|
Конспект и презентация интегрированного урока русского языка и литературы "Тарас Бульба"Конспект и презентация интегрированного урока русского языка и литературы "Тарас Бульба"Интегрированный урок. Тема: Повторение изученного о деепричастии. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы». Цели: повторить и систематизировать знания уч-ся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при деепричастиях и д/о; развивать умение уч-ся понимать авторскую позицию в художественном произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы. Ход урока I.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие» – Какую часть речи вы изучили? – Что обозначает деепричастие? – Как и от чего образуется? – Какие морфемы могут помочь нам в определении этой части речи? – Какие признаки глагола есть у деепричастия? – Чем оно похоже на наречие? – Что такое деепричастный оборот? – Как он выделятся на письме? II. Проверка д/з - Записать на доске деепричастия и д/о, найденные вами в указанных эпизодах повести Гоголя «Тарас Бульба». Выделите в них суффиксы, определите время и вид. (стр. 147, последний абзац – увидевши стр. 150, 1й абзац –сидя, услыша стр. 155, 1й абзац – отодравши стр. 158, 2й абзац – вытянув свои шеи, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву) - Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (увидевши, услыша, отодравши…) III. Работа с учебником - Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид. 1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.) 2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.) 3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.) 4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.) - Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши…) - Как вы написали деепричастия с частицей НЕ? IV. Тестирование Тест №14 №Деепричастие» I вариант II вариант 1 – в 1 - б 3 – а 3 – в, д 7 – а, в, г, д 7 – б, г, д, ж V. Работа с текстом (1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным. (2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою. Задания. В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.) В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2) В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3) В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось) В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2 (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег) В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник) В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным) В8 - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора) - Проверьте себя и оцените свою работу. - Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время деепричастий. Выделите суффиксы каждого из них. VI. Подготовка к сочинению
- Вы узнали героя текста? - Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным. - Как вы относитесь к этому герою? - Что повлияло на ваше отношение? - Какие события привели Тараса к этой трагедии?
|
Loading
|