|
Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён сущесКонспект и презентация к уроку русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ед. ч. Обобщение" 4 классЦели: 1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных единственного числа, 2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость; 3) воспитывать интерес к предмету. Оборудование: компьютер, электронная презентация. Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», 1 часть, М, «Просвещение», 2011 Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»; 2) С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку», 4 класс; 3) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ».
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? Слайд-2 Виды речевой деятельности:
- Что вам на уроках делать легче? - Почему? - Что труднее? - Почему? - Что нужно знать, чтобы писать грамотно? - Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. Слайд-3 «Мудрым никто не родился, а научился» -Как вы понимаете эту пословицу? II. Актуализация знаний. Слайд 4 - Какую тему изучаем? (Имя существительное) - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет) - Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение) - Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж) - Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм). Слайд 5 1. Определить падеж существительного. 2.Определить склонение. 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. 4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного») 2.Чистописание Слайд 6 - Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы. - Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о. Слайд 7 - Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв: - Прочитайте. Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Верно ли это высказывание? (Ответы детей) - Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы) -Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) 3. Сообщение темы урока и постановка целей. - Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается. Слайд 8 - Вернёмся к слайду о написании безударных окончаний имён существительных. Шаг 4. -Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания) - Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму. Слайд 9 Внимание! - Выведем тему урока. - Сегодня мы будем находить в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов. И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных в единственном числе. - Мы вспомнии и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных. 4. Работа над темой урока. (2 человека к закрытым доскам) Учитель: - Что называется склонением? Дети: - Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Учитель: - Сколько склонений в русском языке? Дети: - Три. Слайд 10 Учитель: - Какие существительные относятся к 1 склонению? Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я. Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению? Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё. Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению? Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш. -Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя, дерево, кот, лошадь, рожь
Проверка работы учеников на закрытой доске Карточка 1. - А в это время … работал у доски и вот какое задание у него было. Слайд 11 Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова» без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ… - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами) Карточка 2. - Проверим как справился …. Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных. Слайд 12 К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд… - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)
Физкультминутка. Слайд 13
5. Закрепление - Закрепим наши знания, выполнив упражнение в учебнике Слайд 14 (выкл. Проектор!!!) 1) Работа с учебником: с.130, упр.130 (Дети записывают предложение. Один ученик работает у доски) - Объясни написание пропущенных букв. воротит (на чём?) на работе (П.п.,1 скл.) колотит (на чём?) на колоде (П.п.,1 скл.) молотит (в чём?) в болоте (П.п.,2 скл.) Включить проектор Физкультминутка для глаз. Слайд 16
2) Работа в парах Слайд 15 Игра «Найди свою пару» Друзья познаются потех . час Азбука – к мудрост . в бед . Своя земля тен . боится Делу время, ступенька Трус своей и в горст . мила Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельная работа учащихся в парах.) Проверка. Слайд 16 Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки)
Слайд 17. 3) Работа с деформированным текстом. Учитель: - Какое время года наступило? Дети: - Зима. Слайд 18. Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году. А в природе и в нашей калининградской области зима наступает каждый год в разные сроки. Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)
(Письмо с комментированием) Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл) Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.) Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой? Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Учитель: - Где нельзя кататься на санках? Слайд 20. Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги. 7. Домашнее задание: Слайд 21. с.131, упр.131 8. Рефлексия Слайд 22. Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей) Оценки за урок Слайд 23. |
Loading
|