ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 5
ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ.......................................................... у
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНТУРОВ ОТДЕЛЬНОЙ НАУКИ.........................8
1.1.1. Почему необходимо выделять анализ отраслевых рынков?...................................................................... q
1.1.2. О названии курса................................................................9
1.1.3. Формирование Гарвардской парадигмы.........................1 о
1.2. ОБЪЕКТ АНАЛИЗА ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ........14
1.3. ПРЕДМЕТ КУРСА..................................................................................18
1.3.1. Подходы к исследованию товарных рынков................18
1.3.2. Субъекты отраслевого рынка..........................................20
Резюме........................................................................... 23
Контрольные вопросы..................................................... 23
Приложение 1.1
Эволюция взглядов на схему Гарвардской парадигмы.....................25
ГЛАВА 2.............................................................................2Ь
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...........................................................26
2.1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА....27
2.1.1. Цель исследования и границы отраслевого рынка.......27
2.1.2. Способы установления границ отраслевого рынка.......27
2.2. КЛАССИФИКАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ....................................29
2.2.1. Виды отраслевых рынков................................................29
2.2.2. Отраслевые классификации...........................................30
2.3. УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...............32
2.4. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ........................................................34
Резюме........................................................................................................40
Контрольные вопросы...............................................................................41
Приложение 2.1
Пример расчета индекса Херфиндаля - Хиршмана.........................42
ГЛАВА 3
ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ПРОДУКТА.................................................................................43
3.1. ФЕНОМЕН ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА....................................44
3.1.1. Дифференциация продукта как явление.......................44
3.1.2. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке.......................................46
3.1.3. Дифференциация продукта и градация отраслевых рынков................................................................................47
3.2. БРЕНД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ПРОДУКТА...........................................................................................48
3.2.1. Бренд на отраслевых рынках.............................................48
3.2.2. Оценки бренда как нематериального актива...................51
3.3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ......................................53
3.3.1. Чемберлин о пределах дифференциации продукта .... 53
3.3.2. Развитие идей Чемберлина
модели Диксита — Стиглица..........................................56
3.3.3. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом..........................................................................59
3.4. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА.........................61
3.4.1. Модель вертикальной дифференциации продукта .....61
3.4.2. О гедонистических ценах.................................................63
3.5. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА....................64
3'5'1' пХ™аР°С.Т!аНСТВеНН0Й ДИффервнциа«ии
3.5.2, Модель Ланкастера....... 64
Резюме........................... ............................^
Контрольные вопросы.............. ...............................................74
Приложение 3.1 .....................................................75
Модель Дорфмана - Штайнера................
Приложение 3.2 ......................................................77
.........................................................85
ГЛАВА 4......
..............................................................90
П^^^^0^ фИРМ НА ОТРАСЛЕВОЙ
......................................................90
4.1 БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК................................91
4-1.1. Подходы к определению
4.1.г РЫНК08 по уровню —1
..................................>.....„„ по
4" ^SS^БАРЬЕР0В
................................................ gg
4.2.1. Барьеры социально-экономического характера".!96
4.2.2. Разновидности правительственных барьеров ..........'103
4.2.3. Гражданские барьеры................
4.3. БАРЬЕРЫ ВЫХОДА ФИРМ С РЫНКА..........105
.........................................10б
haSk™C^ фирм
Резюме................................. ...........................................................108
Контрольные вопросы................ ...............................................109
Приложение 4.1 ......................................................tt0
Масштаб фирмы как барьер входа ....................
ГЛАВА 5
ФИРМА КАК СУБЪЕКТ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА..................114
5.1. ПРИЗНАКИ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА................................115
5.2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТ
МАСШТАБА.......................................................................................117
5.3. НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДЫ ФИРМЫ...........................120
5.4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ.................................................123
5.5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ
ПРИРОДЫ ФИРМЫ...........................................................................128
Резюме......................................................................................................130
Контрольные вопросы............................................................................131
ГЛАВА 6
АКТИВНАЯ ФИРМА НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ...................132
6.1. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ.........................133
6.1.1. Трактовки рыночной власти фирмы на отраслевом рынке................................................................................133
6.1.2. Коэффициент Бейна.......................................................133
6.1.3. Индекс Лернера..............................................................135
6.1.4. Коэффициент Тобин а.....................................................138
6.1.5. Сильный бренд — показатель проявления
рыночной власти фирмы...............................................138
6.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА-ВЫХОДА ФИРМ
НА РЫНОК........................................................................................144
6.2.1. Характеристика стратегических барьеров..................144
6.2.2. Неценовые стратегические барьеры............................145
6.3. СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ МАСШТАБОВ БИЗНЕСА: ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМ................................................146
6.3.1. Поглощения и слияния фирм........................................146
6.3.2. Мотивы и выгоды от слияний фирм..............................148
6.4. ПРАКТИКА ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМ.............................149
6.4.1. Аллокативное поглощение.............................................149
6.4.2. Управленческие поглощения.........................................150
Резюме......................................................................................................15!
