Центральный Дом Знаний - Алкман

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алкман

Алкман (Alkman), древнегреческий поэт 2-й половины 7 в. до н. э. Жил в Спарте. Автор парфениев (один из них найден в 1855) — «девичьих песен», где в рамки мифа включалась похвала участницам культовых состязаний девичьих хоров. От гимнов богам, эпиталамий А. сохранились лишь фрагменты, один из которых послужил основой стихов И. В. Гёте («Uber alien Gipfein ist Ruh») и М.Ю.Лермонтова («Горные вершины»).

Соч.: [фрагменты], в кн.: Poetae melici graeci, ed. D. Page, Oxf., 1962; в рус. пер. — в кн.: Эллинские поэты, в переводах В. В. Вересаева, [М., 1963].

Лит.: Ярхо В., Полонская К., Античная лирика, М., 1967.


Алкма́н (др.-греч. Ἀλκμάν, 2-я пол. VII в. до н. э.), древнегреч. поэт, представитель хоровой лирики. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. 

А. жил и работал в Спарте в период после 2-й Мессенской войны. О происхождении А. споры велись уже в древности. Антипатр Фессалонийский писал, что «у поэтов множество матерей», и что Европа и Азия обе претендовали быть родиной А.

По традиции А. родился в спартанской Мессе; по утверждению Суды, А. происходил из Сард в Лидии. Утверждение Суды представляется более вероятным, так как 1) в текстах А. прослеживается большое влияние лидийской традиции и культуры; 2) А. сам замечает, что перенял свое поэтическое мастерство у «кудахтающей куропатки» (κακκᾰβίζων), которая встречается в Малой Азии и в Греции неизвестна; 3) сохранился отрывок (как считается, обращение девичьего хора к А.), где утверждается, что А. «не был ни деревенщиной-простаком, ни фессалийцем, ни пастухом-эризихийцем», но родом «из Сард высоких»; 4) Аристотель сообщает, что А. приехал в Спарту как раб в семье Агесидов (или Агесидамов), которыми впоследствии был освобожден за свое поэтическое мастерство.

Почти достоверно, что А. происходил от родителей-рабов; упоминается также имя его отца, Дамас или Титар. Аристотель также сообщает, что умер А. от педикулеза (хотя мог спутать А. с философом Алкмеоном Кротонским). Павсаний сообщает, что могила А. находилась в Спарте рядом с могилой Елены Троянской.

А. — первый известный по сохранившимся фрагментам поэт, писавший песни для хора. В Спарте, где особенно почитались Аполлон и богиня-девственница Артемида девичьи хоры были особенно распространены. Для них помимо текстов А. создавал мелодии и разрабатывал танцевальные движения.

Корпус текстов А., собранный александрийскими филологами, составлял 6 книг (ок. 60 произведений). Все эти тексты были утеряны с началом Средневековья; до 1855 А. был известен только по цитатам у греческих авторов. В 1855 в захоронении у второй пирамиды в Саккаре был найден первый папирус, содержащий подлинный текст. На папирусе (который хранится в Лувре) сохранилось ок. 100 строк парфения — «девичьей песни», предназначенной для исполнения хором девушек. В 1960-е годы в Оксиринхе в раскопках скоплений древнего мусора были найдены новые папирусы с подлинными текстами А.; почти все они являются также отрывками парфениев.

А. писал преимущественно пеаны (гимны богам), проомии (вступления к эпическим декламациям) и парфении (песни для хоров девушек). Из сохранившихся фрагментов (которые с трудом поддаются категоризации), наибольшее значение представляют отрывки из пеанов Зевсу Пифийскому, Кастору и Полидевку, Гере, Аполлону, Артемиде, Афродите; отрывок из 1-го парфения.

Парфений отличался от гипорхемы отсутствием экспрессивной мимики и быстрого танца, был ближе к торжественно-процессуальному просодию, оставаясь более грациозным. Фрагмент сохранившегося парфения насчитывает 101 строку (семь строф по 14 стихов, 30 из которых серьезно повреждены). Парфений был написан к чествованию Артемиды Орфии.

Текст сложен из отдельных частей, связанных между собой формулами, определяющими конец одного и начало другого сюжета: 1) прославление древних героев Спарты братьев Диоскуров, затем сыновей Гиппокоонта, убитых Гераклом; 2) размышления о могуществе богов и бренности человеческой жизни, вытекающие из этого моральные предписания; 3) прославление самого хора, который исполнял парфений, его руководительницы и отдельных участниц, которые исполняли танец. Интонация сохранившейся части парфения камерная, свободная; описание девушек изящно и деликатно, не лишено юмора.

А. также писал гипофегматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни), эпиталамии (свадебные песни), сколии (застольные песни). Тексты А. отличаются непринужденностью, отсутствием характерной для Спарты строгости; легки и подвижны сами размеры.

А., возможно, также писал хоры для мальчиков. Афиней приводит сообщение спартанского историка II в. до н. э. Сосибия о том, что песни А. исполнялись во время гимнопедий: «У ведущих хоров на голове тирейские короны, в память о победы на Тирейских празднествах, на которых они также справляют гимнопедии. Всего хоров три — впереди хор мальчиков, справа хор стариков, слева хор мужчин; они танцуют, обнаженные, исполняя песни Талета, А. и пеаны Дионисидота Лаконца».

