Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Путешествие по океану орфографических знаний. Написан

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Путешествие по океану орфографических знаний. Написан

Конспект и презентация к уроку русского языка "Путешествие по океану орфографических знаний. Написание безударной гласной в корне слова"

Тема: Путешествие по океану орфографических знаний. Написание безударных

гласных в корнях слов.

Цель урока: Формирование функционально-грамотной личности.

Задачи урока:

  • Повторить сведения об ударении, однокоренных словах

  • Рассмотреть способы проверки безударных гласных в корне слов

  • Учить размышлять, рассуждать, делать выводы.

  • Прививать интерес к изучению русского языка.

Оформление урока:

Остров безударных гласных, пароходик «Чижик» Карточки со словарными словами, картинки словарных слов Рисунки и макеты морских животных

Презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

1. Постановка задачи урока.

Сегодня мы на корабле продолжаем путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законом орфографии и постараемся доказать этот закон. Итак, в путь. Дети записывают дату в тетрадь.

2. Минутка чистописания. Посмотрите на океан. Он спокойный. Иногда на поверхности появляется мелкая рябь, и всплывают рыбки.

-какую закономерность заметили?

-что за рыбки всплывали?

Дети пишут упр.по чистописанию.

3. Лексико-орфографическая работа. Подготовка к плаванию.

Отправляясь в путешествие, моряки запасались провизией, в том числе овощами.

Какие овощи мы возьмём с собой попробуем отгадать.

Задания классу:

-Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что значит «голова».

-Этот овощ получил своё название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

-Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут на земле.

На доске появляются рисунки овощей. Дети записывают название каждого овоща, обозначают ударение, подчёркивают буквы, написание которых надо запомнить: капуста, огурец, картофель.

Проверка выполнения задания:

  1. Назовите слово, в написании которого надо запомнить 2 безударные гласные.

  2. Назовите слово, в котором надо запомнить безударную гласную «о».

3. Какую гласную надо запомнить в написании слова «капуста»?

4. По мере проверки слов появляются таблички со словами.

-Почему написание выделенных букв в этих словах надо запомнить?

Её нельзя проверить.

4.Введение нового слова.

Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали безветренные солнечные дни. А такие дни раньше называли словом «погода». Сейчас этим словом называется любое состояние атмосферы. (Появляется табличка с этим словом).

Детям предлагается исследовать: можно ли проверить безударную гласную в этом слове? Нет! Значит, её надо запомнить.

-Дети записывают слово в словарик и делают рисунок на запоминаемую гласную.

-Запишем слово в тетрадь. Найдём корень.

Погода, ка, ный,....жий (чередование г /ж в корнях)

-Как пишутся корни в однокоренных словах? - Что значит «погожий»? (Появляется солнышко).

5. На острове Безударных гласных. (Появляется остров.)

Мы плывем. А она по морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт-

Тут и пропадёт.

Что это? Как догадались? (волна)

Произносим слово. Куда падает ударение? Назовите ударный слог, ударную гласную. Назовите безударный гласный звук. Какую букву надо писать? Почему?

Сказка.

Как то злой волшебник рассердился на гласные буквы и заколдовал их, да так, что они стали похожими друг на друга. Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась путаница. Но фея Ударение помогла буквам. Ей достаточно было ударить над буквой в ладоши, и с буквы слетала обманчивая маска. Буква становилась сама собой, ясна и понятна, становилась ударной. А остальные буквы ещё заколдованы и ждут своего часа освобождения. Поможем им? Надо произнести волшебные слова: «Ударение над гласной может сделать букву ясной».

Фея оставила нам памятку. Она спрятала её в учебник по русскому языку. Давайте найдём её и прочитаем.

6. Работа по алгоритму.

Безударные гласные в корне:

а о я е и

Рассуждай так:

1.Выясню смысл слова.

2.Поставлю ударение.

3.Найду букву, в написании которой я сомневаюсь (определю звук-букву).

4.Выделю корень.

5.Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова {моря - море) или подберу однокоренное слово (заморский) так, чтобы гласный был под ударением.

