1.
Культура Хараппы.
О
заселении территории Индостана еще в
глубокой древности свидетельствуют
многочисленные находки, характеризующие
довольно высокий для своего времени
уровень материальной, художественной
и духовной культуры. Особенно ценными
оказались археологические изыскания,
проведенные английскими учеными в
двадцатых годах ХХ в. в долине р. Инд –
в районах Хараппы, давшей название
всему культурному периоду (IV
– середина II тыс. до н.э.),
Мохенджо-Даро и др. Здешние находки
стали подлинно историко-культурным
откровением. Обнаруженные поселения
городского типа, датируемые III
– II тыс. до н.э., обладают
элементами яркой самобытной древнейшей
цивилизации.
Устройство
городского поселения поражает
совершенством планировки и уровнем
цивилизованности: двухэтажные кирпичные
дома на прямых улицах спланированы
строго перпендикулярно; углы домов
закруглены на перекрестках – видимо,
для более удобного поворота повозок и
людей; система керамических труб под
землей вдоль улиц для канализационного
стока – самая совершенная городская
канализационная система Древнего
Востока того времени; специальные
помещения для омовений в жилых домах и
городская «баня» с бассейном и подогревом
воздуха.
Многочисленные
археологические находки свидетельствуют
о расцвете Хараппской культуры в сер.
III – сер. II
тыс. до н.э., умении обрабатывать металлы,
развивать земледелие, знании многочисленных
ремесел. Среди них каменные, медные,
бронзовые орудия труда и оружие (ножи
и зернотерки, палицы и топоры, серпы и
пилы и пр.), ювелирные и другие изделия
(украшения, женские фигурки великой
богини-матери, печатки-амулеты с
изображением животных и протоиндийскими
надписями, таблицы со знаками-символами
в виде трилистника, свастики, колеса с
шестью спицами и пр.).
Индия
является родиной шахмат. Игра в шахматы
символизирует военное действие, в
котором участвуют войска. Древнее
индийское войско представляло картину,
в центре которой находится царь –
главный военачальник, впереди стоят
пешие воины (пешки), рядом с царем
находятся слоны, за ними – конница, по
краям – ладни (ладьи).
Также
обнаружены изделия гончарных мастеров,
уже тогда применявших специальную
обработку в печах и искусное
орнаментирование.
В
Хараппе и Мохенджо-Даро была известна
письменность, насчитывавшая около 400
пиктографов (рисуночное письмо) и
слоговых знаков. Найденная при раскопках
линейка содержала десятичную систему
деления. История сохранила также
художественные памятники эпохи: пещерные
рисунки, изображения охотничьих сцен
и пр.
О
религиозных воззрениях известно мало.
Не удалось обнаружить храмовых помещений.
Но найденные многочисленные изображения
богини-матери, мужского божества –
прототипа бога Шивы, связанного с культом
плодородия, почитание животных и
растений, широкая практика омовения,
различные виды захоронений (могилы,
урны) и др. позволяют воспринимать их
как значительную часть религиозного
ритуала.
К
протоиндийской культуре частично
восходит ряд идей и образов дравидской
мифологии. В центре ее, при отсутствии
пантеона и развитых образов богов, лежит
представление о противоречивой жизненной
энергии, способной либо обеспечить
процветание, продолжение рода, либо
приносить бедствия и несчастья. Эта
жизненная сила наиболее ярко проявилась
как сакральная (священная) сила
предводителя племени – царя. Велика
роль и богини-созидательницы, богини-матери.
В
первой половине II тыс. до
н.э. наметился постепенный упадок
Хараппской культуры, которая к середине
тысячелетия исчезла. Ряд геологических
исследований позволил среди причин
уничтожения этой цивилизации назвать
природную катастрофу – гигантское
землетрясение, последующий разлив или
изменение русла р. Инд. Выдвигаются и
другие версии. Например, собственные
внутригосударственные социальные
сдвиги или завоевание другими племенами,
стоявшими на более низком уровне
развития. Но бесспорным остается факт
– культура Хараппы стала основой, базой
дальнейшей культурной и общественной
эволюции.
