Тип урока (мероприятия,
занятия) |
Изучения и первичного
закрепления новых знаний |
Цели урока
|
Создать условия для формирования
знаний обучающихся об особенностях
строения и жизнедеятельности
членистоногих, их многообразии.
|
Задачи урока
|
Познакомить обучающихсяся
с общими признаками членистоногих,
выяснить особенности внешнего и
внутреннего строения членистоногих;
черты их сходства и различия. Познакомить
с особенностями строения и многообразием
класса Ракообразных, их ролью в природе
и жизни человека.
Формировать умения выявлять черты
приспособления к среде обитания,
продолжить развитие умений распознавать
животных на рисунках, сравнивать их
между собой; работать с учебником.
Побудить обучающихся, задуматься о
роли членистоногих в природе и жизни
человека, необходимости бережного
отношения к этим организмам.
|
Используемые педагогические
технологии, методы и приемы |
Самостоятельная работа,
индивидуальная и парная работа,
фронтальная работа. Словесные,
частично-поисковые; преобразование
информации из одной знаковой системы
в другую, анализ учебного материала.
|
Время реализации урока
(мероприятия, занятия)
|
40 минут |
Знания, умения, навыки и
качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока
|
Распознают и описывают
внешнее строение и многообразие
членистоногих, узнают по рисункам
системы внутренних органов, выделяют
отличия внутреннего строения
ракообразных; объясняют роль ракообразных
в природе и жизни человека; выявляют
приспособления ракообразных к среде
обитания. |
Необходимое оборудование и
материалы |
компьютер, проектор, экран(лучше
интерактивную доску любой модификации) |
Дидактическое обеспечение
урока (мероприятия, занятия) |
Инструктивные карты для
учащихся, учебник, слайды презентации,
флеш-анимации и фрагменты фильмов из
коллекции ЦОР |
Список учебной и дополнительной
литературы
|
Константинов В.М., Бабенко
В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные:
Учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений/Под ред. В.М.Костантинова,
И.Н.Пономаревой. -М.:Вентана – Граф,2010 |
Ход и содержание урока
деятельность учителя и
учеников. |
Мотивация и целепологание. |
Беседа по слайду №2 презентации.
Все ли животные представленные на
рисунках вам знакомы? Можете ли вы
рассказать о всех этих животных?
Особенности строения, образа жизни и
т.д.
Учитель анализирует высказанные
варианты ответов учащихся, сообщает
тему урока. Формулируются цели урока,
учитель корректирует их
|
1. Изучение нового материала.
1.1.Общая характеристика типа
Членистоногие
1.2. Классификация
1.3. Многообразие ракообразных
1.4.Общая характеристика
класса Ракообразные
1.5.Образ жизни и внешнее
строений речного рака
1.5.1 Конечности речного рака
1.5.2.Органы чувств речного
рака
1.6.Внешнее и внутреннее
строение речного рака
|
1.Организация работы по
формированию знаний о Типе членистоногих.
-Учитель, опираясь на умения учащихся,
предлагает задание 1 инструктивной
карточки, в ходе выполнения которого
учащиеся знакомятся с общей
характеристикой типа Членистоногих.
Выделите особенности характерные для
типа Членистоногие и кратко зафиксируйте
в тетради. Учитель организует обсуждение
выполненного задания( слайды № 3 и 4).
Учитель дает классификацию типа
Членистоногих (слайд №5)
Учитель рассказывает о многообразии
класса Ракообразные, демонстрирует
слайды №7-17.
Организация работы по заданию 2
инструктивной карточки, с последующей
проверкой по слайду №18, демонстрацией
слайда 19.
Учитель организует работу в парах по
заданию 3 инструктивной карточки.
Фронтальная работа обучающихся
по слайду №20,с опорой на текст учебника.
Акцентирование внимания на количество
конечностей рака и их функциях.
Беседа с использованием слайдов №21,
22.
Самостоятельная индивидуальная
работа обучающихся по заданию 4
инструктивной карточки: заполнение
1 колонки таблицы с опорой на текст
учебника
Сравнительная характеристика
классов типа Членистоногие
Признаки сравнения |
Ракообразные |
Пауко-
образные |
Насе-
комые |
1.Отделы тела |
|
|
|
Покровы |
|
|
|
Число ног |
|
|
|
Число усиков |
|
|
|
Глаза |
|
|
|
2.Пищеварительная система |
|
|
|
особ-ти ротового аппарата |
|
|
|
3.Органы дыхания |
|
|
|
4.Выделительная система |
|
|
|
5.Кровеносная система |
|
|
|
6.Тип нервной системы.
особенности |
|
|
|
7.Органы размножения
(особенности развития) |
|
|
|
8.Особенности образа жизни |
|
|
|
После выполнения задания
учитель организует взаимопроверку
выполнения таблицы.
|
2.Первичное закрепление.
2.1 Работа по слайдам
2.2. Выполнение заданий у доски
2.3..Выполнение заданий слайдов
№ 30и 31.
|
Учитель предлагает учащимся,
используя слайды №23 - 29, кратко
рассказать о внутреннем строении
речного рака. По ходу рассказов учеников
демонстрируются фрагменты фильмов
из коллекции ЦОР: «Питание ракообразных»,
«Кровеносная система рака».
Флеш – анимации в тестовом режиме
«Внешнее строение речного рака»,
«Внутреннее строение речного рака».
Проверка выполнения
осуществляется щелчком мыши по слову
«Проверка»
|
3. Рефлексивно - оценочный
этап.
|
Использование приема
«Рефлексивная мишень»
На листках с изображением мишени
учащиеся ставят значки «+» в том
секторе, который соответствует их
оценке урока ( 3,4 или 5 баллов) Мишень
разделена осями на 4 части: «узнал
новое», «буду использовать», «расскажу
друзьям», «было интересно».При выходе
из класса мишени прикрепляются
магнитами к доске.(Слайд№ 32)
|
4.Домашнее задание
|
Изучить параграф 24 Подготовить
презентацию о пауках. Найти дополнительный
материал о взаимовыгодном сожительстве
рака –отшельника и актинии.
|
Ссылки на использованные
ресурсы и Интернет
|
СD диск «Уроки
биологии Кирилла и Мефодия. Животные»
school-collection.edu.ru
www.zoofirma.ru
|
В помощь учителю |
Обоснование, почему данную
тему оптимально изучать с использованием
медиа-, мультимедиа, каким образом
осуществить
|
Данную тему оптимально
изучать с использованием презентации,
которая помогает визуализировать
материал, сделать урок более динамичным,
что необходимо из-за объемности
изучаемого материала.Работа со слайдами
позволяют развивать умение сравнивать,
выявлять особенности внешнего строения
и образа жизни по рисункам животных.
|
Советы по логическому переходу
от данного урока к последующим |
При проектировании следующей
темы «Класс Ракообразные» используется
таблица заполнение которой начато на
данном уроке.
|