Какие ещё водоёмы, кроме моря мы знаем? Это река и озеро. Давайте, рассуждая по нашей памятке и используя волшебные слова, правильно напишем эти слова.

Учитель на доске вставляет пропущенные безударные гласные, дети объясняют написание слов.

7.Упражнения в проверке безударных гласных.

Мы приближаемся к острову.

Физкультминутка:

Рыбки весело плескались

В светло-голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Вот беда. Пока мы играли, некоторых жителей этого острова захватили в плен медузы. Они безобидные только с виду. Прозрачные и разноцветные медузы могут жалить, как крапива. Щупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним. В море многие животные боятся медуз. Лишь мальки некоторых рыб находят среди ядовитых щупалец защиту от хищников.

Освободить жителей нам поможет фея Ударение. Как вы думаете, почему?

Дети видят остров, под островом сочетания слов, где безударные гласные закрыты медузами. Давайте освободим остров от злых медуз в данных сочетаниях слов.

М.рской к нёк, м.рская зв.зда, п тнистый осьминог, к.товая акула, уд.вительные рыбы.

Дети, работая с алгоритмом, объясняют написание слов, подбирают проверочные слова. Дети рассказывают, что им известно об этих животных.

Морские коньки в водорослях притаились. Они цвет свой меняют, чтоб от растений не отличаться. Коньки, будто кенгуру, своих детей в сумке на животе носят. Когда всё спокойно, мальки выплывают погулять.

Морская звезда- хищник. Питается звезда коралловыми полипами. Где звезда проползёт, кораллы превращаются в белые безжизненные скелеты. Обитатели рифа гибнут или уходят на другие места. Волны рушат опустевшие коралловые замки, и через некоторое время на месте сказочного сада остаётся белая пустыня.

Осьминоги охотятся, хватая свою добычу щупальцами с присосками, присосётся, не оторвёшь. У осьминога восемь щупалец- за это и прозвали их осьминогами. Они большие мастера играть в прятки: любят прятаться за камнями и в маленьких пещерках. Могут даже себе домики строить из камней и ракушек. А попробуй-ка его найди, если осьминог на буром песке становится бурым, в камешках - пятнистым.

На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанный солнечными лучами, живут удивительные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как бабочки. Так их и называют - рыбы- бабочки. Они разрисованы такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки теряется из глаз. Они необычайно вёрткие и подвижные существа.

Какие ещё удивительные рыбы есть? Морская собачка, рыба - звездочёт, рыбы - белки, рыба - попугай, рыба - бычок, рыба - ёж, рыба - шар, рыба - зебра, рыба - игла.

Физкультминутка.

8. Работа в парах постоянного состава.

К.менистое дно, кр.кливая чайка, ск.листый берег, с.лёные брызги.

Дети объясняют друг другу, какую безударную гласную следует вставить и

почему. Проверка проводится с помощью сигнальных карточек.

9.Самостоятельная работа.

На доске написаны предложения, дети списывают, вставляя пропущенные буквы.

М.рские жители - х.трецы. Они ловко прячутся от св.их вр.гов.

Проверка проводится с помощью сигнальных карточек. Второе предложение разобрать по членам предложения.

10. Домашнее задание.

Напишите дома небольшое сочинение - продолжение. Для этого вы можете использовать книги:

Е.А. Соловьёва. Коралловый риф. Художник. Л. 1988.

С. Сахарнов. Разноцветное море. Кто в море живёт.

11. Подведение итогов урока.

Памятка.

Безударные гласные в корне:

а о я и е

Рассуждай так:

  1. Выясню смысл слова.

  2. Поставлю ударение.

  3. Найду букву, в написании которой я сомневаюсь.

  4. Выделю корень.

  5. Подберу проверочное слово, для этого изменю форму слова (моря - море) или подберу однокоренное слово (заморский) так, чтобы гласный был под ударением.

Использованная литература:

В.П. Канакина «Радость познания - в слове». Новая школа, МЛ996

В. А. Шукейло «Мой родной русский язык». Знание, СПб. 1998

Е.А.Соловьева «Коралловый риф». Художник, Л. 1988.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24