2.
Ведический период культуры Индии
(литература, искусство, архитектура,
наука).
По
одной из наиболее распространенных
версий в середине II тыс.
до н.э. в Индию с севера вторглись и
постепенно расселились в восточном и
южном направлениях племена Ариев,
говоривших на индоевропейских языках.
Будучи преимущественно скотоводами,
они длительное время сохраняли обряды,
свойственные кочевникам. Но затем свою
трудовую деятельность индоарии дополнили
земледелием, применяя более тяжелый
плуг с запряженными несколькими парами
быков. Наряду с посевом ячменя выращивались
культуры, требующие искусственного
орошения (рис, кунжут, сахарный тростник
и пр.), расширялись хлопковые плантации.
Индоарии
этого периода – преимущественно сельские
жители. Мощные городские центры
отсутствовали. Их заменили укрепленные
пункты, в которых во время вражеских
нашествий укрывалось население, загонялся
скот, хранилось имущество. Ремесло
представляли плотники, ткачи, кузнецы,
гончары и др. Функции первых денег в
меновой форме выполнял скот (коровы).
Определенные
достижения в области производственной
деятельности по времени совпали с
созданием величайших памятников духовной
культуры, произведений по вопросам
религии, философии, изучению окружающего
мира. О религиозных верованиях периода
разложения первобытно-общинного строя
и складывания в Индии государственности
дают представление Веды (букв. знание)
– памятники древнеиндийской литературы
конца II – начала I
тыс. до н. э. Эти произведения, написанные
на санскрите, содержат не только сведения
о войнах, борьбе за власть, о тяжелом
созидательном труде, но они, по мнению
ариев, наполнены божественным откровением.
Значимость
«священного знания» Вед, остающихся и
поныне основными священными книгами
индуизма, столь велика, что они представляют
собой целый пласт культуры Древней
Индии – ведическую культуру. Основу ее
составляют четыре сборника: Риг-Веда
(книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов
и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные
формулы для совершения жертвоприношений),
Атхарва-Веда (сборник песнопений и
заклинаний). Наряду с религиозными
аспектами Веды включали и басни, и
сказки, порою с элементами сатиры.
Вначале
Веды были результатом устного творчества
и передавались из поколения в поколение.
Затем жрецы обработали и записали их.
При этом каждая Веда стала иметь свои
ритуальные комментарии – Брахманы.
Целесообразность этих дополнений
вызывалась усложнением религиозного
культа, потребностью в пояснении ряда
текстовых неясностей, наконец,
необходимостью адаптации к меняющимся
общественным отношениям. Позднее
ведическую литературу дополнили и
религиозно-философские комментарии –
Упанишады и Араньяки, посвященные
различным вопросам ведической теологии.
В частности, в Упанишады вошли своеобразные
наставления, написанные философами и
составившие основу всего духовного
развития страны. Араньяки, в свою очередь,
стали связующим звеном между Брахманами
и Упанишадами, соединив ритуальную и
философскую стороны религии. Таким
образом, ведическую литературу составили
веды (самхиты) и толкования к ним
(брахманы, упанишады, араньяки). На ведах
также основана литература «священного
предания», включавшая сутры (краткие
руководства по вопросам жертвенного
ритуала, правила домашней жизни, основы
законодательного и обычного права) и
служившая задачам религиозного обучения.
Знанию Вед, их изучению придавалось
исключительно важное значение и
приравнивалось к незыблемым нравственным
нормам: принесению жертв богам, помощи
страждущим, гостеприимству, кормлению
животных и птиц.
Древнейшие
стихотворные предания и легенды,
дополненные героическими стихами,
философскими, религиозными, правовыми
и хозяйственными трактатами, переведенными
на санскрит, представлены двумя массовыми
по размеру эпическими поэмами: Махабхарата
(«Великая война потомков Бхараты»),
состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна
(«Сказание о подвигах Рама»), содержащей
24 тыс. двустиший. Тексты оформились во
второй половине I тыс. до
н. э. Обе поэмы часто рассматриваются
как священные книги, как руководство
при решении спорных религиозных,
философских или моральных вопросов.
