|
Шон Масаки Флинн. Экономика для «Чайников»Шон Масаки Флинн. Год выпуска: 2008 Книга знакомит читателя с основными понятиями экономической теории, позволяя легко усвоить важнейшие экономические концепции, касающиеся как развития экономики в целом, так и благосостояния каждого из нас. Автор говорит о преимуществах рыночной экономики при выполнении таких условий, как стабильность цен, отсутствие торговых барьеров и прямого контроля над ценами, четкое определение прав собственности и строгая конкуренция. Содержание Об авторе В Посвящение 13 Благодарности 14 Введение 15 О книге 15 Условные обозначения и термины, используемые в этой книге 16 Что читать не нужно . 17 Кто вы, мой читатель 17 Как построена эта книга 18 Пиктограммы, используемые в этой книге 19 Куда двигаться дальше 20 Ждем ваших отзывов! 20 ЧАСТЬ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - НАУКА О ТОМ, КАК ЛЮДИ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ ДЕФИЦИТА 21 Глава 1. Почему следует изучать экономическую теорию 23 Краткий экскурс в историю развития экономики 23 Подумать только, насколько отвратительной, грубой и короткой была человеческая жизнь! 24 Факторы, способствующие повышению уровня жизни 24 Смотрим в будущее 25 Разводим макро- и микро-экономику по разным углам 26 Экономическая теория как наука о дефиците 27 Макроэкономика: общая картина 27 Макроэкономические показатели 27 Причины экономического спада 28 Монетарная и фискальная политики для преодоления спада 28 Микроэкономика: поведение индивидуумов и фирм 29 Балансирование спроса й предложения 29 Почему конкуренция — это здорово 29 Проблемы, возникающие из-за отсутствия конкуренции 30 Преобразование прав собственности 30 Другие изъяны рынка 30 Как экономисты используют модели и графики 31 От реальности к абстракции 31 Представляем модель № 1: кривая спроса 31 Строим собственную кривую спроса 33 Глава 2. Пирожное или мороженое? Изучение потребительского выбора 35 Модель поведения человека 35 Цель — максимальное удовлетворение потребностей 36 Используем полезность для измерения удовлетворения 37 Учитываем альтруизм и щедрость 37 Как эгоизм может содействовать общественному благу 38 Красный свет: исследуем ограничения 38 Ограниченность ресурсов 39 Технологические ограничения 39 Ограниченность времени 40 Стоимость возможности: неизбежное ограничение 40 Делаем окончательный выбор 41 Исследуем ограничения и противоречия модели потребительского выбора 43 Как происходит принятие решений при неполной информации 43 Рациональное в иррациональном 43 Глава 3. Выпуск правильно выбранных товаров для максимального удовлетворения человеческих потребностей 47 Определяем, что можно произвести 48 Классификация производственных ресурсов 48 Хорошего — понемножку: уменьшение отдачи 49 Немножко здесь, немножко там: распределение ресурсов 50 График предельных производственных возможностей 51 Попробуем изменить график с помощью улучшенной технологии 54 Определяем, что должно быть произведено 55 Взвешиваем "за" и "против": рынок и вмешательство государства 56 Выбираем смешанную экономику 62 Содействие развитию новых технологий 65 ЧАСТЬ II. МАКРОЭКОНОМИКА - НАУКА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ И СТАБИЛЬНОСТИ 67 Глава 4. Макроэкономические показатели: как экономисты следят за всем 69 Используем ВВП для отслеживания экономических процессов 70 Что не учитывается в ВВП 70 Что учитывается в ВВП 71 Учитываем потоки доходов и имущество 72 Следуем за фондами, везде и всюду 73 Учитываем товар, когда он произведен, а не тогда, когда он продан 75 Хорошо, плохо и скверно: все влияет на увеличение ВВП 76 Представляем уравнение ВВП 76 С — потребительские расходы 77 I — инвестиции в основной капитал 79 G — государственные расходы 80 NX — чистый объем экспорта 81 Как международная торговля влияет на экономику 82 Внешнеторговый дефицит может быть полезным! 83 Учитываем все имущество, а не только наличные 84 Относительное преимущество 85 Глава 5. Инфляция: почему много денег не всегда хорошо 89 Покупаем инфляцию: риски от большого количества денег 90 Деньги: баланс спроса и предложения • 90 Сознательное стимулирование инфляции 92 Результаты инфляции 97 Измеряем инфляцию: индексы цен 99 Создаем собственную потребительскую корзину 100 Вычисляем темп инфляции 101 Установление индекса цен 101 Определяем действительный уровень жизни с помощью индекса цен 102 Проблемы индекса цен 103 Стоимость будущего: номинальная и реальная процентные ставки 104 Уравнение Фишера 105 Неточность прогнозов 105 Глава б. Почему происходят рецессии 107 Исследуем экономический цикл 108 Стремление к полной занятости 109 Возвращение к У : естественный результат приспособления