Центральный Дом Знаний - Алиев Гейдар Алирза оглы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алиев Гейдар Алирза оглы

Алиев Гейдар Али Рза оглы (р. 10. 5.1923, Нахичевань), советский партийный и государственный деятель. Член КПСС с 1945. Родился в семье рабочего. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета. В 1941—49 работал на ответственных должностях в органах государственной безопасности и Совете Министров Нахичеванской АССР. В 1949—50 находился на учёбе. С 1950 по 1964 на руководящей работе в МГБ, МВД и КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР, в 1964—67 — заместитель председателя, с 1967—председатель КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР. Военное звание — генерал-майор. С 1966 кандидат в член ЦК Коммунистической партии Азербайджана, с июля 1969 член ЦК КП Азербайджана, первый секретарь и член бюро ЦК КП Азербайджана. Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.


Али́ев Гейда́р Алирза́ оглы́ (Гейдар Алиевич Алиев, азерб. Heydər Əlirza oğlu Əliyev; 10.05.1923, Нахичевань, Азербайджанская ССР — 12.12.2003, Кливленд, Огайо, США), сов. и азерб. политич. и госуд. деятель, Председатель КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР (1966—1969), 1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР (1969—1982), член Политбюро ЦК КПСС (1982), первый заместитель председателя Совета Министров СССР, генерал-майор. В 1987 году ушёл в отставку с занимаемой должности. Вернувшись в Азербайджан в июле 1990 года, он сначала был избран депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР, председателем Верховного Меджлиса Нахичеванской АР (1991—1993), затем Президент Азербайджана (1993—2003). 

А. родился   в семье железнодорожного рабочего. Всего в семье было 8 детей. Гейдар был четвёртым ребёнком. Помимо него в семье были ещё четверо мальчиков: Гасан, Гусейн, Агиль и Джалал, а также три дочери — Сура, Шафига и Рафига. Окончив в 1939 году Нахичеванский педагогический техникум, А. поступил на архитектурный факультет Азербайджанского индустриального института им. М. Азизбекова в Баку. Начавшаяся война не позволила ему завершить образование. С1941 года А. работал заведующим отделом в НКВД Нахичеванской АССР и Совете народных комиссаров Нахичеванской АССР, а с 1944 года служил в системе органов госбезопасности. В 1945 году он окончил Курсы повышения квалификации Школы переподготовки руководящего оперативного состава МГБ СССР и в том же году вступил в ВКП(б). С 1948 года — начальник 5-го управления Министерства госбезопасности по Азербайджану. В период с 1949 по 1950 годы он учился в школе переподготовки руководящего оперативного состава МГБ СССР в Ленинграде.

В 1956 году его назначили на должность заместителя начальника бакинского отдела КГБ. В это время, под его руководством и непосредственным участием проводятся оперативные мероприятия «Дуэль», «Алагёз», «Натуралист» и другие. В 1957 году он окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова. В 1960 году Алиев стал начальником Контрразведывательного отдела КГБ при СМ Азербайджанской ССР, а в 1964 году — заместителем председателя КГБ при СМ Азербайджанской ССР. В 1966 году он окончил Курсы переподготовки руководящего состава Высшей школы КГБ имени Ф. Э. Дзержинского. С 1966 года кандидат в член ЦК КП Азербайджана. 21 июня 1967 года Гейдар Алиев был назначен председателем КГБ при СМ Азербайджанской ССР в звании генерал-майора.

В июле 1969 года Алиев был назначен Леонидом Брежневым на должность Первого Секретаря ЦК Компартии Азербайджана в период советской кампании по борьбе с коррупцией, на пост, который ранее занимал Вели Ахундов, который был обвинён в коррупции. Гейдар Алиев добился некоторых успехов в борьбе против коррупции, достаточно большое количество людей были приговорено к тюремным срокам; в 1975 году пять заведующих колхозов и фабрик были приговорены к смерти за коррупцию в больших размерах. С его согласия КГБ и МВД Азербайджана арестовало в полном составе государственную торговую инспекцию Министерства торговли республики в количестве 24 человек. По словам бывшего первого заместителя председателя КГБ ССР Ф. Д. Бобкова, на вопрос, заданный спустя три года после вступления в должность, «многое ли удалось сделать?», Алиев ответил: «Гарантировать могу только одно — в ЦК партии Азербайджана взяток не берут». В начале 1980-х Гейдар Алиев закрыл юридическую школу республики, скорее всего, ради цели сдерживания роста элиты, основанной на коррупции. Во время своего управления советским Азербайджаном он не выполнял обязательство по модернизации социальных структур, но его усилия привели к значительному экономическому росту в Азербайджанской ССР. Позднее в одном из эксклюзивных интервью Алиев вспоминал:

Та система тоже имела свои преимущества. Используя её возможности, я добивался развития Азербайджана. Ну, например, с 1970 года до 1980 года я в десять раз поднял производство винограда, с 200 тыс. тонн в год до 2 млн тонн. За счёт этого Азербайджан, конечно, обогатился. К сожалению, в переходный период после 1988-1989 годов многое из того, что мы создали, разрушили. Первый удар был нанесён, когда Горбачев начал антиалкогольную кампанию, и стали вырубать плантации. Затем, став независимым государством, мы лишились той экономической интеграции, которая была в Советском Союзе.