Порою здесь фантастические сцены
чередуются с описанием образа жизни
древних индийцев, их быта, духовных
поисков и терзаний. Герои этих произведений
– Кришна и Рама даже включены в индусский
религиозный пантеон как аватары
(воплощение) бога Вишну. Интересно, что
известная заповедь: «Не делай другому
того, что было бы неприятно тебе самому»,
встречающаяся в трудах Конфуция,
Аристотеля, Канта и др., впервые прозвучала
в строках Махабхараты. Действительно,
Веды, Махабхарата и Рамаяна стали
подлинными энциклопедиями индийской
народной мудрости, поражающими своей
емкостью, образностью и отточенностью
художественной формы.
Весьма
ценно, что ведическая литература содержит
сведения из различных областей знаний
того времени: земледелия (удобрения,
севообороты, шелководство, вредители
растений и др.), медицины (перечень
болезней, их признаки, целебные травы
и около 760 целебных снадобий, сведений
об анатомии, патологии, терапии и др.),
геометрии (соотношение сторон
прямоугольного треугольника), ремесел
(устройство гидравлических машин и
пр.), военной техники (виды оружия,
оборонительные сооружения), астрономии
(определение положения многих звезд) и
т.д.
Самостоятельно,
независимо от других стран, развивалась
древнеиндийская драматургия. Постепенно
индийская драма из пантомимы с
комментариями сказителя превратилась
в театральное действо при участии
говорящих актеров. Наиболее выдающимся
писателем был Калидаса (353 – 420 н.э.),
известный как лирический поэт, создатель
эпических поэм и драматург, сохранивший
в своем творчестве тесную связь с
фольклором. Ему принадлежит написанная
на санскрите романтическая драма
«Узнанная по кольцу Шакунтала».
Литературные
источники и более поздние изображения
свидетельствуют о довольно высоком
уровне архитектуры и изобразительного
искусства этого периода. Формы деревянных
хижин – круглых в плане, с полусферическими
покрытиями, а позднее – овальных и
прямоугольных в плане, с двухскатной
крышей, легли в основу храмовой архитектуры
и других построек. Среди культовых
сооружений с широким применением камня
наибольшего распространения получили
ступа (мемориальное сооружение, хранящее
останки Будды), стамбаха (колонна,
поставленная в месте добродетельных
деяний Будды) и пещерный храм.
В
годы правления Ашоки было построено
около 80 тысяч ступ. Ступа отражала модель
мироздания, для нее характерны величавая
простота и совершенство форм. Она имела
вид полусферы, возведенной на барабанах.
Наверху хранилась погребальная урна,
над которой возвышался стержень с
«зонтами». Наиболее известной и красивой
является ступа в Санчи (III
– II вв. до н.э.). Сложенная
из крупного кирпича в виде чаши, она
имела каменные ворота. Ворота представляли
собой два каменных столба, которые были
украшены рельефами, изображающими
сюжеты из «Махабхараты» и из жизни
Будды.
На
верхней перекладине ворот показано
поклонение слонов священной смоковнице,
под которой Будда произнес свою первую
проповедь, вторая перекладина представляет
поклонение буддийским символам. Третья
– встречу Гаутамы с отшельником,
открывшим ему глаза на человеческие
печали и страдания.
На
воротах также изображены духи плодородия
– девушки якшини, в образе которых
представлен идеал женской красоты: юная
женщина с тонкой талией, высокой пышной
грудью, украшенными браслетами руками,
крепкими ногами, массивными бедрами.
Стамбахи
Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны
символами буддизма и содержали высеченные
на стволе указы. Более тридцати
сохранившихся в различных частях Индии
надписей Ашоки на скалах и колоннах
несут исторически важную информацию,
наставления в духе буддийской морали
– о необходимости повиновения властям
и слугам царя, родителям и старшим.
