|
Конспект и презентация к уроку биологии "Полушария большого мозга"Конспект и презентация к уроку биологии "Полушария большого мозга"Использован УМК «Биология. Человек», 8 класс, ПасечникВ.В. Цели: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий. Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.
Воспитательная: воспитывать уважение
к интеллектуальному труду; Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал. Ход урока
а) (Работа в рабочей тетради №34) 1-продолговатый мозг 2-мост 3-средний мозг 4-промежуточный мозг 5-мозжечок 6-полушария большого мозга (по таблице) б) Индивидуальные карточки с тестами
а) ЦНС; б) периферической Н.С; 2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие: а) 31 нерв; б) 31 пара нервов; 3. Рефлекс – это: а) ответная реакция организма; б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы; в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды; 4. Из чего состоит белое вещество мозга: а) из отростков нервных клеток; б) из тел нервных клеток и их отростков; 5. Головной мозг человека состоит из: а) ствола и полушарий большого мозга; б) мозжечка и полушарий большого мозга; в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. самопроверка в) Карточки с заданиями из УМК .
Самопроверка г) Фронтальная беседа. 1. Каково значение нервной системы? (Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека( мышления, речи и сложных форм социального поведения). 2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку? (ЦНС и периферическую н.с. ЦНС = г.м. + с.м. периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания) 3.Как разделить н.с. по функциональному признаку? (Соматическую и вегетативную) 4. Каково строение нейрона? (Тело + отростки – аксон и дендрит) 5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.? (серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов) 6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям? (чувствительные, вставочные, двигательные) 7. Рефлекс – это? 8. Какие бывают рефлексы? 9. Где расположен головной мозг? (в полости черепа) 10. Из каких отделов состоит головной мозг? (Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга) 11. Какие части входят в состав ствола головного мозга? (Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг) 12. Каковы функции продолговатого мозга? (Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.) 13. Как устроен мозжечок? (Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка) 14. Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела) 15. Каковы функции моста? ( проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.) 16. Назовите функции среднего мозга. (обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света) 17.Какие функции выполняет промежуточный мозг? (Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.) 5-8мин Изучение нового материала. Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике) Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки). Крупные борозды делят полушария на доли - их 4 : лобная, височная, теменная, затылочная. Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга. В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием». В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике. Среди учеников нашей школы много правшей и левшей. В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения , 23 июня 1985г). Правши 95% - говорят левым полушарием 5% - правым Левши По данным российских ученых: 65% - говорят правым полушарие, 35% - левым По данным ученых США: 70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными: - чрезмерными волнениями во время беременности; - простудными заболеваниями; - отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков). Великие левши: Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов. В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).
Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин Зрение и ассиметрия Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными. Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы Левополушарные Правополушарные круглое яркое объемное красное аппетитное вкусное и т.д. Слух и ассиметрия Видеоролик – 4мин Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария? ( правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова). (левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию) Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся ( Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер) Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАИЙ Лабораторная работа «Объем внимания». Цель работы: определить объем внимания учащегося. Оборудование: часы с секундной стрелкой, таблица чисел, карандаш. Ход работы
Устный опрос по пройденному материалу:
Д/З Изучить текст на стр. 66-69. Желающим подготовить сообщение по материалу учебника на стр. 68-69 «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова». Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным? Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом. Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом. М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».
Подведение итогов, оценивание. |
Loading
|