|
Конспект и презентация к уроку литературного чтения " П. Ершов "Конек-горбунок"; 4 классКонспект и презентация к уроку литературного чтения " П. Ершов "Конек-горбунок"; 4 классУрок литературного чтения в 4 классе по учебнику Л.А.Ефросининой Тема: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок». Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений (сказкой). Задачи: 1. Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения; 2. Закреплять понятие «литературная сказка»; 3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге. Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки учащихся, тетрадь «Литературное чтение». Ход урока: I. Организация класса. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, - Начнём скорей урок!
II. Постановка темы и целей урока. 1. Скачет лошадь непростая, Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок- Удивительный конёк. - О ком идёт речь? - Из какого произведения герой? - Кто автор этой сказки? - Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2) (Верно. Мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием сказки, подумаем и обсудим есть ли связь этой сказки с фольклором).
III. Актуализация знаний. 1. Повторение сведений об авторе. (Слайд №3) - Что вы узнали о П.П. Ершове? - Где он родился? - Где учился? - Какое произведение сделало его известным писателем? - В каком году впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»? - Почему П.П. Ершова называют «автором одного произведения»? (П.П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказочником). 2. – Подумайте, можно ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной? - Почему? - Значит, какая это сказка? (Авторская, литературная)
3. - Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома. - Почему героев сказки я разделила на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)
4. Все ли слова вам были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет) - Как называются слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие). - Откуда можно узнать значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4) - Давайте разберём значение слов из сказки. (Слайд №5)
IV. Работа над содержанием сказки. Итак, начинает сказка сказываться. 1. - Прочитайте, как начинается сказка? - А что произошло дальше? - Поймали ли «злого вора»? - Кто это сделал? (Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица). - Что в сказке говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев? - Какие качества проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть, жадность) - Чем Иван отличается от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)
2. – Рассмотрите иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте, как его описывает автор. (Слайд №6) - Кем стал Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником) - Почему он предан Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами». Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).
3. – Вспомните, какие дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок? Чтение наизусть отрывков из сказки. 1. Снова сказкой позабавим Православных христиан, Что наделал наш Иван, Находясь на службе царской При конюшне государской.
2. Как в суседки он попал, Как перо своё проспал, Как хитро поймал Жар-птицу, Как похитил Царь-девицу…
3. Как он ездил за кольцом, Как на небе был послом, Как он в Солнцевом селенье Киту выпросил прощенье…
4. Как к числу других затей, Спас он тридцать кораблей… Как в котлах он не сварился Как красавцем учинился… Словом наша речь о том, Как он сделался царём.
4. Самостоятельная работа в тетрадях (стр. 55 №8) 5. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя). - Прочитайте отрывок, в котором говорится о первом появлении Царя. (Отрывок начинается со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!) - Как вёл себя Иван при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый) - Найдите и зачитайте ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».
6. – Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем? - Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок? (Слайды с №8 по №11) (Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)
7. – А нет ли сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С. Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)
8. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?
9. Сколько лет назад написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций: художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок». - За что наказан Царь? - Почему Иван получает красавицу жену и царство? - Какие качества характера героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет? - Кто из героев вам понравился и почему?
V. (Слайд №13) Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из сказки.
VI. (Слайд №14) Рефлексия.
VII. (Слайд №15) Оценки с комментированием. |
Loading
|