В
эпоху Гуптов развивалось пещерное
зодчество. Так, пещерный комплекс (чайтья
– пещерный храм, вихара – общежитие
буддийских монахов) в Аджанте представляет
великолепное единство архитектуры,
скульптуры, живописи.
Поражал
своим совершенством и изяществом дворец
царя Ашоки. Три зала, расположенных друг
над другом, каменные и деревянные
колонны, обвитые золотыми виноградными
лозами, подчеркивали монументальность
форм и роскошь отделки. Повторяя и
развивая образцы народного деревянного
зодчества, на фасадах дворца чередовались
балконы и арки. Статуи божеств и людей
отличались внушительностью и
монументальностью застывших поз и
тяжеловесностью форм.
Во
многих древнеиндийских текстах
описываются загородные парки с
искусственными водоемами, фонтанами,
а также ландшафтные парки. Так, царь
Ашока был горд тем, что насадил рощи для
отдыха простых людей.
Показатель
высокого уровня развития литературы в
Древней Индии – труды, посвященные
вопросам теории литературы (особенно
поэзии), тщательно разработанных
грамматик санскритского языка. Самая
прославленная из них «Грамматика»
Панини составлена в IV –
III вв. до н.э.
Отличительная
черта древнеиндийской культуры –
почитание знаний. Зародившись в глубокой
древности, индийская наука развивалась
и совершенствовалась в последующие
эпохи.
Развитие
астрономии было вызвано нуждами
ирригационного земледелия. Древнеиндийские
астрономы делили год на 12 месяцев по 30
дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся
13-й месяц. Год состоял из шести сезонов
по два месяца в каждом. Была известна
разница между длиной дня и ночи в
различных широтах земного шара.
Выдвигалась
идея о шарообразности Земли и ее вращении
вокруг своей оси. Довольно точно
вычислялись положение и движение
небесных тел по отношению к небесному
экватору и т.д.
В
сокровищницу мировой науки весомый
вклад внесли древнеиндийские математики.
Независимо от ученых других стран, еще
в период Хараппской культуры (III
тыс. до н.э.) ими была сформулирована
десятичная система исчисления. Именно
в Индии создана общепринятая ныне
система начертания чисел (позиционная
система, в которой значение каждой цифры
определялось ее положением) и цифры (в
том числе ноль). Эта система позже была
заимствована ближневосточными народами
и в несколько измененном виде использовалась
в Европе под названием арабских цифр.
Между тем, сами арабы называли их
индийскими цифрами. О том, что уже в V
в. н.э. индийцы знакомы с основами
тригонометрии и алгебры, с извлечением
квадратного и кубического корней,
обладали умением исчислять число «пи»,
знали об эмпирических правилах
суммирования арифметических рядов,
геометрических прогрессиях, решали
неопределенные уравнения второй степени
и др., повествуют трактаты выдающихся
древнеиндийских астрономов и математиков
Арьябхаты и Варахамихиры (V
– VI вв. н.э.) и др.
Занятие
химией и медициной носили
религиозно-практический характер.
Древнеиндийским химикам была известна
термическая обработка металлов,
кальцинирование и дистилляция,
изготовление кислот, красок, парфюмерии,
лекарств, препаратов из ртути.
Содержательными работами по хирургии,
терапии, фармацевтике обогатили мировую
медицину древнеиндийские врачи. Хотя
религиозные предрассудки трактовали
болезни как кару за греховность в жизни,
выдающиеся древнеиндийские медики
(Джавака, V – IV
вв. до н.э., Чарака, I в.
н.э.) умели диагностировать и излечивать
различные болезни и славились далеко
за пределами страны. При операциях
использовалось свыше двухсот различных
инструментов, применялось обезболивание.
3.
Религиозные системы Древней Индии
(ведическая религия, брахманизм, буддизм,
индуизм).
