Центральный Дом Знаний - Ф.М. Шерер, Д. Росс. Структура отраслевых рынков

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ф.М. Шерер, Д. Росс. Структура отраслевых рынков

Ф.М. Шерер, Д. Росс. 
pic

Год выпуска: 1997
Издательство: Инфра-М
ISBN: 0-395-35714-4 / 5-86225-585-0
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 702
Учебник представляет область экономической теории, которая до сих пор практически неизвестна российским читателям - исследование того, как работают отраслевые рынки. Кроме анализа структур рынка и поведения фирм в учебнике анализируется антимонопольное законодательство стран Европы и США, отношение государства к средним и мелким фирмам, политика национализации и приватизации. Учебник предлагает богатый фактический материал по различным отраслям экономики, который может быть полезен для анализа отраслей вусловиях российской экономики. Учебник принят в качестве базового учебника в ведущих университетах мира - Гарварде (США), Кембридже (Великобритания), Сорбонне (Франция). В России учебник может быть использован для подготовки магистров и бакалавров - на старших курсах вузов, где обучаются специалисты по различным экономическим дисциплинам.  

Введение

Вэтой книге последовательно анализируется область экономики, традиционно известная как организация отрасли (industrial organization), хотя часто, особенно в Европе, вместо термин;! «организация отрасли» используется термин «отраслевая экономика* (industrial economics). «Теория отраслевой организации» — названий любопытное. Оно интересно главным образом тем, что ничто не говорит несведущему о содержании предмета. Эта область экономики мало говорит об организации конкретного промышленного предприятия, хотя существующие курсы в школах бизнеса, иногда с тем же названием, построены на теоретическом базисе именно этого предмета1. Основным объектом теории отраслевой организации является исследование механизма, приводящего производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. Таким организующим механизмом (organizing mechanism) может быть свободный рынок, а изменения и несовершенства в этом организующем механизме могут влиять на прогресс в удовлетворении экономических потребностей.

Любая экономическая система, независимо от того, какими могут быть ее культурные и политические традиции, должна решать, какие продукты предлагать и в каком количестве, как ограниченные ресурсы будут распределены на производство каждого из них и как конечные продукты будут поделены или распределены между различными членами общества. Существуют три альтернативных метода решения этой группы проблем. Во-первых, решения могут быть приняты в соответствии с традициями (traditions). Яркими примерами являются экономическая организация поместий в Ев ропе в феодальную эпоху и кастовая система профессионального отбора в Индии. Второй метод предполагает, что проблемы могут быть решены путем централизованного планирования (centralplanning); например, планирования продукции и затрат в большинстве отраслей бывшего Советского Союза и детальный контроль министерства обороны США за своими подрядчиками. Наконец, существует рыночный (market system) подход, согласно которому потребители и производители действуют в соответствии с ценовыми сигналами, порожденными взаимодействием предложения и спроса на более или менее свободно функционирующих рынках (freely operating markets).

Предмет теории отраслевой организации связан прежде всего с третьим подходом — рыночным. Это не означает, что этот предмет имеет мало общего с другими областями экономической теории, например со сравнительной экономикой, которая специализируется на анализе функционирования централизованно планируемой, смешанно социалистической (hybrid socialist), и традиционной (traditional) экономик. Многие структурные черты хозяйства, которые мы будем здесь анализировать, в такой же степени относятся к централизованно планируемой экономике. Наше понимание процессов, действующих на свободном рынке, может также проясниться при изучении методов размещения ресурсов социалистической и централизованно планируемой экономик. Там, где это целесообразно, мы разграничиваем сферы исследования, оставаясь в рамках рыночного процесса.

