Центральный Дом Знаний - Козырев А. Н. , Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственнос

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Козырев А. Н. , Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственнос

Козырев А. Н. , Макаров В. Л. 
pic

Год выпуска: 2003
Издательство: Интерреклама
Серия: Национальный фонд подготовки кадров
ISBN: 5-8137-0095-1
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 352
Язык: Русский

Учебное пособие «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» восполняет пробел в учебной литературе на русском языке по оценке стоимости в одной из самых сложных и интересных областей. Отличительной особенностью данного пособия является современность в лучшем смысле этого слова. В нем можно найти изложение не только относительно хорошо известныхметодов оценки на основе доходного, сравнительного и затратного подходов, но и совсем новых подходов к оценке патентов и патентных заявок на основе теории цен на опционы. Значительное внимание уделяется также новой парадигме оценки нематериальных активов и бизнеса в новой экономике, связанной с понятием «интеллектуальный капитал». Пособие содержит достаточно большой набор конкретных примеров из российской и зарубежной практики оценки. Оно будет полезнопрофессиональным оценщикам, патентным поверенным и всем, кто интересуется вопросами оценки интеллектуальной собственности. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ.......................................................12

1.1. Основные понятия, термины, объекты оценки...............................12

Интеллектуальная собственность (исключительные права)..............13

Нематериальные активы......................................................................16

Бухгалтерское понимание НМА..........................................................16

Понятие НМА в оценочной деятельности..........................................18

Понятие НМА в налоговом законодательстве....................................18

Ноу-хау и информационные ресурсы..................................................20

Деловая репутация юридического лица и goodwill.............................24

Товарные знаки и репутации...............................................................27

Брэнды...................................................................................................29

Интеллектуальный капитал.................................................................33

Мягкая инфраструктура рынка............................................................34

1.2. Соотношение оценки ИС c профессиональной оценкой.................34

1.2.1. Оценка ИС и НМА при корпоративных трансакциях..............37

Обязательная оценка............................................................................37

Оценка для собственников...................................................................39

Расширение бизнеса на основе франшизы

(коммерческой концессии) ..................................................................39

1.2.2. Оценка патентов и лицензий для продажи................................41

Стороны в лицензионном договоре и переговорах ............................41

Виды и размеры лицензионных платежей..........................................42

Расчет ставки роялти ............................................................................44

1.2.3. Оценка ущерба при нарушении исключительных прав............44

Оценка ущерба, причиняемого пиратами в области

авторского права и смежных прав

(аудио-, видео-, программное обеспечение).......................................45

Оценка ущерба при нарушении права промышленной

собственности .......................................................................................45

Стандартизация подходов к оценке ущерба........................................46

1.2.4. Объекты и цели оценки, типы стоимости..................................46

Объекты оценки....................................................................................46

Типы стоимости....................................................................................49

Примеры ситуаций, когда требуется стоимостная оценка ИС .............................................................................................51

1.2.5. Экономические показатели, используемые

при оценке ИС...................................................................................... 54

Общие принципы оценки. Теорема ММ ............................................ 54

Денежный поток и прибыль после налогообложения........................ 55

Прибыль до выплаты процентов и налогообложения........................ 55

Обоснованная ставка роялти ............................................................... 56

Нефинансовые показатели................................................................... 56

1.3. Организация оценки ИС и общие требования к ее проведению.........58

1.3.1. Организации профессиональных оценщиков

и стандарты оценки..............................................................................58

1.3.2. Стандарты оценки ИС и НМА, методические рекомендации.....60

1.3.3. Требования к оценке, зависимость оценки от цели.................61

Литература ..........................................................................................64

ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЙ И ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОДЫ

К ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.......................................65

2.1. Использование отраслевых стандартов

для стоимостной оценки ...................................................................... 65

2.1.1. Концепция и ограничения применимости

отраслевых стандартов.......................................................................... 65

2.1.2. Источники данных для отраслевого стандарта..........................68

Общее представление об источниках отраслевых стандартов ........... 71

Инициативные обзоры......................................................................... 73

Таблицы экспертных суждений........................................................... 77

Судебные дела как источник отраслевых стандартов......................... 81

Прейскуранты как источник отраслевых стандартов......................... 82

Собственная база данных — развивающийся

отраслевой стандарт.............................................................................. 85

2.1.3. Заключительные наблюдения и предостережения....................86

2.2. Метод Рейтинга/ранжирования......................................................86

2.2.1. Что дает Рейтинг/ранжирование и почему

оно полезно?.........................................................................................86

Критерии оценки в баллах ...................................................................89

Система оценки в баллах......................................................................89

Шкалы оценки в баллах.......................................................................91

Весовые коэффициенты.......................................................................92

Решающая Таблица ..............................................................................92

2.2.2. Разработка критериев для использования

Рейтинга/ранжирования......................................................................94

2.2.3. Примеры применения метода Рейтинга/ранжирования..........99

2.2.4. Проблемы интерпретации. От оценки в баллах

к стоимости.........................................................................................101