Исследователям
Вед и ведической литературы не удалось
составить всеобъемлющую и полную картину
ведических божеств, разобраться в их
системе и взаимосвязи. Ведические боги
порою сочетают в себе признаки и свойства
божеств, повторяющиеся или дублирующиеся.
Нет среди них упорядоченности и иерархии
(соподчинения). Значительное большинство
из них связано с природой. Другие
олицетворяют определенные качества
души. Ведическая мифология называет 33
земных, атмосферных и небесных высших
бога. В ряде древних книг их – 333 или
даже 3339. При этом верховным богом является
тот, к кому в данный момент направлено
обращение. Наиболее популярен в Ведах
бог Индра, в имени которого олицетворяются
сила, плодородие, мужское начало. Это
творец солнца, неба, зари, он дружелюбен
к ариям, вдохновляет поэтов и певцов.
Сопровождают его божества дождя и ветра.
Бог Варуна – судья и хранитель закона
– царит над миром, богами и людьми,
посылая возмездие за грехи в виде
болезней и бедствий. Агни – бог огня,
похищенный с неба одним из жрецов. Сома
– бог дождя и божественного напитка и
др.
Веды
довольно туманно повествуют о сотворении
мира. То ли он создан из некоей неразличимой
пустоты, то ли его первоосновой стал
тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый
человек Пуруша, расчлененный богами.
За порогом смерти, по мнению ариев, -
царство бога мертвых Ямы. В загробном
мире человек встречается с тенями своих
предков, получает новое тело, наделенное
здоровьем и красотой.
Во
второй половине I тыс. до
н.э. была завершена редакция Брахман –
комментариев к Ведам для жрецов, а также
Упанишад (религиозных философских
трактатов) и в их составе араньяк (лесных
книг). В этих произведениях получил свое
оформление брахманизм.
В
начале I тыс. до н.э.
оседлость для индоариев стала повседневным
образом жизни. Сложились многочисленные
княжества, часто враждовавшие между
собой. С постепенным усложнением культа
ведической религии усилились роль и
авторитет жрецов-брахманов. Изменились
состав и характер пантеона богов. И хотя
установки ведической религии, ее боги
и традиции не претерпели резких перемен,
многочисленные религиозные учения
раннего рабовладельческого общества
в Индии в первые века до н.э. составили
религиозное течение – брахманизм,
освещавший племенную раздробленность
и исключительность.
Согласно
новой космогонической теории творец
вселенной Брахма рождается из золотого
яйца, плавающего в огромном океане. Сила
его мысли разделяет яйцо на две части
– небо и землю. В процессе последующего
созидания формируются стихии (вода,
огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды,
время, рельеф и т.д. Создаются люди,
мужское и женское начало, противоположности
(жар – холод, свет – тьма и пр.), животный
и растительный мир.
Переход
к брахманизму еще не выявил единой
иерархии богов. В каждой местности
почиталось свое высшее божество. Бог
Шива, в культе которого соединились
различные по своему характеру религиозные
верования, считался воплощением
разрушительных сил природы и символом
плодородия. Бог Вишну выступал в качестве
бога – хранителя всего существующего.
Значительная роль отводилась анимистическим
представлениям и культу предков.
Освещая
общественное неравенство, брахманизм
объявлял страдания и бедствия людей
несущественными, поскольку весь мир
явлений – лишь иллюзия. Единственно
реальным остается существование мирового
духа. Важнейшим ключевым элементом
брахманизма, сохранившимся в индийской
религии и философии, является сансара
(санскр. блуждание, переход, перевоплощение
души или личности) – теория перерождения;
по этому учению со смертью человека его
душа переселяется в новое существо
(человека, животное, растение, Бога). Эта
цепь воплощений бесконечна и зависит
от человеческой судьбы – кармы (санскр.
деяние, поступок).
Карма,
хотя и предопределена свыше, может быть
скорректирована поступками человека.
Его высокая духовность и добродетельность,
самодисциплина, отказ от ненависти,
подавление зависти, изучение Вед,
почитание брахманов и т.д. могут привести
в цепи перерождений к высокому положению
в обществе, а в будущем открывают
перспективу к дальнейшему совершенствованию.
