Центральный Дом Знаний - Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков

Рой Л. В., Третьяк В. П. 
pic

Год выпуска: 2008
Издательство: ИНФРА-М
Серия: Учебники экономического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова
ISBN: 978-5-16-002047-1
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 440
Язык: Русский

В учебнике рассматриваются проблемы анализа отраслевой организации рынков, актуальные для российской экономической практики. Все затронутые темы исследуются с помощью современных моделей, изложение которых сопровождается подробной экономической интерпретацией предпосылок и обобщений. Основные положения и выводы иллюстрируются фактами из реальных отечественной и зарубежной экономик.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов. Он может быть полезен специалистам сферы бизнеса и работникам органов государственного управления.  


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 5

ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ.......................................................... у

1.1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНТУРОВ ОТДЕЛЬНОЙ НАУКИ.........................8

1.1.1. Почему необходимо выделять анализ отраслевых рынков?...................................................................... q

1.1.2. О названии курса................................................................9

1.1.3. Формирование Гарвардской парадигмы.........................1 о

1.2. ОБЪЕКТ АНАЛИЗА ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ........14

1.3. ПРЕДМЕТ КУРСА..................................................................................18

1.3.1. Подходы к исследованию товарных рынков................18

1.3.2. Субъекты отраслевого рынка..........................................20

Резюме........................................................................... 23

Контрольные вопросы..................................................... 23

Приложение 1.1

Эволюция взглядов на схему Гарвардской парадигмы.....................25

ГЛАВА 2.............................................................................2Ь

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...........................................................26

2.1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА....27

2.1.1. Цель исследования и границы отраслевого рынка.......27

2.1.2. Способы установления границ отраслевого рынка.......27

2.2. КЛАССИФИКАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ....................................29

2.2.1.   Виды отраслевых рынков................................................29

2.2.2.  Отраслевые классификации...........................................30

2.3. УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...............32

2.4. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ........................................................34

Резюме........................................................................................................40

Контрольные вопросы...............................................................................41

Приложение 2.1

Пример расчета индекса Херфиндаля - Хиршмана.........................42

ГЛАВА 3

ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ПРОДУКТА.................................................................................43

3.1. ФЕНОМЕН ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА....................................44

3.1.1. Дифференциация продукта как явление.......................44

3.1.2. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке.......................................46

3.1.3. Дифференциация продукта и градация отраслевых рынков................................................................................47

3.2. БРЕНД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ПРОДУКТА...........................................................................................48

3.2.1. Бренд на отраслевых рынках.............................................48

3.2.2. Оценки бренда как нематериального актива...................51

3.3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ......................................53

3.3.1. Чемберлин о пределах дифференциации продукта .... 53

3.3.2. Развитие идей Чемберлина

модели Диксита — Стиглица..........................................56

3.3.3. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом..........................................................................59

3.4. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА.........................61

3.4.1. Модель вертикальной дифференциации продукта .....61

3.4.2. О гедонистических ценах.................................................63

3.5. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА....................64

3'5'1' пХ™аР°С.Т!аНСТВеНН0Й ДИффервнциа«ии

3.5.2,  Модель Ланкастера....... 64

Резюме........................... ............................^

Контрольные вопросы.............. ...............................................74

Приложение 3.1 .....................................................75

Модель Дорфмана - Штайнера................

Приложение 3.2 ......................................................77

.........................................................85

ГЛАВА 4......

..............................................................90

П^^^^0^ фИРМ НА ОТРАСЛЕВОЙ

......................................................90

4.1 БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК................................91

4-1.1.  Подходы к определению

4.1.г РЫНК08 по уровню —1

..................................>.....„„ по

4" ^SS^БАРЬЕР0В

................................................ gg

4.2.1. Барьеры социально-экономического характера".!96

4.2.2. Разновидности правительственных барьеров ..........'103

4.2.3. Гражданские барьеры................

4.3. БАРЬЕРЫ ВЫХОДА ФИРМ С РЫНКА..........105

.........................................10б

haSk™C^ фирм

Резюме................................. ...........................................................108

Контрольные вопросы................ ...............................................109

Приложение 4.1 ......................................................tt0

Масштаб фирмы как барьер входа ....................

