|
АлогизмАлогизм (от греч. а — отрицательная частица и logísmós — разум, рассудок), 1) в философии ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. Часто А. бывает скрыт формальной правильностью высказывания. Например, опровергнутое В. И. Лениным умозаключение меньшевиков о Революции 1905—07: если революция буржуазная, то её гегемоном должна быть буржуазия, а не пролетариат. А. может быть обнаружен только конкретно-диалектическим анализом отражённой в рассуждении действительности, ибо чисто формально-логический анализ высказывания не вскроет его А. Именно диалектический анализ позволил В. И. Ленину сделать вывод о неизбежности гегемонии пролетариата в буржуазной революции в России. Диалектический подход в логике позволяет обнаруживать А. и в правильно построенном высказывании и открывать логическую последовательность хода мысли, отражающего закономерность в «нелогичности» самой жизни (Ленин В. И.). С конца 19 в. в некоторых интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как основополагающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания, утверждается непосредственное интуитивное постижение истины. См. Интуитивизм, Математический интуиционизм. Лит.: Ленин В. И., О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30; Асмус В. Ф., Логика, [М.] 1947; его же. Проблема интуиции в философии и математике, М., 1936.
Алоги́зм (алоги́чность; от др.-греч. а — отрицательная частица и др.-греч. logísmós — разум, рассудок), нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике. В философии под А. понимают не только логическую ошибку, но и отрицание логического мышления и логики как средства достижения истины, как основополагающий принцип. К философским учениям и направлениям, существенной стороной которых является А., относят иррационализм, мистицизм, фидеизм, интуитивизм, интуиционизм. В качестве средства познания в этих теориях предлагаются интуиция как непосредственное интуитивное постижение истины, вера или откровение. При этом А. применяется как принцип не только в сфереэпистемологии или логики, но и в сфере эстетики и философии математики (проблема обоснования математики и познания в математике). В марксизме-ленинизме А. называлось рассуждение, которое не согласуется с законами формальной логики, хотя и согласуется с логикой диалектической, как утверждалось, более гибкой, чем формальная. А. объявлялось формально правильное высказывание, которое не соответствует действительности: А. может быть обнаружен только конкретно-диалектическим анализом отражённой в рассуждении действительности, ибо чисто формально-логический анализ высказывания не вскроет его А. В поэтике под А. понимается литературный приём (стилистическая фигура) - нарушение логической связи в литературной речи. А. тесно связан с абсурдом и нонсенсом. Разновидностями А. являются: несоответствие синтаксической и смысловой структуры речи; нарушение логической связи (логический разрыв) между речевыми оборотами, фразами, репликами, отдельными частями диалога; противопоставление предметов и свойств, не заключающих в себе ничего противоположного, или сопоставление предметов и свойств, лишённых всякого сходства; мнимое абсурдное умозаключение; разрушение причинных связей; движение речи по случайным ассоциациям; бессодержательное или бессмысленное высказывание.
Иван Иванович
несколько боязливого характера. У Ивана
Никифоровича, напротив того, шаровары
в таких широких складках… (Н. В.
Гоголь.) А. часто применяется для создания комического эффекта, связан с установкой на иронию, гротеск, иррациональное. Комический эффект алогизмов используется в фольклоре(народные загадки), в произведениях сатириков (Н. В. Гоголя, басни и афоризмы Козьмы Пруткова), в весёлых стихах для детей (К. И. Чуковский, Д. И. Хармс и др.). Использование А. для показа алогичности и и иррациональности действительности характерно для творчества того же Гоголя, Лотреамона, Ф. Кафки, сюрреалистов, обэриутов, для театра абсурда. |
Loading
|