|
Информационные технологии систем компьютеризации таможенной деятельностиАУДИТОРНАЯ РАБОТА по дисциплине «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЛАТЕЖИ» Единая автоматизированная информационная система Федеральной таможенной службы России Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Основным назначением ЕАИС таможенной службы является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов. Для организации работ по реализации программ поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России в 1991 г. создан Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС. Аналогичные автоматизированные информационные системы созданы и продолжают развиваться практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались применительно к национальным таможенным правилам более 20 лет. ЕАИС ФТС России была создана в крайне сжатые сроки. Результатом первого этапа стал выпуск в 1994 г. сборника таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. К этому моменту была повсеместно внедрена технология автоматизированного ввода, контроля и сбора данных, начиная от таможенных постов и заканчивая формированием центральной базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). К 1996-1997 гг. закончился первый этап разработки ЕАИС, и к этому времени были компьютеризированы все наиболее важные функции таможенных органов. Основная цель создания ЕАИС – разработка основных таможенных технологий и реализация функций таможенных органов как автоматизированных технологий внутри интегрированных информационных систем. Указанная цель достигается за счет решения следующих основных задач:
Сложность многоуровневой структуры системы таможенных органов России, множественность их функций и задач определили и сложность структуры ЕАИС. Иерархическая структура ЕАИС строится относительно субъектов автоматизации и базируется на иерархической структуре таможенных органов. Структура включает подсистемы ФТС России, регионального таможенного управления (РТУ), таможни и таможенного поста. Функциональная структура ЕАИС классифицирует подсистемы относительно объектов автоматизации и определяется составом функций и задач таможенных органов. Большая часть задач ЕАИС решается на нескольких уровнях иерархии. ЕАИС – это постоянно развивающаяся система. Поэтому состав требований к ЕАИС в процессе ее развития претерпевал множество изменений. Необходимо учитывать, что разработка и внедрение новых подсистем, а также совершенствование существующих подчинено целям и задачам таможенных органов, которые диктуются экономической политикой России. Требования к функциональной структуре ЕАИС учитывают состав задач таможенных органов. Роль таможенной службы России как инструмента экономической политики очень важна и постоянно повышается. В связи с этим непрерывно растет количество задач (в том числе федерального значения), решаемых таможенными органами. Этим обусловлено требование этапности реализации и внедрения подсистем, функций и задач. Поэтапная реализация и развитие ЕАИС позволяют в первую очередь автоматизировать главные и наиболее «критичные» направления деятельности, а также получать результаты за минимальные сроки. Учитывая изменяющиеся требования к функциональной структуре ЕАИС, все разрабатываемые подсистемы и технологии должны быть гибкими и иметь возможность наращивания и модернизации в соответствии с потребностями ФТС России. Требования по стандартизации и унификации вытекают из потребности совместимости всех подсистем и элементов между собой и автоматизированными системами других ведомств. В настоящее время в рамках ЕАИС внедрены и используются следующие основные отраслевые стандарты:
Требования по защите информации от несанкционированного доступа включают как требования по защите средств вычислительной техники и систем телекоммуникации, так и требования по защите автоматизированной системы. Формулирование и реализация требований по защите информации от несанкционированного доступа производятся в соответствии с ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.601-90 руководящими документами Гостехкомиссии. Требования по сохранности информации предполагают реализацию физической и системной защиты и информации на всех этапах сбора и передачи данных таможенной системы путем:
Требования к производительности и оперативным характеристикам системы диктуются, с одной стороны, минимизацией времени выполнения операций в процессах таможенного оформления и контроля, жестким соблюдением регламентных сроков представления информации в вышестоящие органы, центральному аппарату и правительству, а с другой – большими объемами хранимых и обрабатываемых данных. Таким образом, требования к производительности в ЕАИС одни из самых высоких для класса экономических информационных систем. Требования к видам обеспечения включают требования к нормативно-методическому, математическому, информационному, программному и техническому обеспечению. Конкретные требования формируются исходя из целей и задач разрабатываемых подсистем. Центральная база данных ЕАИС ФТС России Для решения задач централизованного сбора, хранения и обработки ГТДэ в 1990 г. были разработаны программные средства и организована центральная база данных (ЦБД) ГТД ГНИВЦ ФТС России. Первая ЦБД ГТД была создана на ЭВМ VAX-3500 в среде ОС VMS, СУБД- RDB. Для обеспечения полноты, достоверности ЦБД и оперативности поступления информации из таможенных органов была внедрена многоступенчатая технология сбора и контроля информации. Внедрение указанной технологии стало возможно после разработки АРМ ТИ и АРМДостоверность. ЦБД ГТД в RDB позволяла решать задачи таможенной статистики внешней торговли, выполнять запросы правительства, руководства ФТС и сторонних организаций. Для ЦБД ГТД на RDB были разработаны как программные средства, решающие регламентные задачи ЕАИС, так и программные средства формирования гибких запросов. Количество решаемых на ЦБД ГТД задач неуклонно росло, но еще быстрее росли информационные потребности пользователей и сложность их запросов. В 1996 г. была организована ЦБД ГТД в среде СУБД ORACLE. ЦБД ЕАИС представляет собой систему баз данных центрального аппарата таможенной системы. ЦБД ЕАИС включает технические средства центрального вычислительного комплекса, СУБД (ORACLE), средства ведения баз данных и непосредственно данные. В состав ЦБД ЕАИС входят следующие основные БД: 1. БД НСИ. 2. ЦБД ГГД, содержащая данные ГТДэ, ДТСэ, КТСэ, описей документов по ГТД, данные оперативного мониторинга. 3. БД валютного контроля, содержащая данные о движении капиталов и перемещении через таможенную границу денежных средств и наличной валюты.