цен 110 Реакция на экономические шоки: краткосрочные и долгосрочные результаты 111 Определяем некоторые важнейшие понятия 111 Приспособление цен в долгосрочном периоде 112 Шоки в системе: реакция на изменение совокупного спроса 113 Жесткие цены в краткосрочном периоде 114 Совмещаем краткосрочный и долгосрочный периоды 116 Курс на рецессию: спотыкаемся о жесткие цены 118 Уменьшение зарплат или увольнение работников 119 Суммируем расходы на заработную плату и полученную прибыль 119 Возвращение к У: действия правительства 120 Достигаем равновесия при жестких ценах: модель Кейнса 121 Корректирование запасов материальных оборотных средств вместо цен 122 Рост ВВП и модель Кейнса 130 Глава 7. Борьба с кризисами с помощью монетарной и фискальной политик 133 Стимулирование спроса с целью преодоления спада 134 Цель — производство продукта при полной занятости 134 Передвигаем кривую AD вправо — или возвращаем людям работу 136 Возникновение инфляции в результате слишком большой стимуляции 136 Государство не может удерживать объем выпуска на уровне, превышающем У 137 Поведение реальной заработной платы 138 Недостатки стимулирования: что происходит, когда все ожидают стимула 140 Фискальная политика 143 Увеличение государственных расходов помогает преодолеть спад 144 Что делать с дефицитом 145 Монетарная политика 147 Аргументы в пользу бумажных денег 148 У вас может оказаться слишком много денег 149 Что такое облигации 151 Связь между стоимостью облигации и процентной ставкой 152 Изменение предложения денег для изменения процентных ставок 153 Снижение процентных ставок для стимулирования экономики 154 Как рациональные ожидания могут ограничить монетарную политику ' 155 ЧАСТЬ III. МИКРОЭКОНОМИКА - НАУКА О ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ 159 Глава 8. Предложение и спрос 161 Что такое рынки 162 Спрос и кривая спроса 162 Придерживаемся точной терминологии 162 График кривой спроса 163 Стоимость возможности: определяем крутизну кривой спроса 166 Эластичность спроса 167 Предложение и кривая предложения 168 График кривой предложения ' 169 Эластичность предложения 172 Взаимодействие предложения и спроса для нахождения рыночного равновесия 174 Рыночное равновесие 174 Демонстрация стабильности рыночного равновесия 175 Новое рыночное равновесие при изменении спроса или предложения 177 Реакция на увеличение спроса 177 Реакция на уменьшение предложения 178 Создаем препятствия для рыночного равновесия 180 Потолок цен 180 Поддерживаем минимальные цены 182 Глава 9. Знакомьтесь: потребитель, максимизирующий полезность 185 Условная оптимизация 186 Полезность — мера удовлетворения потребностей 186 От большего к меньшему: уменьшение предельной полезности 187 Делаем выбор с учетом ограниченных средств 190 Стараемся купить столько (предельной) полезности, сколько сможем 191 Распределение денег между двумя видами товара для максимизации совокупной полезности 192 Выравнивание предельной полезности в расчете на доллар стоимости всех товаров и услуг 195 Кривые спроса и уменьшение предельной полезности 197 Как изменение цены влияет на величину спроса 198 Графическое изображение изменения цены и количества — кривая спроса 199 Глава 10. Основа капитализма: предприятие, максимизирующее прибыль 203 Цель всякого предприятия — максимизация прибыли 204 Конкуренция 205 Условия абсолютной конкуренции 205 Соглашаемся с ценой, но производим количество 206 Различие между бухгалтерской и экономической прибылью 207 Анализ структуры издержек предприятия 209 Стоимость единицы произведенного продукта 210 Средние переменные издержки 212 Средние фиксированные издержки 213 Средние совокупные издержки ' 214 Предельные издержки 215 Точка пересечения кривых МС, AVC и АТС 215 Сравнение предельного дохода с предельными издержками 217 Волшебная формула: когда MR = МС 218 Визуализация прибыли 220 Визуализация убытков 222 Когда лучше ничего не производить 224 Условия краткосрочного закрытия предприятия: переменные издержки превышают совокупный доход 224 Условие долгосрочного закрытия: совокупные издержки превышают совокупный доход 225 Зависимость от рыночных цен 226 Глава 11. Почему экономисты любят свободные рынки и конкуренцию 229 Главное преимущество конкурентных свободных рынков: гарантия, что выгоды превышают затраты 230 Предпосылки для функционирования свободных рынков 230 Анализ эффективности свободных рынков 232 Использование совокупного излишка для измерения выгод 234 Когда свободные рынки теряют свою свободу: необратимые потери 239 Необратимые потери, вызванные установлением потолка цен 240 Анализ необратимых потерь от налогов 241 Признаки идеальной конкуренции: нулевая прибыль и самые низкие