|
Алпатов Михаил ВладимировичАлпатов Михаил Владимирович [р. 27.11(10.12).1902, Москва], советский историк искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Московском университете (1919 — 21). Преподаёт с 1925 (во Вхутемасе, Вхутеине, в Московском институте философии, литературы и истории, в МГУ), с 1943 — профессор Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Основные труды, посвященные проблемам истории русского и зарубежного искусства, отличаются живостью изложения, яркостью анализа художественных произведений, широтой историко-культурных аналогий. Награжден орденом Ленина и медалью. Соч.: Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.— Л., 1939; Всеобщая история искусств, т. 1—3, М.—Л., 1948—55; Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество, М., 1956; Этюды по истории западноевропейского искусства, М.—Л., 1939, 2 изд., М., 1963; Этюды по истории русского искусства, т. 1—2, М., 1967. АЛПАТОВ, Михаил Владимирович (р. 1902) — русский советский историк изобразительного искусства. Профессор, доктор искусствоведческих наук. Начал свою научную деятельность, как историк древнерусской и византийской живописи. Обратившись к изучению западно-европейского искусства, А. написал работу «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939), исследующую зарождение реализма в итал. живописи13—14вв. В период Велякой Отечественной войны им был написан ряд очерков о русских художниках — «Андрей Рублев» (1943), «Исаак Ильич Левитан» (1945) и др. В последние годы работает над многотомной «Всеобщей историей искусств» (т. I, 1948). Исследования А. насыщены богатым историко-художественным материалом, но не свободны от влиянай идеалистического бурж. искусствознания. Алпа́тов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же), росс. искусствовед. Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР(1974). А. — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В. А. Капустина— историка подмосковного села Леоново и внук О. А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова. Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова. Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919—1921); в числе его педагогов — Б. Р. Виппери А. Г. Габричевский. В 1921—1923 гг. Алпатов работал в Музее изобразительных искусств; в 1923—1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939). С 1943 года профессор Московского художественного института имени И. В. Сурикова. Среди его учеников — известный современный художник Илья Кабаков. Наиболее известным трудом А. является трёхтомная «Всеобщая история искусств». (М. — Л., 1948—1955), до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов А. был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции. Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого «этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода А., во многом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра и Д. В. Айналова. Труды А. снискали известность не только в СССР, но и за рубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира. Лекции А. привлекали большой интерес студенческой аудитории, в том числе и в последний период его жизни, после перенесённой тяжелой болезни. Вот как отзывался об этих лекциях известный художник Элий Белютин: Михаил Владимирович Алпатов строил каждую лекцию как ряд определенных эмоциональных образов, соответствующим образом настраивался и ни в чем не изменял единожды взятой тональности. Это был мир того художника или художественной школы, о которых он говорил. Кроме того, А. сочинял стихи (в традициях Серебряного века), рисовал, преимущественно пастелью (в стиле, близком манере Анри Матисса), писал литературоведческие статьи и оставил интересные воспоминания. Большой интерес представляет его переписка с пианисткой Марией Юдиной и филологом Наумом Берковским. Избранные труды:
|
Loading
|