Это стало возможным за счёт «умасления» щедрыми подарками и богатыми приёмами Леонида Брежнева во время его трёх посещений Азербайджанской ССР. В одном из таких случаев Алиев подарил ему бриллиантовое кольцо с одним большим камнем в середине, — Брежнев, — окружённым 15 меньшими, символизирующими составляющие советские республики, ценность которого составляла 226 000 рублей. В период с 1974 по 1979 годы являлся заместителем председателя Совета Союза Верховного совета СССР. С 5 марта 1976 по 22 ноября 1982 годы — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.

С приходом к власти Юрия Андропова, 24 ноября 1982 года Гейдар Алиев был назначен первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. Сам Алиев об этом так рассказал в интервью газете «Новые Известия»: «У нас были близкие, даже дружеские отношения, и все же я сказал: „Юрий Владимирович, разрешите остаться в Баку". Андропов настоял, и я переехал, стал первым заместителем председателя Совета Министров СССР». На новом посту он курировал машиностроение, легкую промышленность и транспорт; в его ведении также находились культурная и образовательная сферы. С 22 ноября 1982 по 21 октября 1987 годы — член Политбюро ЦК КПСС. В июне 1983 году Алиев возглавил государственную комиссию и организовал работы по ликвидации последствий катастрофы теплохода «Александр Суворов», который врезался в несудоходный восьмой пролёт моста через Волгу под Ульяновском, в результате чего погибли по разным оценкам от 176 до 600 человек. С 1984 года Алиев возглавлял комиссию по реформе советской школы. Позднее 31 августа 1986 года он возглавил правительственную комиссию, созданную для расследования катастрофы парохода «Адмирал Нахимов», затонувшего в Новороссийской бухте в результате столкновения с балкером «Пётр Васёв», жертвами которой стали 423 человека. В октябре того же года он занял пост председателя бюро Совета министров СССР по социальному развитию. Алиев возглавлял также комиссию Совета министров по строительству и освоению Байкало-Амурской магистрали (БАМ). С осени 1987 по 1988 годы — государственный советник при Совете Министров СССР. Был депутатом Верховного Совета СССР 8—11 созывов. 

На заседании Политбюро 11 марта 1985 года, обсуждавшего вопрос об избрании нового генерального секретаря, Алиев высказался в поддержку Михаила Горбачёва. Однако с приходом к власти Горбачёва Гейдар Алиев попал в опалу. Помощник Горбачёва А. С. Черняев в своём дневнике за 9 октября 1987 года записал: «Потом напомнил о деле Алиева. Копаем, говорит, и дело вроде образуется почище рашидовского». Управляющий Делами Совета Министров СССР Михаил Смиртюков вспоминал, что в правительство и ЦК шёл поток писем из Азербайджана, в которых говорилось о злоупотреблениях и роли в них Алиева:

"Много было всяких писем на него — и анонимных, и подписанных. Сначала я рассказывал о них Тихонову, а он говорит: 'Слушай, делай что хочешь с ними, я не хочу этим делом заниматься'. В ЦК сказали, что у них у самих много этих писем. Тогда я сам пошёл к Гейдару Алиеву. Дал ему почитать эти письма. Он читал письмо и говорил: 'Правильно, этого я посадил. Этого мы посадили. Этот вот жулик. Этот вот такой. А этого вот прогнали. А этого вот сняли. Всё правильно'. Я говорю, что тогда я вам оставлю письма. Он говорит, что нет, не надо, забери эти письма, они мне не нужны. Меня это подкупало. Другой, может, взял бы и уничтожил, а он мне их возвращал и говорил: 'Что хочешь, то с ними и делай'. А потом, как он мне сам говорил, позвал его Горбачёв и сказал, что много всяких идёт писем: 'Мы создадим комиссию по их проверке или ты сам уйдешь в отставку?' Алиев посопротивлялся, но его дожали".

Алиев позднее рассказывал, что в кремлёвской больнице врачи внушали ему, что жить осталось недолго:

Три месяца меня продержали на койке, потом ещё было полтора месяца реабилитации. Закончилось всё консилиумом, который взялся доказывать, будто я не могу продолжать работать в Совмине по состоянию здоровья. Я прямо спросил: „Чего вы добиваетесь?" Но мне же не могли честно сказать, что поступило указание Горбачёва: любой ценой получить заявление Алиева о добровольной отставке. Поэтому меня уговаривали, запугивали. Однажды даже сказали, что жить мне лет пять, не больше.

