|
Сценарий и презентация игры "Гений русской словесности", посвященная 300-летию М.В. ЛомоносоваСценарий и презентация игры "Гений русской словесности", посвященная 300-летию М.В. ЛомоносоваЦели: 1) активизировать знания учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова и в игровой форме проверить умение применять знания на практике; 2) воспитать любовь и уважение у учащихся к своей Родине на примере жизни М.В.Ломоносова; Задачи:
Предполагаемый результат: расширение представлений о М.В.Ломоносове, развитие критического мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с другими людьми. Подготовка: 1) за одну-две недели объявить о предстоящей игре; 2) в классе подготовить выставку материалов о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; 3) вывесить в классе список литературы о М.В.Ломоносове, которую можно прочитать в школьной библиотеке; 4) выполнить творческое задание (оду или торжественное слово в честь М.В.Ломоносова). Оборудование:
Несомненным достоинством является сама тема внеклассного мероприятия, так как воспитание гражданственности и патриотизма является важной особенностью российской системы образования. Сознание учащихся в переходный возраст(12 – 13 лет) способно воспроизводить не самые лучшие образцы жизненных ориентиров. Отсюда – подражание всему заграничному, отрицание отечественных традиций, русской ментальности. Предлагаемое занятие построено в нетрадиционном ключе (в форме игры). Данное соревнование, на наш взгляд, интересно тем, что может быть использовано не только как внеклассное мероприятие, но и как этап занятия по литературе в 7 классе в ходе изучения темы «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова». Сам образ М.В.Ломоносова, внесшего значительный вклад в российскую науку и образование, заслуживает признание современников не только за свою деятельность, но и благодаря высоким нравственным качествам. При подготовке этого мероприятия был сделан акцент на те качества личности, которые являются образцовыми для учеников этого возраста: - сила воли и духа в достижении цели; - умение трудиться; - любовь к Родине; - служение общественным интересам; - умение быть верным, преданным своему делу; Основные приемы, используемые в ходе мероприятия : беседа с элементами дискуссии, викторина, рассказ (комментарий ведущего). Важным условием является эмоциональное воздействие на учащихся, для чего уместны комментарий учителя (можно использовать афоризмы М.В.Ломоносова), музыкальное и наглядное сопровождение внеклассного мероприятия, выступления самих учащихся. Время проведения - 45 минут.
Список использованной литературы:
1. Курмачева Э.Д.Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов - М.: Наука,1975 г. 2. Ломоносов М. В. Избранное-Архангельск: Северо-западное книжное издательство,1978 г. 3Ломоносов М.В.Разрезной альбом-М.: Планета,1985 г. 4. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем./Составители Г.Е.Павлова, А.С.Орлов - М.: Современник,1989 г. 5. Павлова Г.Е.Федоров, А.С.Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)-М.:Наука,1988 г. 6. Уткина Н.В.Ломоносов; К 275-летию со дня рождения - М.: Мысль,1986 г. 7. Фруменков Г. Г. М.В.Ломоносов - историк нашей Родины - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1970 г.
Ход внеклассного занятия
1.Вступительное слово ведущего. У каждого человека: и взрослого, и ребенка - есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. - О чем вы мечтаете? Ответы учащихся: стать экономистом, о компьютере, закончить четверть на 4 и 5,поехать на море. Я надеюсь, что ваши мечты сбудутся, потому что очень часто мечты становятся явью, превращаясь в жизненные ценности. О чем мечтал наш великий земляк М.В.Ломоносов? Ответы учащихся: учиться, открывать, создавать. Его мечта сбылась, а смыслом и главной ценностью жизни для него стало утверждение наук в Отечестве, просвещение России. Если мы хотим понять место нашей страны, нас - ее граждан - в нынешнее время, если мы хотим найти правильное направление в будущем, нам надо вглядываться в собственную историю, в события прошлого, в людей - участников этих событий. Среди таких нас особенно привлекает фигура Михаила Васильевича Ломоносова, 300-летний юбилей которого отмечается в нашей стране и во всем мире как событие большого культурного значения. Сегодня мы с вами сможем не только проверить свои знания о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, но и расширить их. Данная игра составлена как аналог телевизионной игры «Своя игра». Условия игры:1) играют две команды по 10 человек; 2) каждый участник играет не только за команду, но и за себя. 3) на экране выведена таблица из 5разделов: 1.Биография М.В.Ломоносова; 2.М.В.Ломоносов и север; 3.Ломоносов и лингвистика; 4.Ломоносов и литература; 5.Великие писатели о М. В. Ломоносове. Учащиеся выбирают любой раздел, если дан правильный ответ. У каждого вопроса своя цена. Если дан неправильный ответ, право выбора переходит к другой команде. Выигрывает тот, кто заработает больше очков. 4) начинает игру тот, кто правильно и быстро справится с блиц - опросом; 5) лучшего игрока выбирает команда соперника.