2.2.5. Заключительные замечания......................................................103

2.3. Правила Бегунка для определения

стоимостной оценки .............................................................................104

2.3.1. Основы правил Бегунка............................................................105

Как «Собственный капитал Сделки» определен

правилами Бегунка?............................................................................105

Практическое применение Правила 25 процентов...........................107

Вариант Правила 25 процентов с экономией затрат.........................108

Перспективы Правила 25 процентов.................................................113

Вариант Правила 25 процентов для распределения дополнительного дохода (прибыли) ..................................................114

2.3.2. Примеры применения Правила 25 процентов

к лицензированию с дополнительной прибылью.............................117

Применение Правила 25 процентов к конкретным

компаниям...........................................................................................119

Следует ли использовать только среднее значение?.........................122

Анализ доходности эталонной категории..........................................122

Дальнейшее усовершенствование эталонных категорий .................126

Использование доходности конкретных компаний

для Правила 25 процентов..................................................................127

Анализ однопродуктовой компании

(компании «чистой игры»).................................................................130

Использование оценки, восходящей из Отчета

о прибылях и убытках.........................................................................131

Другие процентные правила...............................................................133

2.3.3. Итоговые выводы по использованию

Правила 25 процентов........................................................................134

2.4. Несостоятельность затратного подхода........................................135

Литература ........................................................................................138

ГЛАВА 3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ..........................................................139

3.1. Основные методы доходного подхода...........................................139

3.2. Оценка актива, приносящего стабильную прибыль ......................141

3.2.1. Формализация процедуры прямой капитализации.................141

3.2.2. Рекомендуемая последовательность действий........................144

3.2.3. Пример расчета..........................................................................144

3.3. Метод освобождения от роялти

с дисконтированием прибыли...............................................................146

3.4. Стоимость нематериального актива в использовании...................150

3.5. Определение инвестиционной стоимости

портфеля прав ......................................................................................153

Литература ........................................................................................155

ГЛАВА 4. УЧЕТ РИСКОВ, ВЫБОР СТАВКИ

ДИСКОНТИРОВАНИЯ...........................................................................156

4.1. Ставка дисконтирования и учет факторов риска..........................156

4.2. Расчет ставки дисконта.................................................................159

4.3. Выбор безрисковой ставки............................................................163

4.4. Подход от общего профиля бизнеса..............................................164

Возмещение затрат на НИОКР..........................................................164

Сравнение с затратным подходом......................................................165

Литература ........................................................................................166

ГЛАВА 5. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ОПЦИОНОВ ПРИ ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ..........................................................167

5.1. Методы оценки на основе опционов..............................................167

5.1.1. Простейший пример.................................................................168

5.1.2. Введение в теорию ценообразования на опционы..................173

Стоимость европейского колл опциона на момент

исполнения..........................................................................................174

Стоимость европейского пут опциона на момент

исполнения..........................................................................................174

5.1.3. Продвинутые методы оценки опционов..................................175

Биноминальная модель......................................................................176

Модель Блэка-Шольца.......................................................................178

Реальные опционы..............................................................................179

5.2. Оценка патентов и патентных заявок...........................................181

5.2.1. Патенты и патентные заявки как объекты

стоимостной оценки...........................................................................182

5.2.2. Обзор методов............................................................................189

Затратные методы — учет исторических затрат.................................191

Рыночные методы — учет конъюнктуры рынка................................191

Доходные методы — учет будущей стоимости...................................193

Методы на основе анализа DCF — учет Времени и

Неопределенности..............................................................................194

Метод, основанный на DTA, — учет гибкости..................................196

Методы оценки на основе опционов (OPT) -

учет изменяющегося риска.................................................................197

5.2.3. Патенты как реальные опционы,

проблемы и решения ..........................................................................199

Отличия от финансовых опционов....................................................199

Эконометрические методы стоимостной оценки патентов .............203

Ценообразование на опционы и стоимостные оценки патентов.....207

5.3. Проблемы и перспективы практического применения

методов, основанных на оценке опциона .............................................209

5.3.1. Проблемы...................................................................................209

5.3.2. Практические шаги...................................................................211

5.3.3. Оценка товарных знаков с использованием опционов...........213

Товарный знак как американский опцион .......................................213

Пример оценки товарных знаков Евро-Нова...................................213

Литература ........................................................................................214

ГЛАВА 6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И

ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ ..................................................................................215

6.1. Понятие интеллектуального капитала и его структуры...............215

6.1.1. Отчеты об интеллектуальном капитале

(опыт северной Европы).....................................................................216

6.1.2 Человеческий капитал ..............................................................220

6.1.3. Структурный капитал, включая

интеллектуальную собственность......................................................222

6.1.4. Рыночный (клиентский) капитал.............................................222

6.1.5. Примеры....................................................................................223

Альянс бизнесов..................................................................................224

