Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "У слова есть корни. И есть родня"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "У слова есть корни. И есть родня"

Конспект и презентация к уроку русского языка "У слова есть корни. И есть родня"

Цель: повышать интерес к изучению русского языка.

Задачи: познакомить учащихся с историческим процессом опрощение, эти­мологически родственными корнями; закрепить правописание непроверяе­мых гласных в корне исконно русских слов; развивать умение учащихся ана­лизировать лексическое значение слова с точки зрения его происхождения; воспитывать любовь к родному слову.

Оборудование: тетради словари, тексты.

Ход урока.

Слово учителя. Человеку интересно проникнуть в тайну слова. В слове с те­чением времени происходят удивительные и разнообразные изменения: одежда слова, т.е. его буквенное обличье, остаётся неизменным, а меняется звучание, иногда морфемный состав. Изменения в морфемном составе слова называются опрощением, потому что количество морфем уменьшается.

-Ребята, назовите самую мелкую монету. Копейка.

-Происхождение этого слова знаете?

Это исконное слово. Уменьшительно-ласкательное суффиксальное производное на базе словосочетания копейная деньга. Мо­нета названа по изображению на ней всадника с копьём.

-Вот его морфемное строение в 14в.: копей-к-а, а сейчас копейк-а.

-Проведём с вами исследовательскую работу. Возьмём слова копьё-копать-копыто-скопить. Будут ли исторически родственными эти слова? Почему? (Учащиеся высказывают своё мнение.)

-Да, эти слова этимологически родственные, т.к. восходят к одному корню. Копьё - общеслав. суф. производное от той же основы, что копать, лит. «мотыга, топор», греч. «тесак, кинжал», нем. «серп, тесак». Первоначально - только «колющее оружие», за­тем и «метательное».

-Ребята, в этимологическом словарике найдите три-четыре слова, которые подверглись опрощению.( Работа со словариками.)

(Ответы учащихся: восток - вос-ток;

наградить: на- + град- букв.: подарить город;

победа: по- + беда - букв.: нанесение врагу беды, разорения;

беседа: без- + седа (от сесть) - «разговор перед домом, разговаривать не садясь».

-Удивительно, но родственными иногда бывают совсем, кажется, непохожие слова. Давайте подумаем, поразмышляем, есть ли общее между словами «за­бота» и «зоб»? (Уч-ся высказывают своё мнение).

-Что такое «забота»?({Уч-ся высказывают своё мнение).

Забота - стремление обеспечить себя пищей. Раньше писали зобота от зо-биться. Но со временем под влиянием диалектного аканья слов приобрело со­временный вид «забота».


Зоб - это орган, который служит для накопления и первичной обработки корма, пищи, поступающей в гортань.

-Обратитесь к словарю. (Работа со словарями.)

- Итак, родственны ли слова «забота, зоб» с этимологической точки зрения?

-Слова этимологически родственные, т.к. возникли от старинного слова зобь «пища, еда».

  • Поработаем с двумя другими словами: лазарет и Лазарь. Родственны ли эти слова? (Уч-ся высказывают мнение).

-Посмотрите в словарь и сделайте вывод.

  • Слова лазарет и Лазарь родственные, т.к. слово «лазарет» заимствовано
    из немецкого языка и имело значение «больница для прокажённых». Защит-
    ником прокажённых считался Святой Лазарь. Из немецкого это слово сме-
    нилось в итальянском на lazzaretto из nazareto (от названия костё-
    ла Santa Maria di Nazaret). Слово «Лазарь» из El'azar «бог помог».


-Ребята, а почему так важно знать происхождение слова?

-Да, знание происхождения слова помогает правильно его написать. Займём­ся этимологией. Каждый из вас получит по слову. В них кто-то из вас допус­кал ошибки в написании. Объясните правописание слов висок, искусство, подлинный, впечатление, воплощать, обаяние-обоняние, ровесник- сверст­ник, шероховатый, пользуясь этимологическим словариком.

Висок - висеть + -ок, висящая прядь волос, проверяем виснет.

Искусство - ис- + кусать - отведать, испытать, попробовать + -ств(о); первонач.: «проба, опыт, умение».

Искусный - ис- + кусати; первонач.: испытанный, знающий, опытный.

Подлинный - подлинник - по- +длинник - «длинные прутья, которыми пытали ( от длин­ный +-ник), букв.: «настоящие, истинные сведения, добытые на допросе.

Впечатление - в-+ печатать; букв.: впечатывание ( от печь - «жечь»; первонач.: выжженный знак).

Воплощать - во- + плотити -«воплощать» (от плоть -«тело»).

Обаяние - о- + баять -«говорить», букв.: «оговорить, околдовать словами».

Обоняние - об- + воняти - «пахнуть»( от вонь -«запах»).

Ровесник - рово- «одинаковый по годам» + -ее- + -ник-.

Сверстник - сверстник - «одинаковый по возрасту (от верста - «мера длины, возраст).

Сверстник (Панов, Текучее) от слова сверстный.

Шероховатый - шерох - «глухой шум;негладкая поверхность, которая издаёт шорох» + -оват(ый).

-Вы видите, что без знания этимологии бывает трудно объяснить правописа­ние слов. Т.о., этимология на службе у орфографии.

Этимологический анализ может помочь возродить былую образность слов, например: лелеять - Лель.

-Как вы понимаете слово «лелеять»? (Лелеять - нежить, заботливо ухажи­вать за кем-чем-н.; перен.: горячо желать чего-н., Лель - бог любви, браков и супружества у славян- язычников).


