|
Конспект и презентация к уроку русского языка "У слова есть корни. И есть родня"Конспект и презентация к уроку русского языка "У слова есть корни. И есть родня"Цель: повышать интерес к изучению русского языка. Задачи: познакомить учащихся с историческим процессом опрощение, этимологически родственными корнями; закрепить правописание непроверяемых гласных в корне исконно русских слов; развивать умение учащихся анализировать лексическое значение слова с точки зрения его происхождения; воспитывать любовь к родному слову. Оборудование: тетради словари, тексты. Ход урока. Слово учителя. Человеку интересно проникнуть в тайну слова. В слове с течением времени происходят удивительные и разнообразные изменения: одежда слова, т.е. его буквенное обличье, остаётся неизменным, а меняется звучание, иногда морфемный состав. Изменения в морфемном составе слова называются опрощением, потому что количество морфем уменьшается. -Ребята, назовите самую мелкую монету. Копейка. -Происхождение этого слова знаете? Это исконное слово. Уменьшительно-ласкательное суффиксальное производное на базе словосочетания копейная деньга. Монета названа по изображению на ней всадника с копьём. -Вот его морфемное строение в 14в.: копей-к-а, а сейчас копейк-а. -Проведём с вами исследовательскую работу. Возьмём слова копьё-копать-копыто-скопить. Будут ли исторически родственными эти слова? Почему? (Учащиеся высказывают своё мнение.) -Да, эти слова этимологически родственные, т.к. восходят к одному корню. Копьё - общеслав. суф. производное от той же основы, что копать, лит. «мотыга, топор», греч. «тесак, кинжал», нем. «серп, тесак». Первоначально - только «колющее оружие», затем и «метательное». -Ребята, в этимологическом словарике найдите три-четыре слова, которые подверглись опрощению.( Работа со словариками.) (Ответы учащихся: восток - вос-ток; наградить: на- + град- букв.: подарить город; победа: по- + беда - букв.: нанесение врагу беды, разорения; беседа: без- + седа (от сесть) - «разговор перед домом, разговаривать не садясь». -Удивительно, но родственными иногда бывают совсем, кажется, непохожие слова. Давайте подумаем, поразмышляем, есть ли общее между словами «забота» и «зоб»? (Уч-ся высказывают своё мнение). -Что такое «забота»?({Уч-ся высказывают своё мнение). Забота - стремление обеспечить себя пищей. Раньше писали зобота от зо-биться. Но со временем под влиянием диалектного аканья слов приобрело современный вид «забота».
Зоб - это орган, который служит для накопления и первичной обработки корма, пищи, поступающей в гортань. -Обратитесь к словарю. (Работа со словарями.) - Итак, родственны ли слова «забота, зоб» с этимологической точки зрения? -Слова этимологически родственные, т.к. возникли от старинного слова зобь «пища, еда».
-Посмотрите в словарь и сделайте вывод.
-Ребята, а почему так важно знать происхождение слова? -Да, знание происхождения слова помогает правильно его написать. Займёмся этимологией. Каждый из вас получит по слову. В них кто-то из вас допускал ошибки в написании. Объясните правописание слов висок, искусство, подлинный, впечатление, воплощать, обаяние-обоняние, ровесник- сверстник, шероховатый, пользуясь этимологическим словариком. Висок - висеть + -ок, висящая прядь волос, проверяем виснет. Искусство - ис- + кусать - отведать, испытать, попробовать + -ств(о); первонач.: «проба, опыт, умение». Искусный - ис- + кусати; первонач.: испытанный, знающий, опытный. Подлинный - подлинник - по- +длинник - «длинные прутья, которыми пытали ( от длинный +-ник), букв.: «настоящие, истинные сведения, добытые на допросе. Впечатление - в-+ печатать; букв.: впечатывание ( от печь - «жечь»; первонач.: выжженный знак). Воплощать - во- + плотити -«воплощать» (от плоть -«тело»). Обаяние - о- + баять -«говорить», букв.: «оговорить, околдовать словами». Обоняние - об- + воняти - «пахнуть»( от вонь -«запах»). Ровесник - рово- «одинаковый по годам» + -ее- + -ник-. Сверстник - сверстник - «одинаковый по возрасту (от верста - «мера длины, возраст). Сверстник (Панов, Текучее) от слова сверстный. Шероховатый - шерох - «глухой шум;негладкая поверхность, которая издаёт шорох» + -оват(ый). -Вы видите, что без знания этимологии бывает трудно объяснить правописание слов. Т.о., этимология на службе у орфографии. Этимологический анализ может помочь возродить былую образность слов, например: лелеять - Лель. -Как вы понимаете слово «лелеять»? (Лелеять - нежить, заботливо ухаживать за кем-чем-н.; перен.: горячо желать чего-н., Лель - бог любви, браков и супружества у славян- язычников).
-У А. С. Пушкина есть стихотворение «Адели»(1822): Играй, Адель, Не знай печали. Хариты, Лель Тебя венчали И колыбель Твою качали...