Блиц - опрос:
1.Продолжите фразу: «Гений-это …» Гений- это высшая творческая способность или человек, обладающий высшей творческой способностью , а в древнеримской мифологии- это дух-покровитель человека, позже вообще олицетворение добра, зла.( Толковый словарь С.И.Ожегова, изд-во «Советская энциклопедия»,Москва-1973г.) 2.Назовите города, где установлены памятники М. В. Ломоносову? Архангельск (перед зданием САФУ) скульпторИ.П.Мартос,1828г. Село Ломоносово, скульпторИ.И.Козловский,1958г. г. Москва (перед зданием МГУ) скульптор Н.В.Томский,1953г. г. Ломоносов, скульптор Г.Д.Гликман 1955г. г. Санкт-Петербург на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры, бюст на площади М.В.Ломоносова. 3.Какой исторический труд написал М.В.Ломоносов? Когда он был издан? «Древняя история Российская от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или до1054г.» -1766г. 4.В какой книге М. В.Ломоносов впервые познакомился с книжной поэзией, получил представление о рифме и стихотворной речи? Симеон Полоцкий «Рифмованная псалтырь» и книга В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» 5.Назовите первую мозаичную работу М.В.Ломоносова? Сентябрь1752г. «Мадонна» по картине итальянца Ф. Солимены (Я. Штелин называет как вариант - портрет Петра Великого, но не указывает дату) 6.От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М. Ломоносова? (Михаил - д. Мишанинская).
Гений М.В.Ломоносова проявил себя в разных областях знаний. Давайте теперь проверим себя. Начинает игру команда, выигравшая блиц-опрос.
-Звучит «Токката» И.С.Баха в современной обработке. На экране таблица игры.
Раздел№1. Биография М.В.Ломоносова
Комментарий ведущего: Отец Ломоносова (по сказкам) родился в 1861 году, рано лишился родителей. Вынужденный пробивать себе дорогу сам, Василий Дорофеевич не имел возможности ни понатореть в грамоте, ни рано обзавестись семьей. Став на Северной Двине известным промышленником, Василий Дорофеевич в возрасте 28 лет женился на сироте, дочери дьякона соседнего Николаевского прихода Елене Ивановне Сивковой. Она была обаятельной, скромной, застенчивой и очень трудолюбивой женщиной. Его первый учитель-дьякон местной церкви Семен Сабельников признался своему ученику, стоя перед ним на коленях: «Все, Михайло, боле ничему тебя я научить не разумею». Мать умерла, когда Мише шел девятый год. И детство мальчика прошло в семье мачехи «закоренелой во злобе бабою». Первыми книгами Ломоносова были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Славянская грамматика» Мелентия Смотрицкого. С десяти лет отец берет Мишу в море. С промыслов поморы возвращались глубокой осенью. Ломоносов не мог забыть родную мать, отдавшую сыну столько материнского тепла и любви. Каждый раз возвращаясь с промыслов, Михайло посещал могилу матери на погосте, находившемся недалеко от дома. Гукор «Чайка» заходил и на Соловецкие острова. Возникшая тяга к знаниям сблизила Михайло Ломоносова со старообрядцами, с их писаниями. Но столкнувшись с темным миром старообрядства, Ломоносов отходит от них, не найдя в их среде ответов на свои вопросы. А «жажда знаний» сильнее всех страстей. Именно она влечет Ломоносова в далекий неведомый путь. С заветными для него книгами («Арифметика» Леонтия Магницкого и «Славянская грамматика» Мелентия Смотрицкого) ушел глубокой декабрьской ночью 1730 года девятнадцатилетний юноша за рыбным обозом в Москву. Славяно-греко-латинская академия , куда он поступает и где благодаря необычайным способностям за год осваивает три класса, не может утолить его жажду к просвещению. Его не прельщает даже сан священника, все его помыслы заняты естественными науками. К счастью, приходит запрос Петербургской Академии наук, и Ломоносов вместе с другими « в науках достойными учениками» направляется из Москвы в Петербург в качестве студента университета. Богословие, риторика, пиитика остались позади - открылся путь к химии, физике, технике. А вскоре после зачисления в университет Ломоносова в числе трех наиболее достойных студентов командируют в Германию для изучения химии, металлургии, физики, гидравлики и других наук. Нелегкое учение, как в России, так и за границей: над книгами просиживал сутками. Экономия во всем: скудная пища, дерганье перьев у гусей на московских прудах, скромное платье. Непонимание и насмешки современников. И даже кажущийся теперь - из сегодняшнего дня- анекдотичным случай с ограблением… Шел однажды Ломоносов по Васильевскому острову, что в Петербурге, и напали на него три матроса: чего бы лихим молодцам не ограбить одинокого путника? Так Михайло Ломоносов одного мошенника поколотил, оставив без чувств, другого обратил в бегство, а третьего проучил тем же манером, о каком сами матросы помышляли: снял с бедолаги камзол, куртку, штаны и принес добычу домой. Так-то вот обижать российского гения, даром что ли, архангельский мужик! Последние годы Ломоносова отмечены признанием и почетом современников; сама Екатерина благосклонно жаловала ученого милостями. Сам же Ломоносов, став знаменитым, своим привычкам не изменял: принимал гостей в китайском халате: между земляками - архангельцами и важными вельможами различий не делал. Умер Михаил Васильевич Ломоносов от весенней простуды пятидесяти четырех лет от роду…Слова Ломоносова к другу Штелену: «Я прожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки и России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети Отечества вспомнят обо мне и пожалеют».(.....) |
Loading
|