинку заключили в трубу, территорию огородили решеткой. Лучшие садовники высадили деревья и кусты, разбили клумбы и боскеты. Восхищение современников вызвал грот, сохранившийся до нашего времени. Замыкали перспективу сада пандусы[17], спускавшиеся с Троицкого моста. Отдельный выход вел к зданию Манежа.

      На исходе 30-х годов ансамблевое мышление в архитектуре утрачивается. Ампир уступает место новому направлению – эклектике. Здания в стиле эклектики строились на основе произвольного сочетания разнородных стилевых элементов и преследовали цель добиться наибольшей достоверности в подражании прошлому. Эклектике присущ налет романтизма. Так, Исаакиевский собор в Петербурге архитектора А.Монферрана (Александровская колонна) решен в стиле классицизма с элементами итальянского Возрождения, а храм Христа Спасителя в Москве зодчего К.А.Тона – в русско-византийском духе (гранитная пристань «со сфинксами» против здания Академии художеств, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля).

     Стиль эклектики оставался господствующим и в пореформенное время, его наиболее популярная разновидность – псевдорусский стиль (по-другому его называют ропетовским по псевдониму создателя, архитектора И.П.Петрова - Ропет). Наиболее известные работы Петрова-Ропета – деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. и «Терем» в Абрамцеве под Москвой. Другие значительные московские постройки этого направления – здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд), здание Казанского вокзала (архитектор А.В.Щусев), Третьяковская галерея (архитектор В.М.Васнецов), Верхние торговые ряды – ГУМ (архитектор А.Н.Померанцев), здание Городской думы (архитектор Д.Н.Чичагов).

       Архитектуру 50-х гг. XIX в. принято определять как поздний классицизм, чертой которого было обращение к античности, лишенное былой идеализации. В это время усиливается тяга к прямому изучению античных памятников, начинается постепенный переход к использованию особенностей оригинала. Так, в композиции садового фасада петергофского Бельведера[18], построенного по проекту Штакеншнейдера (Мариинский Дворец, Николаевский Дворец, лестница и зал-ротонда в Эрмитаже) из полированного гранита, воспроизводился портик кариатид Эрехтейона. В архитектуре Исаакиевского собора и Александровской колонны Огюст Монферран прямо следует портику пантеона и триумфальным колоннам Рима. На одном из сравнительных чертежей Монферрана наложены друг на друга силуэты пирамиды Хеопса, собора св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, церкви св. Женевьевы в Париже и Исаакиевского собора. Сравнительный анализ современных архитектурных сооружений становится частью творческого метода этого времени. Именно в это время впервые было введено в архитектурное мышление понятие «ансамбля».

Ø  Исаакиевский собор. Монументальное тяжеловесное здание собора завершено металлическим куполом (внутренний диаметр 22 м, наружный — 25,8 м) на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами. С четырех сторон собор обрамлен могучими 8-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами на фронтонах. Выдающимся достижением строительной техники была установка на большой высоте многотонных монолитных колонн с помощью блоков и канатов. На установку одной колонны в среднем уходило до 45 минут. Интерьеры собора отделаны с небывалой роскошью малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором разных оттенков, позолотой, бронзой, росписью, часть росписей была заменена мозаикой из смальты.<......> 

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24