ГЛАВА 5

ФИРМА КАК СУБЪЕКТ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА..................114

5.1. ПРИЗНАКИ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА................................115

5.2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТ

МАСШТАБА.......................................................................................117

5.3. НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДЫ ФИРМЫ...........................120

5.4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ.................................................123

5.5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ

ПРИРОДЫ ФИРМЫ...........................................................................128

Резюме......................................................................................................130

Контрольные вопросы............................................................................131

ГЛАВА 6

АКТИВНАЯ ФИРМА НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ...................132

6.1. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ.........................133

6.1.1. Трактовки рыночной власти фирмы на отраслевом рынке................................................................................133

6.1.2. Коэффициент Бейна.......................................................133

6.1.3. Индекс Лернера..............................................................135

6.1.4. Коэффициент Тобин а.....................................................138

6.1.5. Сильный бренд — показатель проявления

рыночной власти фирмы...............................................138

6.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА-ВЫХОДА ФИРМ

НА РЫНОК........................................................................................144

6.2.1. Характеристика стратегических барьеров..................144

6.2.2. Неценовые стратегические барьеры............................145

6.3. СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ МАСШТАБОВ БИЗНЕСА: ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМ................................................146

6.3.1. Поглощения и слияния фирм........................................146

6.3.2. Мотивы и выгоды от слияний фирм..............................148

6.4. ПРАКТИКА ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМ.............................149

6.4.1.  Аллокативное поглощение.............................................149

6.4.2.  Управленческие поглощения.........................................150

Резюме......................................................................................................15!

Контрольные вопросы.............................................................................152

Приложение 6.1

Стратегические решения глобальных корпораций..........................153

ГЛАВА 7

ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ

НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...................................................160

7.1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ФИРМ К ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ....................................................................................162

7.2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ОТРАСЛЕВЫХ

РЫНКАХ.............................................................................................167

7.2.1. Интеграция и аутсорсинг................................................167

7.2.2. Виды интеграции.............................................................172

7.3. ТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ........................................176

7.4. СЛЕДСТВИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ................................181

Резюме.................................................................................................. -J32

Контрольные вопросы....................................................................... ■( дз

Приложение 7.1

Эффект «двойной маржинализации»................................................184

ГЛАВА 8

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР..........................................................186

8.1. МОНОПОЛИЯ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ.......................................187

8.2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА С ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИЕЙ..................................................................................193

8.2.1. Естествен но-монопольное звено..................................193

8.2.2. Признаки естественно-монопольного звена................194

8.2.3. Предельное ценообразование на рынке естественной монополии...............................................198

8.2.4. Ценообразование Рамсэя на рынке естественной монополии........................................................................199

8.3. НЕКООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ...............200

8.3.1. Классификация стратегического

взаимодействия фирм....................................................200

8.3.2. Модель Курно..................................................................201

8.3.3. Парадокс Бертрана........................................................204

8.3.4. Модель Эджворта...........................................................207

8 4 ОТРАСЛЕВЫЕ ЛИДЕРЫ. ПОВЕДЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ

ФИРМЫ С КОНКУРЕНТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ...............................209

8.4.1. Характеристика доминирующей фирмы......................209

8.4.2. Модель Штакельберга....................................................210

8.4.3. Модель Форхаймера.......................................................214

8.5. СТРАТЕГИЯ СГОВОРА НА РЫНКЕ - КАРТЕЛЬ............................220

.........225

Резюме......................................................................................................

227

Контрольные вопросы.............................................................................

Приложение 8.1

Установление равновесия в модели Курно.......................................«в

Приложение 8.2

Равновесие дуополии по модели Штакельберга..............................^

Приложение 8.3

Модель Форхаймера. Открытый рынок.............................................