издержки 244 Причины и следствия идеальной конкуренции 244 Исследование процесса идеальной конкуренции 245 Начало или прекращение деятельности фирм в зависимости от получения прибыли 247 Глава 12. Монополии: как плохо ведут себя те, у кого нет конкурентов 253 Монополии, максимизирующие прибыль 253 Проблемы, вызванные монополиями 254 Источник проблем: уменьшение предельного дохода 254 Выбор объема производства для максимизации прибыли 259 Сравнение монополий с конкурирующими фирмами 263 Анализ уровней продукта и цен 263 Необратимые потери: измерение ущерба, причиненного монополиями 265 Оценка эффективности 266 Примеры "хороших" монополий 267 Поощрение инноваций 267 Сокращение чрезмерного количества конкурентов 267 Низкие издержки естественных монополий 268 Регулирование монополий 269 Субсидирование монополий для увеличения объема выпуска 269 Минимальные требования к объему производства 269 Регулирование монопольного ценообразования 270 Разделение монополии на несколько конкурирующих фирм 272 Глава 13. Олигополия и монополистическая конкуренция 275 Выбор: конкуренция или сговор 276 Стратегия олигопольных фирм 276 Последствия конкуренции или сговора фирм 277 Картель: стараемся имитировать монополистов 277 Координация картеля — тяжелый труд 278 Анализ OPEC — трудности договорившихся фирм 278 Модель "Дилемма заключенного" 279 Начинаем игру 280 Закон молчания и "Дилемма заключенного" 283 "Дилемма заключенного" и картели 284 OPEC и "Дилемма заключенного" 286 Использование "авторитета", который помогает членам OPEC придерживаться квот 287 Регулирование олигополии 288 Доминирующие фирмы 288 Применение антитрастовых законов 288 . Исследуем монополистическую конкуренцию 289 Польза от дифференциации продукта 289 Ограничения на размер прибыли 290 Глава 14. Права собственности и их отсутствие 297 Предоставление возможности рынкам достичь социально оптимального уровня производства 298 Исследуем внешние эффекты: затраты и выгоды в результате наших действий 299 Определение позитивных и негативных внешних эффектов 300 Последствия негативных внешних эффектов 300 Почему вы хотите некоторого количества негативных внешних эффектов 302 Смягчение негативных внешних эффектов 303 Расчет последствий позитивных внешних эффектов 304 "Трагедия общин" 306 Содержание коров: чрезмерное стравливание пастбища на общественном поле 306 Рыбная проблема: вымирание, вызванное плохо продуманными правами ' собственности 307 Глава 15. Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары 309 Лицом к лицу с асимметричной информацией 310 Почему асимметричность информации ограничивает торговлю 310 Решаем проблему барахолки: рынок подержанных автомобилей 311 Выдача страховых полисов в случае, когда нельзя определить степень риска того или иного клиента 315 Предоставление общественных благ 319 Налогообложение с целью предоставления общественных благ 319 Привлечение филантропов для создания общественных благ 320 Предоставление общественного товара путем продажи частного товара 321 Почему новые технологии относятся к общественным товарам 321 ЧАСТЬ IV. ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ДЕСЯТКИ 325 Глава 16. Десять (или почти десять) известных экономистов 327 Адам Смит 327 Давид Рикардо 328 Карл Маркс 328 Альфред Маршалл 329 Джон Мейнард Кейнс 329 Кеннет Эрроу и Жерар Дебре 330 Милтон Фридман 330 Пол Самуэльсон 330 Роберт Солоу 331 Гарри Бекер 331 Рбберт Лукас 332 Глава 17. Десять очаровательных экономических заблуждений 333 Мифическое средство против безработицы 333 Миф об угрозе перенаселения 334 Ошибка с перепутыванием следствия и причины 334 "Протекционизм — лучшее решение для иностранной конкуренции" 335 Ошибочное сопоставление 336 Маргинализм 336 "Нестабильность свободных рынков таит в себе опасность" 337 "Низкие зарплаты у иностранных рабочих означают, что богатые страны не смогут конкурировать" 337 "Повышение налогов не оказывает влияния на трудовой энтузиазм" 338 Игнорирование непредвиденных последствий политики 339 Глава 18. Десять самых ценных экономических идей 341 Когда люди преследуют собственные интересы, выигрывает общество 341 Свободные рынки нуждаются в регулировании 342 Экономический рост зависит от инноваций 342 Свобода и демократия делают нас богаче 342 Образование повышает уровень жизни 342 Защита интеллектуальной собственности способствует продвижению инноваций 343 Неотрегулированные права собственности становятся причиной всех проблем с окружающей средой 343 Международная торговля — это очень хорошее дело 344 Частные фирмы переживают трудности с предоставлением общественных благ 344 Предупредить инфляцию легко 345 Глоссарий 347 Предметный указатель 353 |
Loading
|