Контрольные вопросы.............................................................................152
Приложение 6.1
Стратегические решения глобальных корпораций..........................153
ГЛАВА 7
ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ
НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...................................................160
7.1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ФИРМ К ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ....................................................................................162
7.2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ОТРАСЛЕВЫХ
РЫНКАХ.............................................................................................167
7.2.1. Интеграция и аутсорсинг................................................167
7.2.2. Виды интеграции.............................................................172
7.3. ТИПЫ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ........................................176
7.4. СЛЕДСТВИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ................................181
Резюме.................................................................................................. -J32
Контрольные вопросы....................................................................... ■( дз
Приложение 7.1
Эффект «двойной маржинализации»................................................184
ГЛАВА 8
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР..........................................................186
8.1. МОНОПОЛИЯ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ.......................................187
8.2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА С ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИЕЙ..................................................................................193
8.2.1. Естествен но-монопольное звено..................................193
8.2.2. Признаки естественно-монопольного звена................194
8.2.3. Предельное ценообразование на рынке естественной монополии...............................................198
8.2.4. Ценообразование Рамсэя на рынке естественной монополии........................................................................199
8.3. НЕКООПЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ...............200
8.3.1. Классификация стратегического
взаимодействия фирм....................................................200
8.3.2. Модель Курно..................................................................201
8.3.3. Парадокс Бертрана........................................................204
8.3.4. Модель Эджворта...........................................................207
8 4 ОТРАСЛЕВЫЕ ЛИДЕРЫ. ПОВЕДЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ
ФИРМЫ С КОНКУРЕНТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ...............................209
8.4.1. Характеристика доминирующей фирмы......................209
8.4.2. Модель Штакельберга....................................................210
8.4.3. Модель Форхаймера.......................................................214
8.5. СТРАТЕГИЯ СГОВОРА НА РЫНКЕ - КАРТЕЛЬ............................220
.........225
Резюме......................................................................................................
227
Контрольные вопросы.............................................................................
Приложение 8.1
Установление равновесия в модели Курно.......................................«в
Приложение 8.2
Равновесие дуополии по модели Штакельберга..............................^
Приложение 8.3
Модель Форхаймера. Открытый рынок.............................................
Приложение 8.4
Мотивы заключения картельного соглашения.................................&ь
ГЛАВА 9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ..............249
9.1. ПРИЧИНЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ............................250
9.1.1. Из истории вопроса........................................................250
9.1.2. Общие проблемы ограниченности информации..........250
9.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА........252
9.2.1. Рынок «лимонов»............................................................252
9.2.2. Экспериментальная проверка гипотезы Акерлофа.........................................................................
9.2.3. Возможные пути преодоления ограниченности
информации о качестве товара....................................256
9.3. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕНЕ ТОВАРА.................260
9.3.1. Модель «ловушка для туриста»....................................260
9.3.2. Неинформированные туристы и аборигены.................264
9.4. ТЕОРИЯ СИГНАЛОВ И ИНФОРМАЦИОННАЯ
РОЛЬ РЕКЛАМЫ...............................................................................271
9.4.1. Контуры теории сигналов..............................................271
Резюме...................................................................................................279
Контрольные вопросы.................................................................. 280
Приложение 9.1 Ограниченность информации и новые
информационные технологии..............................................................282
ГЛАВА 10
ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ...................................................284
10.1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ...........................................................................................285
10.1.1. К вопросу об определении ценовой дискриминации................................................................285
10.1.2. Экономическая суть ценовой дискриминации.............285
10.1.3. Условия использования ценовой
дискриминации................................................................287
10.2. ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В ПРАКТИКЕ ПРОДАЖ....................................................................287
10.3. ТРИ СТЕПЕНИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ.............................289
10.3.1. Первая степень ценовой дискриминации.....................289
10.3.2. Вторая степень ценовой дискриминации.....................290
10.3.3. Третья степень ценовой дискриминации......................294
10.4. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ...............................................296
Резюме................................................................................
Контрольные вопросы.................................................................... 298
ГОСУМРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОТНОСИТЕЛЬНО НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ РЫНКОВ............................................300
11.1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...................................................................301
11.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА...............................................................................................306
11.2.1. Регулирование как форма прямого вмешательства в деятельность рынка.........................306
11.2.2. О формах регулирования естественных
монополий........................................................................307
11.3. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ.............................312
11.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.......................................316
11.4.1. Формы разгосударствления экономики........................316
11.4.2. Особенности приватизации в России............................321
322
Резюме...............................................................■......................................
323
Контрольные вопросы.............................................................................
Приложение 11.1 Два гипотетических оптимальных решения по установлению
цены на продукцию (услуги) естественной монополии....................324
ГОСУМРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА...............................................................................328
121- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ................................................329
12.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ
МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР...........................................................331
12 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В ОТНОШЕНИИ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ ФИРМ....................339
12 4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО СОГЛАШЕНИЙ О ФИКСИРОВАНИИ ЦЕН И ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ............................................347
...........350
Резюме351
Контрольные вопросы.............................................................................
ГЛАВА 13
МЕСТО БЛОКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В ГАРВАРДСКОЙ ПАРАДИГМЕ...............................................353
13.1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ:
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ......................................................354
13.1.1. Становление представления о результативности функционирования рынка.............................................354
13.1.2. О системе факторов, определяющих результативность отраслевого рынка..........................356
13.1.3. Многоуровневый подход к оценке результативности рынка................................................358
13.2. ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЫНКОВ
НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ..........................................................362
13.2.1. Развитие отраслевых рынков
и экономический рост.....................................................362
13.2.2. «Локомотивные» отраслевые рынки
и развитие внутреннего спроса.....................................363
13.2.3. Результативность индустриальной политики...............364
13.2.4. Результативность сетевых структур
и кластеров.....................................................................366
Резюме......................................................................................................369
Контрольные вопросы.............................................................................369
ГЛАВАМ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР.......................................................370
14.1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ..................................................371
14.2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ..............381
14.2.1. Последствия монополизации отраслевого
рынка................................................................................381
14.2.2. Х-неэо>фективность........................................................386
14.2.3. ^-эффективность............................................................389
14.2.4. Социальные издержки монополизации.........................392
14.3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИИ.........................................................................403
Резюме.......................................................................................404
Контрольные вопросы...............................................................405
ГЛОССАРИИ................................................................405
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................427