В свою очередь, недостойное поведение
чревато тяжелыми последствиями:
воплощение пьяницы в моль, убийцы – в
хищное животное, вора – в крысу и т.п.
Более
успешную попытку преодоления в системе
брахманизма варно-кастового строя, где
путь к спасению был открыт только для
брахманов-жрецов, осуществил буддизм,
зародившийся также VI в.
до н.э.
Буддизм
– самая ранняя по времени появления
мировая религия, которой ныне следуют
около 700 млн. человек. Расцвет этой
религии в Индии пришелся на V
в. до н.э. – начало н.э. Основателем
буддизма считается реальное историческое
лицо – Сиддхартха Гаутама (623 – 544 гг.
до н.э. по буддийской традиции, 563/560 –
483/480 гг. до н.э. – по оценке историков).
Происходил он, по преданию, из царского
рода племени Шакьев (одно из имен Будды
– Шакьямуни – «отшельник из Шакьев»).
С самого детства он поражал своими
способностями. Окруженный роскошью и
великолепием, он проводил жизнь в
прекрасных дворцах, побеждал соперников
на рыцарских турнирах. Жена-красавица
и любимый сын довершали счастливую и
беспроблемную жизнь принца. Но однажды,
когда ему исполнилось 29 лет, впервые
жизнь повернулась своей жестокой и
прозаической стороной, ранее ему
неведомой. На одной из увеселительных
прогулок он увидел людей, далеко не
столь счастливых: дряхлого старика,
больного проказой человека, монаха-отшельника
и мертвеца. Потрясение оказалось столь
велико, что, оставив все – счастливую
семью, роскошь и наслаждения, он отправился
в длительное семилетнее странствие.
Предаваясь самому суровому аскетизму,
познав после долгих раздумий причину
зла, впав в нирвану, он стал Буддой
(санскр. букв. просветленный, осененный
истиной, пробужденный к новой жизни) и
проповедником учения, получившего
название буддизма. Более сорока лет
проповедей создали много учеников и
последователей учения Будды, среди
которых появились и первые в религиозной
жизни женщины.
Подвергнув
осуждению брахманизм за пристрастие к
богатой и обеспеченной жизни, преобладание
внешних форм религиозной жизни, а
джайнизм – за жесткую аскезу, Будда
высказался за средний путь. От
древнеиндийских племенных религий он
унаследовал анимистическое представление
об одушевленности всего живого в природе;
о карме как законе переселения душ, по
которому место человека в жизни
определяется его грехами или добродетелями
в предыдущих существованиях.
Центральным
в учении Будды считаются «четыре
благородных истины»: жизнь есть страдание;
причина страдания – стремление к
наслаждению; прекращение страдания
приходит через уничтожение желаний,
путь к которому лежит через реализацию
ряда условий и норм поведения,
предполагающих предотвращение и
пресечение зла, способствующих
возникновению и поддержанию добра. В
конце этого пути наступают полная
свобода и озарение – нирвана, своеобразная
пассивная, с точки зрения христианской
культуры, этика, так как призывает к
терпимости и бесстрастию, равнодушию
ко всему как к доброму, так и злому.
Выдающийся
правитель династии Маурьев Ашока (273 –
232 до н.э.) провозгласил буддизм
государственной религией. Им были
осуществлены разорительные для
государственной казны пожертвования
церкви, построены многочисленные храмы,
созданы могущественные монашеские
общины и др.
Не
став господствующей религией в Индии,
буддизм при династии Кушанов получил
наибольшее распространение там, где
рабовладельческие отношения были
наиболее развитыми, – в долине Ганга,
на северо-западе страны. Буддийское
духовенство, приспосабливая культ и
вероучение к племенным и общинным
верованиям, оформляет в I
– II вв. н.э. новую форму
буддизма.
Теперь
Будда из учителя (гуру), указавшего путь
к спасению и первым вошедшего в нирвану,
окончательно превращается в божество.