Отсутствие рыночного капитала - причина неудачи ........................224

Брэнд не по росту................................................................................225

Пример, показывающий алгебраические свойства знаний..............225

Обесценение знаний по мере их накопления ...................................227

6.2.Основные подходы к оценке интеллектуального капитала.............229

6.2.1. Эконометрическая оценка неосязаемого капитала.................229

6.2.2. Прямые методы оценки интеллектуального капитала............232

Оценка изобретений в СССР .............................................................233

Оценка патентов на основе патентной информации........................234

Сравнение подходов ...........................................................................236

6.2.3. Оценка бизнеса, основанного на знаниях...............................237

6.3. Институты.....................................................................................240

6.3.1. Законодательство.......................................................................240

Законодательство об интеллектуальной собственности...................241

Информационное законодательство .................................................242

Законодательство о конкуренции и договорное право.....................242

6.3.2. Учет нематериальных активов..................................................243

Учет нематериальных активов согласно

международному стандарту................................................................243

Положение о бухгалтерском учете (ПБУ-14/2000)...........................247

Перспектива большей прозрачности.................................................251

6.3.3. Институт профессиональной оценки.......................................252

Оценка нематериальных активов по международным

стандартам...........................................................................................252

Оценка нематериальных активов

по европейским стандартам ...............................................................253

Подчиненность стандартов оценки ...................................................255

Литература ........................................................................................256

ГЛАВА 7. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ИСИ НМА.......................................258

7.1. Особенности спроса на услуги по оценке ИС и НМА...................258

7.1.1. История вопроса........................................................................258

7.1.2. Спрос на оценку ИС и НМА, стимулируемый

законом................................................................................................261

7.1.3. Спрос на оценку ИС и НМА для собственных

нужд предприятий...............................................................................264

7.2. Инвестиционная стоимость портфеля прав

при реализации проекта .......................................................................264

7.2.1. Пример 1. Инновационный проект «Вита»..............................265

Общее описание проекта «Вита»........................................................265

Оценка портфеля прав при завершении проекта «Вита» .................270

Оценка прав ИС на первой стадии проекта «Вита» ..........................274

7.2.2. Пример 2. Инновационный проект «Кузя»..............................275

Необходимость трех стадий реализации проекта..............................275

Портфель прав ИС в проекте «Кузя».................................................275

Оценка вкладов в начале проекта «Кузя» ..........................................282

7.3. Оценка ущерба при нарушении исключительных прав.................283

7.3.1 Подходы к оценке ущерба..........................................................284

Сбор и анализ информации ...............................................................284

Общие принципы определения ущерба ............................................285

Торговля правами как вид бизнеса....................................................289

Лицензионные платежи и авансовые выплаты.................................291

Правовые тонкости.............................................................................292

7.3.2. Оценка ущерба в судебном разбирательстве............................294

Ущерб, причиненный компании ABS Records..................................295

Оценка ущерба, причиненного компании BMG..............................298

Ущерб, причиненный фирме грамзаписи ILIF.................................300

Ущерб, причиненный студии NOINU...............................................302

Ущерб, причиненный компании ABS Music Publishing....................303

7.4. Оценка товарных знаков...............................................................308

Знаки водок.........................................................................................308

Товарные знаки металлургических комбинатов...............................312

Комплект товарных знаков Евро-Нова.............................................313

7.5. Особенности оценки результатов интеллектуальной деятельности, полученных при финансировании

из бюджета или общественных фондов................................................315

7.5.1. Правовые последствия бюджетного

финансирования.................................................................................315

7.5.2. Права на конструкторскую документацию, как на совокупность текстовых и графических

документов. Разбор примеров............................................................317

Литература .........................................................................................323

Приложение 1......................................................................................324

Приложение 2......................................................................................328

Анализ эластичности спроса на CD-альбомы...................................328

Насыщенность страны проигрывателями.........................................328

Уровень «пиратства» и % «пиратских» CD-альбомов.......................334

Потребление компакт-дисков............................................................338

Обзор данных по другим странам ......................................................341

Выводы ................................................................................................342

Приложение 3......................................................................................344

Планы семинарских занятий по курсу «Оценка интеллектуальной

собственности и нематериальных активов»......................................344

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ОЦЕНКИ.............................................................................................344

Литература.........................................................................................344

Тема 2. РЫНОЧНЫЙ И ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОДЫ

К ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ...............................345

Литература.........................................................................................345

Тема 3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ....................................................346

Литература.........................................................................................346

Тема 4. УЧЕТ РИСКОВ, ВЫБОР СТАВКИ

ДИСКОНТИРОВАНИЯ....................................................................347

Литература.........................................................................................347

Тема 5. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ОПЦИОНОВ

ПРИ ОЦЕНКЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.........................347

Литература.........................................................................................347

Тема 6. МЕТОДЫ ПРЯМОГО ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА...........................................348

Литература.........................................................................................348

Тема 7. ПРАКТИКА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................349

Литература.........................................................................................350

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24