-Почему слова лелеять-Лель родственны? Какова образность этих слов? (Ответы уч-ся). -В художественных текстах применяется сильный поэтический приём, который называется этимологизацией. Определите суть этого приёма, прочитав стихотворение С. Острового сначала про себя, а потом вслух выразительно:
К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! -Это значит: - Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня. Своё пространство. Свои рубежи. И когда я слышу:
Это значит: - Берегами меня окружи! - У слова есть корни. И есть родня. Они не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу:
Это значит: Спрячь меня за шитом! -
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. (С. С. Островой. _______________________________________________________
Норов. 1. Нрав, обычай (стар.). Что город, то норов, что деревня, то обычай (посл.) 2. Упрямство, характер с причудами (разг.) Человек с норовом. Нутро. 1. Внутренность, внутренности (прост.) Всё нутро болит. 2. перен. О душевном мире, внутреннем чутье, инстинкте (разг.) Нутром угадывать. Подкидыш. Ребёнок, подкинутый матерью чужим людям. Сирый (уст.) 1. Ставший сиротой. 2. перен. Одинокий, бедный. Сирые странники. Первородный (стар.) Родившийся первым, самый первый. Первородный сын. ____________________________________________________________________________
-В стихотворение даётся объяснение выделенным словам? Да. - Докажите, пользуясь словарём. -Извинять — займете, из ст.слав., где оно является префиксальным производным от винить «обвинять». Извинить букв. — «снять вину»( с кого-л.), оправдать», затем «простить». -Прочитайте строки из стихотворения. Такой в них смысл? -Берег - первонач. значение «возвышение», высота, затем - гора, высокий (правый) берег. Оберегать-беречь того же корня, что и берег (гора-убежище (гора, углубление в горе служили средством защиты, местом, где можно спрятаться). -Защитить — общеслав., префиксальное производное от щитити «защищать», образованного с помощью суффикса —ити от щитъ. Щит-общеслав., букв, «то, что защищает, загораживает, заслон, навес». -Итак, что же хотел сказать автор? -С.Островой пишет о том, что мы часто забываем и даже не знаем первоначальное значение слова, которое со временем может меняться. -Много интересного можно найти, изучая этимологию. В художественных текстах встречаются слова, значение у которых сейчас другое. Перед вами отрывок из романа А. Н. Толстого «Князь Серебряный». Прочитайте его про себя, потом выразительно вслух: «Тогда сокольничий подал царю богатую рукавицу, всю испещрённую золотыми притчами, и, приняв кречета от подсокольничего, посадил его государю на руку. - Честные и доброхвальные охотники! - сказал сокольничий, обращаясь к толпе опричников, - забавляйтеся и утешатеся славною, красною и премудрою охотой, да исчезнут всякие печали и да возрадуются сердца ваши!» (А. Н.Толстой. «Князь Серебряный.) - Какие слова непонятны? ________________ Опричник. Тот, кто состоял в рядах опричнины. Царские опричники. Опричнина. 1. Система чрезвычайных мер, осуществлённая царём Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть государственных территорий, находившихся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в насаждении этих мер. 3. Специальные войска этого времени. 4. В Древней Руси: земельный надел вдове князя. Кречет. Хищная птица из семейства соколиных. Сокол. Хищная птица, летающая быстрым парящим полётом, в старину использовавшаяся при охоте на мелких животных и птиц. Притча. 1. В старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением. Евангельская притча. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении. Что за притча? _______________________ -Как вы понимаете « подал ...рукавицу, всю испещрённую золотыми притчами»? -Что значит «испещрённая»? (Испещрить - усеять, покрыть чем-н.. Слово образовано от глагола пещрить в значении делать пёстрым). -Золотой-золото-драгоценный металл жёлтого цвета, букв, «жёлтый металл». Будут ли родственными слова золото-злато-жёлтый-желток-зелёный-зелъе-злак? (Уч-ся высказываются, потом работают со словарём и записывают вывод в тетрадь: Этимологически родственные корни -золо(т)--зла(т)- -жёл (т)- -зел--зл-. -Как вы понимаете слов богатый? -Богатый — суффиксальное производное от богъ «богатство, имущество, доля). Сравнить убогий (у = не). -А слово фортуна вам известно? Какое значение оно имеет? Посмотрите в словарь. (Слова богатый и фортуна этимологически родственные, т.к. букв, фортуна — ниспосланное (Богом). -И ещё одно слово - кречет. Какое значение имеет это слово? Кречет — хищная птица из семейства соколиных. Птица названа по своему хриплому голосу. Сравните — кочет-петух. Образовано слово от крепъ- крик. Суффиксальное образование от звукоподражания кре. -Т.о., этимологический анализ слова ярче и полнее раскрывает смысл, который за многие столетия жизни слова в языке стёрся.
Домашнее задание. Докажите, что «Язык - развивающееся явление» (сочинение-миниатюра). ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Loading
|