Дочь Гейдара — Севиль в одном из интервью рассказала:

Да, когда Горбачев был простым секретарем ЦК, у них были довольно тёплые отношения. Они всегда сидели рядом, общались. Отец горячо его поддержал во время выборов генеральным секретарём. А потом все изменилось. Главная причина — зависть. Понимаете, когда стоял вопрос о том, кто будет после Черненко генеральным секретарём, западная пресса много писала об Алиеве. Они писали: «Единственное, что ему может помешать, — это то, что он не русский». Вообще пресса о нём очень высоко отзывалась. А Горбачев по природе своей завистливый и очень подлый. У него это на лице написано. Когда Горбачев потребовал от него уйти в отставку, Папа решил с нами посоветоваться. «Что мне делать? Сейчас по своему состоянию здоровья я от них завишу». Так как Папа был в то время ещё зависим от врачей, он был вынужден уйти по-хорошему. Он нам рассказывал: «Когда я принёс заявление Горбачеву, он так обрадовался! Обнял меня, поцеловал. И сказал спасибо». 

С 1988 по 1990 годы Алиев — персональный пенсионер союзного значения. В связи с трагическими событиями 20 января 1990 года во время ввода Советских войск в Баку, Гейдар Алиев на следующий день после трагедии провёл в постоянном представительстве Азербайджанской ССР в Москве пресс-конференцию, на которой осудил ввод войск в Баку и обвинил Горбачёва в нарушении Конституции. Спустя время 4 февраля в газете «Правда» вышла статья доктора медицинских наук В.Эфендиева по названием «Алиевщина или плач по „сладкому" времени». Уже 9 февраля Гейдар дал интервью газете «Вашингтон пост», в котором подтвердил свои обвинения против Горбачёва и зачитал телеграмму Эфендиева, утверждавшего, что эта статья «является вымыслом и клеветой, под которой я никогда не подписывался». В этих условиях Алиев принимает решение возвращаться на родину. Возвратившись в июле 1990 года в Азербайджан, Гейдар Алиев первое время находился в Баку, но местные власти потребовали от него покинуть столицу Азербайджана, и тогда он отправился в Нахичевань. Осенью того же года он был избран депутатом Азербайджанской ССР от Нахичевани. В знак протеста против политики руководства СССР в связи с возникшей в Нагорном Карабахе острой конфликтной ситуацией, он в июле 1991 года покинул ряды Коммунистической партии Советского Союза.

3 сентября 1991 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Нахичеванской АССР. По его словам, единственным официальным лицом, поздравившим его с избранием, стал председатель Верховного Совета Армении Левон Тер-Петросян. 8 сентября в стране прошли президентские выборы, на которых победил единственный кандидат Аяз Муталибов. Верховный Совет Нахичеванской Автономной Республики бойкотировал выборы. 10 сентября в программе «Время» Муталибов пообещал «привести Меджлис в чувство». Алиев в ответ заявил, что «в случае вооружённого нападения со стороны Баку 330 тысяч жителей Нахичевани готовы защищать свой Меджлис, как россияне защищали Белый дом в дни путча».

24 марта 1992 года Гейдар Алиев и премьер-министр Турции Сулейман Демирель подписали протокол об укреплении сотрудничества в области экономики, транспорта и коммуникаций, который предусматривал открытие воздушного пространства между Турцией и Нахичеванью, а также предоставление Нахичевани кредита в размере 100 млн долларов. По возвращении домой чрезвычайная сессия Верховного Совета Азербайджана приняла постановление об утверждении формулировки статьи 112 Конституции Азербайджана, в соответствии с которой председатель Верховного Меджлиса Нахичевани восстанавливался в должности заместителя председателя ВС Азербайджана. Тем самым, Алиев занял одновременно пост заместителя Верховного Совета Азербайджана. Ему удалось впоследствии установить хорошие взаимоотношения и с Ираном, который оказывал финансовую помощь Нахичевани. Во время визита в Тегеран Гейдар Алиев заявил, что «никакой сатана не сможет повредить нашим отношениям с Ираном».

