|
Сидорович А.В. Курс экономической теорииСидорович А.В. Год выпуска: 2001 Предисловие ко второму изданию Прошло несколько лет со дня выхода первого издания учебного пособия «Курс экономической теории» (Издательство «Дело и Сервис». М., 1997). В жизни России, других государств за это время произошли значительные изменения. Мир вступил в новое тысячелетие, все явственнее проявляют себя достижения и противоречия глобализации, происходит интенсивный процесс формирования национальных экономических систем новых независимых государств. Жизнь ставит перед экономической наукой все более сложные задачи. Роль экономической теории велика. Она, являясь основой экономической политики и хозяйственной деятельности, призвана выработать научные, систематизированные знания об обществе, его экономической структуре и функционировании. Все большее значение для переходных экономик приобретает та сторона экономической теории, которая помогает выработать национальные модели экономики, позволяет определить наиболее эффективные пути формирования новых экономических систем. С развитием общества развивалась экономика. Теоретические представления об экономике развивались от первых описаний и обобщений экономических явлений до целостного систематизированного взгляда на экономический строй общества. В современной экономической теории сформировался ряд научных направлений и школ, которые создают всестороннюю картину экономической жизни общества. Сегодня стало очевидным, что экономика — это сложная система отношений людей, в которой переплетаются функциональные и структурные связи и где исключительно велика роль институтов. Преподавание экономической теории в высших учебных заведениях России переживает сложный период. Экономическая мысль развивается в условиях свободы мнений и концепций. Все более очевидной становится необходимость обновленного и беспристрастного анализа экономики, глубокого изучения основ экономической жизни общества. Разработаны единые требования к содержанию обучения экономической теории, государственные стандарты по экономическим специальностям и направлениям подготовки. Вместе с тем преподавание экономической теории и экономики в настоящее время исключено из перечня обязательных дисциплин для изучения в высших учебных заведениях в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. Это противоречит общим тенденциям развития социально-гуманитарного образования и особенно недопустимо в условиях переходных экономик, когда ощущается острая потребность в изучении основ рыночной экономики и в воспитании нового экономического миропонимания. В свете опыта и опыта нашей страны исследования в области экономической теории и ее преподавания должны стать средством объективного, беспристрастного анализа и изучения действительности. Сути нашей науки противоречит простое толкование политических решений, односторонность подхода, следование пусть даже привлекательной, но одной теоретической схеме и конструкции. На таких принципах невозможно экономическое воспитание современных предпринимательских кадров, которые должны принимать решения в условиях меняющейся и все более глобализирующейся экономики. Первый. Так как экономика представляет собой сложную систему экономических отношений людей, в учебном пособии она анализируется в единстве структурных и функциональных связей. В этой связи в структуре «Курса экономической теории» выделяются общие основы экономической теории, ее функциональные связи по поводу рационального использования ограниченных ресурсов. Особое внимание уделяется основам экономического строя национальной экономики. Все основные экономические процессы рассматриваются при этом в тесном единстве с институтами общества. Вгорой. В силу того, что экономическое развитие осуществляется в конкретных странах, неизбежно формируются национальные системы. Экономическая теория должна включать изучение теоретических основ данных систем. Поэтому одной из особенностей «Курса экономической теории» является то, что в нем впервые дается систематическое и развернутое изложение основ национальной экономики как составной части экономической теории. Это крайне важно для переходных экономик, где трансформация и формирование национальных моделей экономики неразрывно связаны. Третий. Мы исходим из того, что каждый интересующийся экономической теорией и изучающий ее должен иметь возможность получить в учебном пособии развернутую информацию о содержании науки и ее основных проблемах. В «Курсе экономической теории» раскрывается содержание дидактических единиц, предусмотренных Требованиями к содержанию дисциплины «Экономика» (об этом свидетельствует «Предметный указатель к образовательному стандарту», помещенный в приложении), дается очерк истории развития экономической мысли, анализируется опыт экономического развития России, других государств. И преподаватель, и студент найдут в пособии ответы на многие сложные и дискуссионные вопросы современной экономики. При этом авторы оставляют многие из актуальных проблем экономики читателю для самостоятельного осмысления. Наш «Курс экономической теории» — это открытая книга для любознательного читателя. Учебное пособие выпускается издательством «Дело и Сервис» в серии «Учебники МГУ», которая включает учебно-методические комплексы по микроэкономике, макроэкономике, международной экономике, математическим методам исследования экономики. Эта серия учебных пособий позволяет осуществлять преподавание и изучение современной экономики и экономической теории. В учебном пособии использован широкий круг источников. Статистическая составляющая книги базируется на данных официальных изданий Государственного комитета Российской Федерации по статистике, опубликованных на момент подготовки рукописи к печати. Подготовка «Курса экономической теории» — результат длительной и систематической работы коллектива авторов по исследованию проблемы методологии экономической теории, обобщению практического опыта развития России и других государств, а также преподавания в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, на международных программах различного уровня. Исходя из развиваемого нами подхода к содержанию экономической теории, к особенностям ее преподавания в современных условиях, в «Курсе экономической теории» мы стремились реализовать следующие принципы. |
Loading
|