Сохранившиеся фрагменты в основном делятся на строфы большого размера; используются стихи различных метров, по 9—14 стихов в строфе. Чаще всего А. использует гекзаметр и тетраметр; характерная для А. двустрочная система из дактилического гекзаметра и дактилического тетраметра получила название Алкмановой строфы. Метрические нововведения А. очень важны; он употребляет не только все метры, которые использовались до него — гекзаметр, ямб, хорей, амфимакр, но вводит напр. бакхий (краткий и два долгих). В своем разнообразии метрики А. стал образцом для позднейших поэтов.

Павсаний сообщает, что хотя А. писал на дорийском диалекте, который отличался известной неблагозвучностью, диалект ни в коем случае не портит прелести его песен. Дорийский диалект имеет в первую очередь орфографические особенности; напр. α = η, ω = ου, η = ει, σ = θ, отличается акцентуацией; однако неясно, присутствовали эти особенности в исконных текстах А., или были добавлены позже при копировании его текстов, для удобства исполнителей. Возможно, тексты были обработаны в Александрии, грамматики которой таким образом приводили текст к современному им дорийскому диалекту.

Аполлоний Дискол сообщает, что А. писал на эолийском диалекте. Утверждения Аполлония основано на факте употребления А. омдигаммы, и также таких не-дорийских элементов так σδ = ζ, -οισα = -ουσα; но в первом случае дигамма все-таки использовалась и в дорийском диалекте, во втором подобные элементы были известны у многих пост-гомеровских лириков.

Английский филолог Денис Пейдж делает следующие выводы о подлинном языке А.: 1) подлинным диалектом сохранившихся фрагментов А. преобладающе является лаконское просторечье; 2) очевидных свидетельств присутствия чужих диалектов нет; 3) из чужих не-лаконских особенностей присутствуют только эпические элементы; они представлены бессистемно и встречаются главным образом во фрагментах, где метр и тема заимствованы из эпической традиции.

Датский филолог Джордж Хиндж утверждает обратное: А. писал на дорийском диалекте (на «общем языке поэзии»), но песни, будучи предназначены для исполнения спартанцами, были переписаны в соответствии с нормами лаконской акцентуации и орфографии в III в. до н. э.

По просодическому, мофонологическому и фразеологическому анализу текстов, А. более всего близок к дорийской гомеровской традиции.

Независимо от темы, тексты А. отличает ясный, легкий, очаровательный тон, что постоянно упоминают античные комментаторы. Присутствуют детальные описания обрядов и религиозных празднеств (контекст большинства таких деталей восстановить сегодня не удается).

Язык А. богат визуальными образами. Он создает прекрасные метафоры, называя напр. морскую пену «цветком волны», поросшие лесом горы — «грудью темной ночи» и т. п. А.у принадлежит первая в своем роде картина тишины вечера; известный фрагмент (названный в наше время «ноктюрном») описывает глубокий покой природы после наступления ночи.

Темы лирики А. разнообразны; он обращается к Музам с просьбой «зачать прелестную песню» и «зажечь покоряющей страстью» гимн, указывая, что мелодию и слова он заимствовал у куропаток. Он увещевает свое сердце беречься Эрота, который «бешеный дурачится, как мальчик» и «милостью Киприды нисходит вновь, согревая сердце»; выражает свое восхищение: «Между дев, что на свет солнца глядят, вряд ли, я думаю, // Будет в мире когда хоть бы одна дева столь мудрая» и т. п. Эротики А. в древности высоко ценились.

Такому поэтическому настроению у А. в то же время сопутствует настоящий натурализм, когда он напр. хвалит свою простую пищу и заявляет о невозможности наесться досыта. А. ценит «железный меч не выше прекрасной игры на кифаре»; не чужд пессимизму: «И нить тонка, и жестока Ананке!».

В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему был установлен памятник. В эллинистической Александрии его чтили и изучали, включив в канонический список Девяти лириков. А. считают одним из основателей поэзии — он обрабатывал импровизированные песнопения, происходящие из древней музыкально-танцевальной традиции, войдя в число тех, кто трансформировал культуру музыкально-танцевальную в культуру собственно поэтическую. Прославление в гимнах А. простых людей наряду с богами и героями является характерным нововведением, свидетельствующим о прогрессе светской поэзии, возникшей в недрах религиозной песенной культуры.


АЛКМАН — древнегреческий поэт 7 в. до н. э. Расцвет творчества А. относится к 70-м и 60-м гг. этого века. А. — уроженец лидийского города Сард, переселившийся затем в Спарту. Основной жанр поэ­зии А. — девичьи хоры (парфении). А. сочинял так­же гимны и застольные песни. Из произведений А. сохранилось лишь ок. 30 небольших фрагментов; в однЬм из них описывается ночной покой приро­ды. Гёте дал вольный перевод этого отрывка, а на русском языке его передал Лермонтов («Горные вер­шины спят во тьме вочной...»). А. писал самыми раз­нообразными размерами, но название строфы А. ут­вердилось за трёхчленной строфой, состоящей из двух дактилических стихов и одного ямбического эпода.

Лит.: Вересаев В. В., Полное собрание сочине­ний, т. 10—Эллинские поэты, М., 1929; Bergt 'Г h.Poetae lyrlcl graeci. ed.Lipsiae, 1900; Diehl E., Ant- hologia lyrica graeca, v. 2, 2 ed., [Lipsiae), 1942; Bo- wra C., Greek lyric poetry from Acm an, Oxford, 1936.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24