|
Конспект и презентация к уроку литературы "Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка "Снежная короКонспект и презентация к уроку литературы "Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка "Снежная королева»Урок 1. Тема урока: «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева». Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту! Г.Х.Андерсен. Цель урока: познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы», на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки , развивать устную речь учащихся. Метод: беседа, комментированное чтение отрывков, инсценирование эпизодов, рассказ учителя, различные виды пересказа (художественный, пересказ с изменением лица). Наглядные пособия: презентация к уроку, пейзажи (лето и осень); муз. записи звуков природы. К уроку ученики получают индивидуальные задания: Пересказ эпизода«Снежная королева увозит Кая» от лица Снежной королевы, Кая . План урока. 1. Рассказ учителя о жизни Г.Х.Андерсена с использованием воспоминаний сказочника о своем детстве. 2. Комментированное чтение «Сказки первой». Индивидуальное задание: художественный пересказ сказки. 3. Беседа по содержанию «Сказки второй». Выборочное чтение, инсценирование эпизодов. 4. Комментированное чтение «Сказки третьей». 5. Домашнее задание. Ход урока. I.Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене. «В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен . Дания- прекрасная страна, подарившая миру великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника) Слайды 1,2. «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -утверждал Г.Х.Андерсен. «Я обязан своим положением только самому себе», -говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева». На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.
II. Комментированное чтение «Сказки первой». Слайд 3. Запись в тетради : « Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Обратите внимание на начало сказки, то, как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир. (См. «Ну, начнем! Вот…) -Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).
Беседа после прочтения сказки. «Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена. Слайды 4,5. Дания, скандинавская страна, расположенная на севере, в сознании народа бытовали представления о мифических существах, населявших леса, горы и реки. Таков тролль. -Каким вы представляете тролля? В сказке «Лесной холм» Андерсен пишет о тролле: «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных лесных шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах» (См. изображение тролля на слайдах) -Какие слова передают отношение Андерсена к троллю? -Какие свойства имело волшебное зеркало? -Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»? -Перескажите «Сказку первую», включив в пересказ действия тролля, его учеников, рассказ о свойствах зеркала. -Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах? III. Работа над «Сказкой второй». 1.«Как жили и дружили Герда и Кай». Слайд 7. -Кто являются героями второй сказки? -Расскажите о жизни Герды и Кая , их садике. Как жили обе семьи? -Для чего две семьи устроили «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад? -Какими были отношения между детьми? Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный. «Инсценировка» эпизодов: «Как жили и дружили Герда и Кай», «Осколок волшебного зеркала попадает Каю в глаза». 2. Снежная королева. -Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что рассказала бабушка детям о Снежной королеве? -Почему бабушка после слов Кая о королеве завела речь о другом? -Почему и в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце? -Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира» ). Слайды 8,9. -Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор ?
Представим, что нужно проинсценировать еще один эпизод: «Снежная королева увозит Кая». Изобразите декорации площади, на которой происходит главное событие, определить цвет красок, которые нужно использовать для декораций. -Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты? -Какой ее теперь видит Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала? Слайды10, 11. Пересказ эпизода от лица Снежной королевы, Кая (Индивидуальное задание) Обобщающий вопрос. -Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы?
IV. Комментированное чтение «Сказки третьей». «Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай»? –так продолжает свой рассказ автор. Слайд 12. -Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Каким вы видите это место? Чем вдруг оказалась похожа старуха-волшебница на Снежную королеву? Слайды 13,14. -Как автор описывает Герду (3 сказка)? «А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза» (обращаем внимание на отношение автора к Герде) «Доброму сердцу чуждо высокомерие», -считал мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде? Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку? -Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди? Слайды 15,16. V. Домашнее задание. Прочитать сказки 4 и 5, пересказать близко к тексту понравившийся эпизод VI. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем. -Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая? ( Герда : самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный ) Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них. В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки. Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена. Использованная литература:
Сказка в семи историях. Пер. с дат. А.Ганзен. Худ. Э. Левандовская. Орджоникидзе, «Ир», 1978.
|
Loading
|