-У А. С. Пушкина есть стихотворение «Адели»(1822):

Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель

Твою качали...


-Почему слова лелеять-Лель родственны? Какова образность этих слов? (От­веты уч-ся).

-В художественных текстах применяется сильный поэтический приём, кото­рый называется этимологизацией. Определите суть этого приёма, прочитав стихотворение С. Острового сначала про себя, а потом вслух выразительно:


К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу: - Извини меня!

-Это значит:

- Исключи меня из вины!


У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

  • Обереги меня! -

Это значит:

- Берегами меня окружи! -

У слова есть корни. И есть родня.

Они не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

  • Защити меня! -

Это значит:

Спрячь меня за шитом! -


Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро. (С.

С. Островой.

_______________________________________________________


Норов. 1. Нрав, обычай (стар.). Что город, то норов, что деревня, то обычай (посл.) 2. Упрямство, характер с причудами (разг.) Человек с норовом.

Нутро. 1. Внутренность, внутренности (прост.) Всё нутро болит.

2. перен. О душевном мире, внутреннем чутье, инстинкте (разг.) Нутром уга­дывать.

Подкидыш. Ребёнок, подкинутый матерью чужим людям.

Сирый (уст.) 1. Ставший сиротой. 2. перен. Одинокий, бедный. Сирые странники. Первородный (стар.) Родившийся первым, самый первый. Первородный сын.

____________________________________________________________________________


-В стихотворение даётся объяснение выделенным словам? Да.

- Докажите, пользуясь словарём.

-Извинять — займете, из ст.слав., где оно является префиксальным произ­водным от винить «обвинять». Извинить букв. — «снять вину»( с кого-л.), оправдать», затем «простить».

-Прочитайте строки из стихотворения. Такой в них смысл?

-Берег - первонач. значение «возвышение», высота, затем - гора, высокий (правый) берег. Оберегать-беречь того же корня, что и берег (гора-убежище (гора, углубление в горе служили средством защиты, местом, где можно спрятаться).

-Защитить — общеслав., префиксальное производное от щитити «защи­щать», образованного с помощью суффикса —ити от щитъ. Щит-общеслав., букв, «то, что защищает, загораживает, заслон, на­вес».

-Итак, что же хотел сказать автор?

-С.Островой пишет о том, что мы часто забываем и даже не знаем пер­воначальное значение слова, которое со временем может меняться.

-Много интересного можно найти, изучая этимологию. В художественных текстах встречаются слова, значение у которых сейчас другое. Перед вами отрывок из романа А. Н. Толстого «Князь Серебряный». Прочитайте его про себя, потом выразительно вслух:

«Тогда сокольничий подал царю богатую рукавицу, всю испещрён­ную золотыми притчами, и, приняв кречета от подсокольничего, посадил его государю на руку.

- Честные и доброхвальные охотники! - сказал соколь­ничий, обращаясь к толпе опричников, - забавляйтеся и утешатеся славною, красною и

премудрою охотой, да исчезнут всякие печали и да возрадуются сердца ваши!»

(А. Н.Толстой. «Князь Серебряный.)

- Какие слова непонятны?

________________

Опричник. Тот, кто состоял в рядах опричнины. Царские опричники.

Опричнина. 1. Система чрезвычайных мер, осуществлённая царём Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть го­сударственных территорий, находившихся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в насаждении этих мер. 3. Специальные войска этого времени. 4. В Древней Руси: земельный надел вдове князя.

Кречет. Хищная птица из семейства соколиных.

Сокол. Хищная птица, летающая быстрым парящим полётом, в старину использо­вавшаяся при охоте на мелких животных и птиц.

Притча. 1. В старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением. Еван­гельская притча. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении. Что за прит­ча?

_______________________

-Как вы понимаете « подал ...рукавицу, всю испещрённую золотыми притчами»?

-Что значит «испещрённая»? (Испещрить - усеять, покрыть чем-н.. Слово образовано от глагола пещрить в значении делать пёстрым).

-Золотой-золото-драгоценный металл жёлтого цвета, букв, «жёлтый ме­талл». Будут ли родственными слова золото-злато-жёлтый-желток-зелёный-зелъе-злак?

(Уч-ся высказываются, потом работают со словарём и записывают вывод в тетрадь: Этимологически родственные корни -золо(т)--зла(т)- -жёл (т)- -зел--зл-.

-Как вы понимаете слов богатый?

-Богатый — суффиксальное производное от богъ «богатство, имущество, доля). Сравнить убогий (у = не).

-А слово фортуна вам известно? Какое значение оно имеет? Посмотрите в словарь. (Слова богатый и фортуна этимологически родственные, т.к. букв, фортуна — ниспосланное (Богом).

-И ещё одно слово - кречет. Какое значение имеет это слово?

Кречет — хищная птица из семейства соколиных. Птица названа по сво­ему хриплому голосу. Сравните — кочет-петух. Образовано слово от крепъ- крик. Суффиксальное образование от звукоподражания кре.

-Т.о., этимологический анализ слова ярче и полнее раскрывает смысл, ко­торый за многие столетия жизни слова в языке стёрся.

Домашнее задание.

Докажите, что «Язык - развивающееся явление» (сочинение-миниатюра).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. 2-изд. – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС». 2001. – 112.

  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 400с.

  3. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям рус. писателей 18-20 вв. / Рис. худож. В. Э. Брагинского. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 608с.: ил.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24