|
Алексеев Федор ЯковлевичАлексеев Федор Яковлевич [р. между 1753—55, Петербург, — умер 11(23).11.1824, там же], русский живописец-пейзажист. Сын сторожа Академии наук. В 1766—73 учился в петербургской АХ. В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск). В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика. С 1803 преподавал в АХ. «Для снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795) и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Ленинград). Находясь в 1800—02 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей). А. — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Лит.: Федоров-Давыдов А. А., Федор Яковлевич Алексеев, М., 1955. Портрет Ф. Я. Алексеева работы М. И. Теребенёва. 1820. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград.
АЛЕКСЕЕВ, Фёдор Яковлевич (1753—1824)—выдающийся русский художник-пейзажист, основоположник русского городского пейзажа в живописи. Сын сторожа при Академии наук, Алексеев, благодаря большой одарённости, был принят в 1764 в Академию художеств. Вначале обучался в классе «плодов и цветов», затем переведён в пейзажный класс. В 1773 отправлен Академией в Венецию для усовершенствования в театральной живописи. Однако А. более привлекал пейзаж. Оставив назначенных ему Академией художеств учителей — третьестепенного итальянского декоратора Дж. Моретти, а потом Гас-пари,—А. пишет с натуры («Площадь св. Марка»и др.) маслом и акварелью, изучает живопись П. Веронезе, Тннторетто, Канале и Белотто и др., изучает архитектурные стили и перспективу. В 1777 А. возвратился в Петербург, где был против желания зачислен в мастерскую декоратора Градицци и с 1779 — живописцем при театральном училище. В то же время А. делает ряд копии с картин западных мастеровой продолжает работать над архитектурным пейзажем («Дворцовая набережная», Гос. Русский музей, «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости», Гос. Русский музей, и др.). В 1794 А. предстанил н Академию художеств две самостоятельные работы: «Внутренность двора с садом» и «Вид Петербурга па р. Неве» (Гос. Третьяковская галлерея), за последнюю художник был утверждён и звании академика. В 1795 А. бил командирован «для снятия видов» в Крым (Бахчисарай), Николаев и Херсон. Он делает па мостах этюды акварелью, на основании к-рых затем Ф. Я. Алексеев. «Вид набережной от Петропавловской крепости». 1794. Третьяковская галерея. Москва. пишет большие картины маслом. Той же системы придержи пается А., исполняя вид еще не вполне законченного Михайловского замка. В сентябре 1800 А. командируется «в Москву и другие места российского государства, взяв с собой для научения в сом роде двух учеников» (Александра Купавина и Лариона Мошкова). Первоначальным результатом этой полуторагодичной поездки было большое количество акварельных этюдов, по к-рым был в дальнейшем сделан ряд картин («Вид Красной площади», «Вид военной гошпитали» и др.). В 1809—12 А. ездил снова в Москву («Кремль у Каменного моста», 1809, «Ивср- ские Ворота», 1811, и др.), затем в Воронеж и Орёл. После 1812 он уже почти пе пишет московских пейзажей, отдавшись исключительно изображению Петербурга. С 1803 и до конца жизни А. преподавал «перспективную» живопись (пейзаж) в Академии художеств, с того же 1803 состоял членом её совета. Известные русские живописцы Сильвесгр Шедрип п М. Воробьёв были его учениками. Несмотря на тяжёлую болезнь (частичный паралич), А. работал до копна жизни. В одной нз своих последних работ изобразил наводнение в Петербурге 7 ноября 1824.—А. был первым русским живописцем, поэтически отобразившим в своих полотнах строгий облик Петербурга и живописную красоту старой Москвы. Ранние произведения А. отличаются строгой композицией и пани- саны в богатой переходами серебристой гамме, особенно характерной для его петербургских пейзажей. В пейзажах Москвы появляется тёплая коричневато-жёлтая гамма, отвечающая цвету зданий и стен древней столицы. Виды Москвы (особенно акварельные этюды, сделанные с натуры) имеют также значение историч. документов, изображая город до пожара 1812. А. первым передал национальное своеобразие архитектуры Москвы. Спет, наполняющий всё пространство картины и делающий все архитектурные формы особенно живыми, характерен для работ А. последнего периода («Английская набережная в Петербурге», Гос. Русский музей, и др.). Фигурки людей, пеших и конных, лодочников, прачек, гуляющих горожан, экипажи, корабли и лодки в пейзажах А. оживляют образ города и воссоздают картину современной художнику городской жизни. Лит.: Скворцов А. М., Федор Яковлевич Алексеев. 1753- 1824. М.—Л., 1 945; ф е д о р о в - Д а в ы л о в А. А.. Основоположник русского городского пеПзажа, «Искусство». 1948, № 2; Со б к о II. П., Словарь русских художников, т. 1 вып. 1. СПБ, 1893 (стр. 112—1 20); Грабарь И. Э., Федор Яковлевич Алексеев, «Старые годы», 19о7, июль—сент.
Алексе́ев Фёдор Я́ковлевич (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23).10.1824, Санкт-Петербург), рус. живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века. Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе. В 1767 в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Г.Фандерминта и А.Перезинотти. В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск). В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика. С 1803 преподавал в Академии художеств. «Для снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург). Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей). А. — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Ф. Я. Алексеев. «Соборная площадь в Московском Кремле». 1810-е гг. Третьяковская галерея. Москва. |
Loading
|