Ядром ЦБД ЕАИС является ЦБД ГТД. Эта база данных содержит сведения об основных документах таможенного оформления и используется при решении задач практически всех подсистем. К ГТД ЦБД одновременно обращается более 1000 пользователей. База данных обновляется ежедневно в оперативном режиме на основе сведений, переданных таможенными органами. Содержит два сегмента: выпущенные ГТД (оформление закончено), оперативная информация (ГТД, оформление по которым продолжается). Для удобства обработки ЦБД ГТД разделена по годам. В среднем в течение года оформляется 2,5 млн ГТД со сведениями о более 5 млн товаров. В составе основной БД 150 таблиц (не считая вспомогательных). Годовой объем собираемых данных около 100 Гбайт. Oracle имеет наилучшие характеристики в классе реляционных СУБД по скорости обработки и организации хранения больших объемов данных. Кроме того, она предоставляет широкие возможности по резервированию, восстановлению и защите данных, аудиту пользователей, их прав доступа и выполняемых операций над данными. Это позволяет значительно повысить надежность системы и обеспечить защиту от несанкционированного доступа. Технология сбора данных включает четыре уровня иерархии таможенной системы: таможенный пост – таможня – региональное таможенное управление (РТУ) — ГНИВЦ ФТС России. На уровне таможенного поста производятся основные действия по формированию, корректировке и контролю электронных копий документов. Это объясняется тем, что только в местах таможенного оформления есть возможность сопоставления электронных копий документов с первичными документами на бумажных носителях. В связи с этим технология сбора данных на уровнях таможни, РТУ и ГНИВЦ предполагает операции форматно-логического контроля данных, формирования базы данных ГТД и документов, оформленных подчиненными органами, и передачу (ГНИВЦ не осуществляется) данных в вышестоящий таможенный орган. При обнаружении ошибок в процессе форматно-логического контроля ГТД направляется в нижестоящий таможенный орган, а из него – до уровня поста, где вносятся необходимые исправления. Форматно-логический контроль данных ГТДэ, ДТСэ, КТСэ описей документов на уровнях РТУ и таможни производится с использованием АРМДостоверность, имеющего средства полного контроля заполнения реквизитов ГТДэ в соответствии с действующими на момент оформления нормативными актами. В РТУ и таможнях используется версия АРМДостоверность, реализованная с использованием системы программирования Clipper, в ГНИВЦ — версия «Достоверность О» в среде СУБД Oracle. Система «тотального» контроля на всех этапах сбора данных позволяет минимизировать ошибки, повысить достоверность как баз данных, так и результатов решаемых задач. Взаимодействие ЕАИС с внешними системами Большая часть задач ЕАИС не является исключительно «таможенными» задачами. Некоторые другие решить без привлечения информации внешних подсистем затруднительно либо вообще невозможно. В свою очередь, ФТС России формирует информационные массивы на основе ГТД для передачи странам-контрагентам. При решении задач таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д. необходимо информационное взаимодействие с МВД РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими правоохранительными органами. Задачи борьбы с экономическими мошенничествами и преступлениями решаются совместно с ФНС РФ, Минфином РФ, ЦБ РФ. Пополнение федерального бюджета — основная задача таможенных органов Российской Федерации. Функции учета и контроля поступления средств в счет уплаты таможенных платежей возложены на Минфин РФ (Федеральное казначейство), ЦБ РФ и ФТС России. В ФТС России вопросами учета, контроля и анализа таможенных платежей занимается Главное управление федеральных таможенных доходов (ГУФТД). Автоматизированная система учета и контроля таможенных платежей имеет огромное государственное значение; одна треть доходной части бюджета составляют таможенные платежи. Таких высоких показателем нет ни в одной развитой стране мира. Для обеспечения уровня собираемости таможенных платежей в автоматизированной системе «Таможенные платежи» разработаны программные средства по следующим направлениям:
База данных ФТС России и отчеты, представленные в ЦБ РФ, используются для составления платежного баланса Российской Федерации. В качестве программных средств используются следующие системы: 1. комплекс программных средств ТБСВК (для ГНИ ВЦ и ФТС России); 2. АРМ Банк – для установки в уполномоченном банке. Имеются две реализации АРМ Банк:
