|
Алексеев Александр ЕмельяновичАлексеев Александр Емельянович [р. 15(27). 11. 1891, деревне Сорокине, ныне Калининской области], советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1953). В 1925 окончил Ленинградский электротехнический институт. С 1936 профессор Ленинградского института инженеров ж.-д. транспорта; с 1953 одновременно работает в институте электромеханики АН СССР. Основные труды А. посвящены теории электрических машин и методам их проектирования. Разработал теорию и методы вентиляционного и теплового расчётов электрических машин, а также методику их конструирования и механических расчётов. Занимается вопросами электрической тяги на постоянном и переменном токе с использованием полупроводниковых преобразователей для частотного регулирования тяговых асинхронных двигателей. Участвовал в создании рельсосварочной машины. Государственные премии СССР (1949, 1951). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Соч.: Конструкция электрических машин, Л. — М., 1949; Турбогенераторы, Л. — М., 1939 (совм. с М. П. Костенко); Тяговые электрические машины и преобразователи, Л., 1967.
Алексе́ев Алекса́ндр Емелья́нович (27.11.1891, Сорокино, Кашинского уезда, Тверской губернии — 16.05.1975, Москва), росс. электротехник. Член-корреспондент АН СССР (с 23 октября 1953 года) по отделению технических наук (электромашиностроение). Труды по электрическим машинам, электрической тяге. Сталинская премия (1949, 1951). Начал трудовую деятельность в Ленинграде на заводе «Электрик», одновременно поступил на учебу в Электротехнический институт им. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ — ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет). Еще, в студенческие годы, под руководством профессора Я. М. Гаккеля им были спроектированы тяговые двигатели ПТ-100 для первого советского тепловоза. Затем участвовал в разработке конструкции первых советских тяговых двигателей для трамвая. После окончания института в 1925 году он работает заведующим отделом новых конструкций, а затем техническим директором ленинградского завода «Электрик». Под руководством А. были разработаны первенцы советской энергетики: гидрогенераторы для Волховской, Земо-Авчальской, Рионской, Свирской ГЭС; крупнейшие в мире в те годы Днепровские гидрогенераторы, серии турбогенераторов до 50 МВт и другие крупные электрические машины, обеспечивающие выполнение плана ГОЭЛРО. С 1932 до 1975 г. А. работает в ЛИИЖТ (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения), консультируя по проектированию крупных электрических машин на заводе «Электросила», а затем специалистов Новочеркасского и Тбилисского электровозостроительного заводов и других. С 1936 года — профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины», а с 1943 по 1953 годы — декан энергетического факультета ЛИИЖТ. В 1938 году без защиты диссертации А. была присуждена ученая степень доктора технических наук. В годы Великой Отечественной войны А. руководил созданием автоматической рельсосварочной машины РКСМ-200-201. Серийный выпуск этой машины в 1945 году имел огромное значение для восстановления разрушенных железных дорог. За разработку рельсосварочной машины А. в 1949 году удостоен Сталинской премии. В послевоенные годы А. консультировал проекты тяговых электродвигателей для электровозов переменного тока. За высокую надежность тяговый двигатель НБ418К был отмечен присвоением Государственных знаков качества электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р. Под руководством А. созданы первые в СССР макетные локомотивы с асинхронными двигателями и частотным управлением. По результатам испытаний макетных образцов промышленностью были созданы опытный электровоз ВЛ80А-751 мощностью 9600 кВт и опытный тепловоз ТЭ-120-001 мощностью 4000 л.с. В 1953 году А. был избран членом-корреспондентом АН СССР и работал в институте Электромеханики АН СССР.
Обе книги переиздавались в СССР 5 раз и были переведены на иностранные языки. Лит.: Домбровский В. В. Александр Емельянович Алексеев. Л., Наука, 1988 |
Loading
|