Культ могущественного Будды требует
огромных храмов. Создается учение об
аде и рае. Формируется культ святых,
достигших ступени Будды, но временно
не вошедших в нирвану. Все большая роль
отводится обрядовой стороне культа с
элементами магии. В этих целях значительно
шире, чем раньше, используются произведения
изобразительного искусства.
Роскошно
и пышно оформляются процессии и церемонии.
Жертвоприношения приносятся в виде
цветов, воскуривания благовоний,
кормления божеств и пр.
Однако
расцвет буддизма завершился кушанским
периодом. Буддизм, будучи приемлемым
для различных слоев общества и разных
народов своей симпатией ко всему живущему
и поисками нравственной основы жизни,
почитаемый многомиллионными жителями
планеты, получив мощную поддержку
царствующих правителей, сформировав
широко разветвленную сеть монастырей,
все же уже при династии Гуптов эволюционно,
без политических потрясений и религиозных
войн, начал уступать место индуизму.
Причина
этого видится в социальной основе
индобуддийской духовной традиции.
Варновый строй (деление общества по
социальному происхождению) способствовал
формированию профессиональных каст,
которых в современной Индии насчитывается
более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики,
маляры и шоферы, гончары и плотники и
пр.). Кастовый строй усилил отчужденность
между социальными группами, практикуя
запрет на межкастовые отношения:
заключение браков вне своей касты,
принятие пищи вместе с представителями
других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное
производство, связанное якобы с насилием
(убой животных) и стоящее на низкой
ступени социальной лестницы, стало
считаться малодостойным занятием, что
оттолкнуло от буддизма огромный массив
индийской сельской общины.
Уже
при Гуптах, в IV – V
вв., когда даже сами цари не придерживались
буддизма, местные религии, впитавшие в
себя многочисленные элементы брахманизма
и буддизма, в новых условиях (в частности,
становления кастового строя, буддизмом
не признаваемого и пр.) составили комплекс
религиозных верований, который обычно
называют индуизмом. Объединяющим началом
индуизма, исповедуемого жителями Индии
и поныне, служат: признание Вед, учение
о карме, сансаре и кастах (варнах).
Особо
почитается индусами триада богов: Брахма
(бог – творец, созидатель Вселенной),
Вишну (хранитель мирового порядка,
способный к воплощению в земные смертные
существа) и Шива (воплощение космической
энергии, иногда бог-разрушитель).
Цементируя религию культом Брахмы –
Вишну – Шивы, создавая своеобразный
синтез абстрактного представления об
абсолютном духе и местных богах
крестьянских общин, индуизм позволил
людям приблизить этих богов к своим
земным условиям, наделить их конкретными
качествами и способностями участвовать
в земных событиях.
Так
Вишну, способный к перевоплощению, -
активный помощник людям, сообщает им
истину, оберегает от опасности и зла.
Весьма противоречив Шива – суровое и
довольно жестокое существо, бог-разрушитель.
Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль
тела дополняют его необычный облик.
Выступая порою покровителем любовных
утех и разгульной жизни, он в то же время
оказывает покровительство искусству
и учености. Скульпторы в изображении
Шивы привносили олицетворение творческого
начала вселенной, физически совершенного
человека, полного жизненных сил и
энергии.
Тест
№ 5
Выберите
несколько вариантов ответа.
Обозначьте
два правильных перевода на русский язык
латинского слова, от которого получила
свое название наука «культурология».
1.
– возделывание;
2.
– воспитание;
3.
– украшение;
4.
– перевоплощение.
Ответ:
1. – возделывание; 2. – воспитание.
Библиография
Культурология.
История мировой культуры: Учебник для
вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е
изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –
600 с.; илл. цв. – (Серия «Cogito
ergo sum»).
История
мировой культуры. Борзова Е.П. 5-е изд.,
стер. – Спб.: Издательство «Лань», 2007.
– 672 с.: ил. – (Мир культуры, истории и
философии).
Культурология.
Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф.
А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. – 319 с.