Перспективные направления развития ЕАИС Развитие ЕАИС таможенной службы ведется в нескольких направлениях. Необходимость развития и модернизации ЕАИС диктуется рядом требований, в том числе политическими, экономическими, техническими и т.д. Одно из направлений связано с совершенствованием системы электронного декларирования. На основании Таможенного кодекса Российской Федерации «декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей» (ТК РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ, ст. 124). В составе ЕАИС проводятся работы по реализации и внедрению технологии электронного декларирования. Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа. Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, формирует с использованием подсистемы декларанта ГТДэ и сведения о товарах и транспортных средствах (СТТ) в электронной форме, подписывает их электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передает в узел обработки информации таможенного органа. Документы на бумажном носителе не представляются. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия ГТДэ определенным ФТС России структуре и формату данных, в результате которого ГТДэ принимается либо не принимается для дальнейшей обработки. В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ГТДэ и СТТ с присвоением уникального номера, после чего ГТДэ передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством автоматизированной системы таможенного оформления осуществляет прием, регистрацию и проверку ГТДэ. Таможенный контроль заявляемых сведений осуществляется в общеустановленном порядке. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления и таможенного контроля вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ГТДэ. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ГТДэ и СТТ принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом подтверждает выпуск товаров ЭЦП (должностного лица), распечатывает ГТДэ на бланке грузовой таможенной декларации, проставляет в графе «Д «основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Основное отличие технологии электронного декларирования в том, что ГТД и другие сведения представляются в таможенный орган только в электронном виде. Копия ГТД на бумажном носителе появляется после окончания таможенного оформления и таможенного контроля. Эффект от внедрения технологии электронного декларирования достигается за счет:
ЕАИС таможенной службы постоянно находится в процессе модернизации и реинжиниринга в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с:
Реинжиниринг предполагает реализацию всех указанных требований в новых или модернизируемых программных средствах ЕАИС. Одним из приоритетных направлений информационно-технической политики ФТС России является формирование единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации. В этом направлении разрабатываются программные средства, позволяющие перейти к использованию технологий «клиент-сервер», Web-технологий взамен обособленных (локальных) рабочих мест и технологий «файл-сервер». С использованием Web-технологий реализованы:
Внедрение Web-технологий позволяет в режиме реального времени использовать информационные массивы ГНИВЦ,ФТС, других министерств и ведомств для решения задач таможенных органов. К сожалению, возможности по использованию Web-технологий таможенными органами в настоящее время существенно ограничены, и для получения необходимых данных формируются официальные запросы, которые исполняются в течение длительного времени. Формирование единого информационного пространства предполагает расширение состава информационных объектов и субъектов ЕАИС, использование различных информационных массивов не только федеральных и местных законодательных, судебных и исполнительных органов, но и баз данных и информационных систем предприятий и организаций. В свою очередь, возможна организация доступа к информационным массивам таможенных органов заинтересованным лицам в рамках их полномочий и с соблюдением мер безопасности и конфиденциальности. Реинжиниринг ЕАИС предполагает также внедрение и использование современных технических средств (в том числе телекоммуникационных), общесистемного программного обеспечения, СУБД и систем программирования, что обеспечивает высокий технический уровень ЕАИС в целом. Задача Определить величину пени, взимаемой при таможенном оформлении товаров за 5 просроченных дней, при условии, что за каждый просроченный день размер пени составляет 0,3% от суммы задолженности. При расчетах использовать следующие исходные данные:
По исходным данным можем найти таможенный сбор и акциз. Таможенный сбор = 20 тыс. долл. США х 0,1% = 20 долл. США Т.к. расчет производится в рублях, определяем таможенный сбор в рублях. Таможенный сбор = 20 х 25,70 = 514 руб. Акциз = 10 тонн х 1000 руб. за тонну (ставка акцизов на дизельное топливо) = 10 000 руб. Т.к. данных по таможенной пошлине нет, возьмем условную величину – 20%. Таможенная пошлина = (20 000 долл США х 24) х 20% = 96 000 тыс. руб. Т.к. стала известна величина таможенного сбора, акциза и таможенной пошлины, можем найти НДС. НДС = 20 000 х 24 + 96 000 + 10 000) х 18% = 105 480 тыс. руб. По найденным величинам можем найти совокупный таможенный платеж. Совокупный таможенный платеж = 10 000 + 514 + 105 480 + 96 000 = 211 994 Теперь можем найти пени: Пени: 211 994 х 0,3% х 5 дней = 3180 |
Loading
|