Центральный Дом Знаний - Алпатов Михаил Владимирович

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алпатов Михаил Владимирович

Алпатов Михаил Владимирович [р. 27.11(10.12).1902, Москва], советский историк искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Московском университете (1919 — 21). Преподаёт с 1925 (во Вхутемасе, Вхутеине, в Московском институте философии, литературы и истории, в МГУ), с 1943 — профессор Московского художественного института им. В. И. Сурикова. Основные труды, посвященные проблемам истории русского и зарубежного искусства, отличаются живостью изложения, яркостью анализа художественных произведений, широтой историко-культурных аналогий. Награжден орденом Ленина и медалью.

Соч.: Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.— Л., 1939; Всеобщая история искусств, т. 1—3, М.—Л., 1948—55; Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество, М., 1956; Этюды по истории западноевропейского искусства, М.—Л., 1939, 2 изд., М., 1963; Этюды по истории русского искусства, т. 1—2, М., 1967.


АЛПАТОВ, Михаил Владимирович (р. 1902) — русский советский историк изобразительного ис­кусства. Профессор, доктор искусствоведческих наук. Начал свою научную деятельность, как исто­рик древнерусской и византийской живописи. Обра­тившись к изучению западно-европейского искус­ства, А. написал работу «Итальянское искусство эпо­хи Данте и Джотто» (1939), исследующую зарож­дение реализма в итал. живописи13—14вв. В период Велякой Отечественной войны им был написан ряд очерков о русских художниках — «Андрей Рублев» (1943), «Исаак Ильич Левитан» (1945) и др. В по­следние годы работает над многотомной «Всеобщей историей искусств» (т. I, 1948). Исследования А. насыщены богатым историко-художественным мате­риалом, но не свободны от влиянай идеалистиче­ского бурж. искусствознания.


Алпа́тов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же), росс. искусствовед.

Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР(1974). 

А. — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В. А. Капустина— историка подмосковного села Леоново и внук О. А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова. Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова.

Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919—1921); в числе его педагогов — Б. Р. Виппери А. Г. Габричевский. В 1921—1923 гг. Алпатов работал в Музее изобразительных искусств; в 1923—1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).

С 1943 года профессор Московского художественного института имени И. В. Сурикова. Среди его учеников — известный современный художник Илья Кабаков. 

Наиболее известным трудом А. является трёхтомная «Всеобщая история искусств». (М. — Л., 1948—1955), до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов А. был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции.

Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого «этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода А., во многом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра и Д. В. Айналова. Труды А. снискали известность не только в СССР, но и за рубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира.

Лекции А. привлекали большой интерес студенческой аудитории, в том числе и в последний период его жизни, после перенесённой тяжелой болезни. Вот как отзывался об этих лекциях известный художник Элий Белютин:

Михаил Владимирович Алпатов строил каждую лекцию как ряд определенных эмоциональных образов, соответствующим образом настраивался и ни в чем не изменял единожды взятой тональности. Это был мир того художника или художественной школы, о которых он говорил.

Кроме того, А. сочинял стихи (в традициях Серебряного века), рисовал, преимущественно пастелью (в стиле, близком манере Анри Матисса), писал литературоведческие статьи и оставил интересные воспоминания. Большой интерес представляет его переписка с пианисткой Марией Юдиной и филологом Наумом Берковским.

 Избранные труды:

  • Очерки по истории портрета. М.- Л., 1937.

  • Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.- Л., 1939.

  • Этюды по истории западноевропейского искусства. М.- Л., 1939; 1963.

  • Всеобщая история искусств. Т. 1-3. М.-Л., 1948-55.

  • The Russian Impact on Art. N.Y., 1950 (на русском языке эта книга не публиковалась)

  • Александр Андреевич Иванов. Т. 1-2. М., 1956.

  • Андрей Рублев. М., 1959.

  • Этюды по истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967.

  • Матисс. М., 1969.

  • Андрей Рублев. М., 1972

  • Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

  • Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

  • Феофан Грек. М., 1979, 1984, 1990.

  • Камиль Коро. М., 1984.

  • Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

  • Воспоминания. М., 1994. 

Лит.:

  • Данилова И. Е. Феномен Алпатова // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 473—480.

  • Дудочкин Б. Н. Вехи творческой судьбы // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 481—488.

  • Соколов М. Н. Алпатов Михаил Владимирович // Большая Российская энциклопедия. Т. 1. М., 2005. С. 519.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24