В мае Нахичевань стал ареной армяно-азербайджанских столкновений, когда армянские силы (по данным армянской стороны это были неиррегулярные войска) атаковали азербайжданский анклав. Самые тяжёлые бои в этом регионе развернулись 18 мая, когда было сообщено, что армянские силы с помощью ракет и артиллерийских установок, захватили холмы, окружающие город Садарак. 23 мая Алиев объявил об одностороннем прекращении огня. Эти события произошли на фоне государственного переворота в Азербайджане, в результате которого был свергнут президент Муталибов и к власти в стране пришёл Народный фронт во главе с Абульфазом Эльчибеем. Как и Муталибову, Эльчибею не удаётся подчинить нахичеванский анклав. В октябре министр внутренних дел Азербайджана Искандер Гамидов попытался назначить министром внутренних дел автономной республики Сиявуша Мустафаева, но нахичеванский парламент отказался утвердить его в качестве главы своего МВД. 24 октября двести сторонников Народного фронта Азербайджана на семь часов захватили здания Министерства внутренних дел и телецентра в Нахичевани с целью обеспечения министру внутренних дел Нахичевани Сиявушу Мустафаеву условий для выполнения его служебных обязанностей. После предъявления Гейдаром Алиевым ультиматума сторонники НФА покинули здание МВД, а на следующий день он назвал выступления сторонников Народного фронта «попыткой государственного переворота». Газета «Свобода» писала, что глава НАР на свои митинги призывает фанатически настроенную часть духовенства, причём газета утверждала, что на митингах в Нахичевани 26-27 октября выступали муллы из Ирана. Однако сам Алиев отрицал подобные факты. Искендер Гамидов на встрече с бакинскими студентами обвинил Гейдара Алиева в том, что он «в день по пять раз разговаривает с президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, а президенту Азербайджана не звонил ни разу». Он также сказал: «Если Алиев задумал создать хаос в республике или отделить Нахичевань от Азербайджана, я пустил бы ему не одну, а две пули в лоб».

21 ноября того же года в Нахичевани была образована партия Новый Азербайджан, председателем которой был избран Гейдар Алиев. Инициатором создания партии стала т. н. «группа девяносто одного», обратившаяся к Алиеву с просьбой возглавить эту новую организацию.

28 мая 1993 года российская армия до истечения заранее определённого срока уходит из Гянджи, а оставленное российскими частями оружие достаётся бойцам полковника Сурета Гусейнова. 4 июня правительственные войска начинают операцию «Тайфун» по разоружения мятежного полковника, которая обернулась поражением и гибелью людей. Бойцам Сурета Гусейнова удалось взять в плен генерального прокурора Ихтияра Ширинова. Первым делом Гусейнов приказал генеральному прокурору выписать ордер на арест Абульфаза Эльчибея, а начиная с 10 июня его подразделения начали двигаться на Баку. В условиях назревшего политического кризиса Эльчибей приглашает в Баку Гейдара Алиева. На состоявшейся 10 числа встрече Эльчибей предложил Алиеву пост премьер-министра, но тот решает обдумать это предложение.

Переговоры с Суретом Гусейновым, посредником на которых выступил Гейдар Алиев, ни к чему не привели. 10 июня Иса Гамбар подаёт в отставку с поста председателя Милли Меджлиса, а 15 июня Милли Меджлис избирает Алиева своим председателем. В ночь с 17 на 18 июня Эльчибей неожиданно улетел в Нахичевань и поселился в своём родном селе Келеки. 25 июняМилли Меджлис Азербайджана проголосовал за лишение Эльчибея президентских полномочий и передачу их председателю парламента Гейдару Алиеву, но поскольку такое решение не соответствовало Конституции страны, то парламентарии решили вынести вопрос о доверии президенту страны на всенародный референдум. Между тем, страна продолжала погружаться во внутриполитический кризис, который грозил перерасти в гражданскую войну. 21 июня полковник азербайджанской армии талышского происхождения, Альакрам Гумматов, и офицеры 704-й бригады провозгласили на территории 7 азербайджанских районов Талыш-Муганскую Автономную Республику. Гумматов выдвинул требования об отставке и. о. президента страны Гейдара Алиева и возвращении в Баку экс-президента Аяза Муталибова. Выступление Гумматова не получило значительной поддержки со стороны талышского населения, и спустя два месяца 23 августа самопровозглашённая автономная республика пала. Осложнилась обстановка на армяно-азербайджанском фронте. Став и. о. президента, Алиев расформировал 33 добровольческих батальона Народного фронта, что привело к кризису на фронте. 27 июня армянские вооружённые формирования захватили Мардакерт, а 23 июля после длительного сражения пал Агдам. Развивая успех, армяне блокировали приграничный райцентр Физули, а также дорогу, связывающую юго-западные районы Азербайджана с остальной частью страны. Совет безопасности ООН принял резолюцию под № 853, осудив оккупацию Агдама и потребовав вывода оккупационных сил, однако уже 22 августа армянскими вооружёнными формированиями был взят райцентр Физули, а позднее ещё два района. На фоне этих событий 28 августа в стране прошёл референдум о доверии Абульфазу Эльчибею, по результатам которого за отставку Эльчбея проголосовало 97,5 % граждан страны.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24