Приложение 8.4

Мотивы заключения картельного соглашения.................................&ь

ГЛАВА 9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ..............249

9.1. ПРИЧИНЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ............................250

9.1.1. Из истории вопроса........................................................250

9.1.2. Общие проблемы ограниченности информации..........250

9.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА........252

9.2.1. Рынок «лимонов»............................................................252

9.2.2. Экспериментальная проверка гипотезы Акерлофа.........................................................................

9.2.3.  Возможные пути преодоления ограниченности

информации о качестве товара....................................256

9.3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕНЕ ТОВАРА.................260

9.3.1. Модель «ловушка для туриста»....................................260

9.3.2. Неинформированные туристы и аборигены.................264

9.4. ТЕОРИЯ СИГНАЛОВ И ИНФОРМАЦИОННАЯ

РОЛЬ РЕКЛАМЫ...............................................................................271

9.4.1.  Контуры теории сигналов..............................................271

Резюме...................................................................................................279

Контрольные вопросы.................................................................. 280

Приложение 9.1 Ограниченность информации и новые

информационные технологии..............................................................282

ГЛАВА 10

ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...................................................284

10.1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ...........................................................................................285

10.1.1. К вопросу об определении ценовой дискриминации................................................................285

10.1.2. Экономическая суть ценовой дискриминации.............285

10.1.3. Условия использования ценовой

дискриминации................................................................287

10.2. ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

В ПРАКТИКЕ ПРОДАЖ....................................................................287

10.3. ТРИ СТЕПЕНИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ.............................289

10.3.1. Первая степень ценовой дискриминации.....................289

10.3.2. Вторая степень ценовой дискриминации.....................290

10.3.3. Третья степень ценовой дискриминации......................294

10.4. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ...............................................296

Резюме................................................................................

Контрольные вопросы.................................................................... 298

ГОСУМРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОТНОСИТЕЛЬНО НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЫНКОВ............................................300

11.1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...................................................................301

11.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...............................................................................................306

11.2.1. Регулирование как форма прямого вмешательства в деятельность рынка.........................306

11.2.2. О формах регулирования естественных

монополий........................................................................307

11.3. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ.............................312

11.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.......................................316

11.4.1. Формы разгосударствления экономики........................316

11.4.2. Особенности приватизации в России............................321

322

Резюме...............................................................■......................................

323

Контрольные вопросы.............................................................................

Приложение 11.1 Два гипотетических оптимальных решения по установлению

цены на продукцию (услуги) естественной монополии....................324

ГОСУМРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ

ПОЛИТИКА...............................................................................328

121- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ................................................329

12.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ

МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР...........................................................331

12 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В ОТНОШЕНИИ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ФИРМ....................339

12 4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО СОГЛАШЕНИЙ О ФИКСИРОВАНИИ ЦЕН И ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ............................................347

...........350

Резюме351 

Контрольные вопросы.............................................................................

ГЛАВА 13

МЕСТО БЛОКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

В ГАРВАРДСКОЙ ПАРАДИГМЕ...............................................353

13.1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ:

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ......................................................354

13.1.1. Становление представления о результативности функционирования рынка.............................................354

13.1.2. О системе факторов, определяющих результативность отраслевого рынка..........................356

13.1.3. Многоуровневый подход к оценке результативности рынка................................................358

13.2. ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЫНКОВ

НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ..........................................................362

13.2.1. Развитие отраслевых рынков

и экономический рост.....................................................362

13.2.2. «Локомотивные» отраслевые рынки

и развитие внутреннего спроса.....................................363

13.2.3. Результативность индустриальной политики...............364

13.2.4. Результативность сетевых структур

и кластеров.....................................................................366

Резюме......................................................................................................369

Контрольные вопросы.............................................................................369

ГЛАВАМ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР.......................................................370

14.1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ..................................................371

14.2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ..............381

14.2.1. Последствия монополизации отраслевого

рынка................................................................................381

14.2.2. Х-неэо>фективность........................................................386

14.2.3. ^-эффективность............................................................389

14.2.4. Социальные издержки монополизации.........................392

14.3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИИ.........................................................................403

Резюме.......................................................................................404

Контрольные вопросы...............................................................405

ГЛОССАРИИ................................................................405

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................427


Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24