|
Конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы словообразования"Конспект и презентация к уроку русского языка в 10 классе "Способы словообразования"Тема: Способы словообразования. 10 класс Цели:
Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка. Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными. Тип урока: комбинированный урок Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации ХОД УРОКА Эпиграф Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! I. Приветствие учащихся. II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3) Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята. III. Интрига. (слайд№4) Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен "Пеппи – Длинный чулок”. — Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки: — Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника. — Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой. — Скажи, скажи скорей: что ты нашла? — Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки. — А какое это слово? – спросил Томми. — Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете. — Ну, скажи какое, – попросила Анника. — Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи. — Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит? — Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос! Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала: — Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк? — В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи. — Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти "новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.) – Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5) – Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.) IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6) — Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока "Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь. — Какие цели определим для себя? (Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.). Учитель должен обобщить ответы учащихся: — Цель нашего занятия выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; отработать умения определять способ образования слова. V. Повторение базового материала по теме 1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела "Словообразование”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2) 2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.). 3. Анализ "разминки” в форме беседы с учащимися. — Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично. — Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа? VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17) 1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18) 2.Распределительный диктант. (слайд№19-21) VII. Закрепление изученного материала 1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25) 2. Работа ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html ( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет. (Приложение 3) 10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26) — Мы рассматривали примеры нетрудные. Примеры заданий открытого типа (часть В). VIII.Итоги урока IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7) |
Loading
|