|
Алунан Адольф ПетровичАлунан Адольф Петрович [29. 9 (11. 10). 1848, Елгава, — 22. 6 (5. 7). 1912, там же], латышский актёр, режиссёр, драматург. С 1866 был актёром в немецких труппах в Дерпте (ныне Тарту), Ревеле (Таллин), Петербурге. Организатор и руководитель (1870—85) Рижского латышского театра (при Рижском латышском обществе) — первого национального театра в Латвии, передвижной труппы в Елгаве (1885—1904). Автор комедий «Доморощенный». (1869 — первая латышская оригинальная пьеса), «Бондарь и его жена» (1872), «Благотворительный базар», (1911), пьес: «Кто пел поздно вечером», «Старшины Лиелпилсской волости» (обе в 1888), «Шесть маленьких барабанщиков» (1890), «Плачет вся моя родня» (1891) и др. Основоположник национального театра, А. воспитал поколение первых латыш, актёров, способствовал формированию реалистического направления в театральном искусстве Латвии. В 80—90-х гг. 19 — начале 20 вв. издавал сатирические календари-альманахи, писал сатиры против реакционной латышской буржуазии, помещиков, духовенства, против «онемечивания» латышской культуры. Автор воспоминаний (изд. 1924). Соч.: Seši mazi bundzinieki, Jelgava, 1890; Musu senči , Jelgava, 1905; Mucinieks un muciniece, Riga,1911; Visi mani radi raud, Jelgava, 1932: Atminas par latviešu teatra izcelšanos, Riga, 1924. Лит.: Latviešu literatüras darbinieki, Riga, 1965. АЛУНАН, Адольф Петрович (1848—1912) — основатель латышского национального театра и основоположник латышской драматургии, заслуживший в народе название «отца театра». Автор многих пьес из жизни латышского народа. На сцене А. выступал с 1866 (играл в Тарту, Нарве, Петербурге). В 1869 стал во главе только что созданного театра при Рижском латышском обществе. А. знакомил латышский народ и с произведениями русской драматургии. В «Ревизоре» Гоголя в 1870 с огромным успехом играл роль Хлестакова. А. написал первое теоретическое исследование о театре на латышском языке. Работая директором, режиссёром и актером театра при Рижском латышском обществе, А. содействовал также развитию художественной самодеятельности. Демократические воззрения Алу- ппна привели его к конфликту с официальными, консервативно настроенными руководителями Рижского латышского общества, и в 1885 Алунан покинул театр, посвятив себя руководству передвижной труппой. Издавал сатирический альманах (80—90-е гг.), писал острые сатиры, направленные против реакционной латышской буржуазии, помещиков и духовенства, против опеме- чоиия. Бытовые народные пьесы А. носят черты национального латышского романтизма. А. воспитал первых профессиональных латышских актёров и положил начало прогрессивному реалистическому нанравлению театра, к-рое вело жестокую борьбу с влиянием реакционного немецкого сентиментализма и псевдоромантизма. От последних не свободно иногда и творчество А. Соч. А.: А 1 u n a n s A., Bagata brute, 4 izd., Jel- gava, 1910; Atininas par latviesu teatra izcelsanos, Riga, 1924; Zobgala kalendars, Jelgava, 1891—1914; IevProjnmi latviesl. Skices un atcerejumi, burtn. 1—2, Jelgava, 1887—- 1890; Ilumorlstlgl-satlriskle sakopotie dzejoji, daja 1—2, Jelgava, 1912—14. Alunanas Adolfas (latv. Ādolfs Alunāns, 1848 m. spalio 11 d. Mintauja – 1912 m. liepos 5 d. ten pat) – latvių dramaturgas, aktorius, režisierius. Latvių nacionalinio teatro pradininkas. Baigė Mintaujos gimnaziją. Nuo 1866 m. vaidino Dorpato, Talino, Peterburgo teatruose. 1870–1885 m. vadovavo Rygos latvių teatrui. Vėliau subūrė pirmąją latvių aktorių trupe, režisavo spektaklius ir vaidino juose. 1896–1904 m. Mintaujoje turėjo savo teatrą ir jam vadovavo. 1869 m. pastatė savo pjesę „Pačių išauklėtas" – tai pirmoji pastatyta originali latviška pjesė. Buitinės tematikos vodevilinėse pjesėse išjuokė dorovines ydas, aklą sekimą vokiečių papročiais. Dar sukūrė apsakymų, eilėraščių, pirmąjį veikalą latvių kalba apie latvių teatrą (1869 m.) 1892—1912 m. redagavo žurnalą „Juokdario kalendorius" (Календар насмешника). Jo vardu pavadintas Jelgavos Adolfo Alūnano teatras. Pjesės
|
Loading
|