Центральный Дом Знаний - Алтынсарин Ибрай

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алтынсарин Ибрай

Алтынсарин Ибрай (20.10.1841 — 17.7.1889), казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем-казахом. С 1879 инспектор казахских школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для казахского народа, включающую двухклассные училища-интернаты (по одному на уезд) и волостные русско-казахские школы-интернаты (для казахских кочевий). За время деятельности А. в Тургайской области было открыто 4 двухклассных училища (с интернатами для казахских мальчиков), 7 начальных волостных школ, Орская казахская учительская школа, ремесленное училище в Тургае, женская школа-интернат в Иргизе. А. боролся против вековой отсталости и религиозного мракобесия, пропагандировал демократическую русскую литературу, используя педагогический опыт К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. Демократическими и гуманистическими принципами проникнуты его первые учебники («Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», 1879), художественные произведения и переводы для казахских детей. «Киргизская хрестоматия» (1879) составлена на русском алфавите из переводов, басен и рассказов, написанных самим А. на казахском языке. Переводил Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Соч.: Тацдамалы шырармалар, Алматы, 1955; в рус. пер. — Избр. произведения. [Вступ. ст. Б. С. Сулейманова], А.-Д., 1957.

Лит.: Эфиров А. Ф., Ибрай Алтынсарин. Жизнь и педагогич. деятельность, А.-А., 1949; Ситдыков А. С., Педагогич. идеи и просветительная деятельность И. Алтынсарина, 2 изд., А.-А., 1968; Дербисалин А., О лит. наследии И. Алтынсарина, А.-А., 1957; Дербисалин Э., Ыбырай Алтынсарин, Алматы, 1965.


АЛТЫНСАРИН, Ибрай (1841—89) — казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф и фольк­лорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. С 1860 по 1869 был учителем русско-казахской шко­лы в Тургае. С 1879 до конца жизни — инспектор казахских школ б. Тургайской области. Его усили­ями было открыто 7 начальных волостных школ и 4 двухклассных училища для детей-казахов, в т. ч. первые школы для девочек с преподаванием на ка­захском языке; в 1883 в г. Орске открыта казах­ская учительская школа. В своей просветительской деятельности А. пропагандировал демократия, рус­скую литературу, использовал педагогич. опыт К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа.

А. боролся против вековой отсталости и религиоз­ного мракобесия, в сохранении к-рых были заинте­ресованы феодально-байские элементы и царские колонизаторы. А. был убеждённым сторонником содружества русского п казахского пародов, приоб­щения казахов к культуре Пушкина, Крылова, Белинского, Чернышевского. Прогрессивными, демократич. и гуманистич. принципами проникнута работа А. над первыми учебниками («Начальное руководство»), оригинальными художественными произведениями и переводами для казахских де­той. «Киргизская хрестоматия» А. составлена на русском алфавите из переводов и стихотворений, басен и рассказов А., написанных под влиянием русских классиков на отличном казахском языке. Учебники А. содержат научный, художествен­ный, нравоучительный и утилитарно-технический материал с целью разностороннего развития уча­щихся.

Наряду с Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым  А. составляет национальную гордость казахского народа.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24