Ограничивая объект разумными рамками, мы дополнительно ограничиваем сферу исследования. Мы должны сказать несколько слов также и о функционировании рынка труда, изучение которого является сферой экономистов-трудовиков, и о банковском деле, страховании и других посреднических финансовых отраслях, являющихся предметом исследования финансовых и банковских специалистов. Все же основной акцент будет сделан на исследование состояния обрабатывающих и добывающих отраслей в индустриально развитых экономических системах. Меньше внимания будет уделено оптовой и розничной торговле, услугам, транспорту и сектору так называемых коммунальных услуг. Отраслям обрабатывающей промышленности отводится центральное место отчасти из-за дальнейшего развития разделения труда (так, коммунальные услуги и транспорт часто рассматриваются как самостоятельные отрасли), а отчасти из-за их масштаба и стратегической важности в экономике. В основном наш эмпирический анализ будет проводиться на примере экономики США, хотя часто будут предлагаться сравнения с другими странами, а теории, которые мы будем развивать, применимы ко всем рыночно ориентированным промышленно развитым странам.

Оглавление:

1. Введение..........................................................................1

Предмет и метод анализа отраслевых рыночных структур...................... 2

Исходная парадигма........................................................3

Роль государственной политики................................................... 6

Государственное регулирование.....................................................................8

Антитрестовское регулирование.............;..........:.........................................10

Взаимосвязь анализа и политики.................................................................13

2. Экономика благосостояния: конкуренция

и монополия.............................*...............................15

Определение конкуренции.............................................................15

Аргументы в пользу конкуренции..........................................................18

Политические аргументы.....................................................................:. 18

Эффективность конкурентных рынков..........................................:............19

Неэффективность монопольного ценообразования...................................20

Дополнительные условия и сомнения....................................................27

Проблема второго «наилучшего» решения............................................31

Сомнения относительно правильности гипотезы

максимизации прибыли.......................................................................35

Последствия неопределенности.............................................................35

Сложности организационной структуры.....................................................37

Множественность управленческих целей..........................,......-.4,................ 40

Пределы отклонений от цели максимизации прибыли..............................42

Количественные исследования................................................................44

Выводы..........................................................................................................46

Работающая конкуренция....................................................................46

Заключение....................................^........Г...............................49

3. Структура отрасли..........................................................55

Положение крупнейших корпораций....................................................55

Тенденции изменения уровня совокупной концентрации.........................57

Совокупный уровень концентрации в других странах................................60

Переплетение финансовых и личных связей...............................................62

Изменения в группе крупнейших корпораций............................................64

Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках.......................66

Альтернативные способы описания параметров монополии.....................67

Описание рынка и определение его размеров.............................................69

Общий уровень концентрации продавцов в экономике США...................74

Уровень концентрации и его динамика в обрабатывающей промышленности..........................................................................................76

Сравнения с другими странами....................................................................78

Устойчивость позиции лидеров........................................................81

Диверсификация американских корпораций.........................................82

Вертикальная интеграция в американской

промышленности.................................................................................85

4. Факторы, определяющие структуру рынка.......................94

Эффект масштаба......................................................i.;......................94

Что ограничивает эффект масштаба?...........................................................99

Транспортные издержки............................................................................. 103

Эффект масштаба и вертикальная интеграция.......................................... 105

Измерение соотношения издержек и масштаба производства................. 106

Технологические изменения и рост рынка................................................ 112

Эффект масштаба производства на многих заводах...............„.................. 114

Эффект увеличения стоимости капитала................................................... 119

Эффект крупномасштабных методов стимулирования сбыта.................. 123

Выводы........................................................................................................ 129

Стохастические факторы, определяющие

структуру рынка................................................................................131

Воздействие политики правительств..................................................135

5. Слияния: история, результаты и политика......................149

Общие тенденции в слияниях.............................................................149

Великая волна слияний 1887—1904 гг...........................................,............ 149

Слияния 1916-1929 гг................................................................................. 151

Волна конгломерационных слияний 60-х годов.................152

Волна 80-х годов................„......;..........t....................... 153

Мотивы слияний............................................................... 154

Мотив монополии............................................................. 54

Спекулятивный мотив...................................... ...... 155

Обычный мотив..........................v............................. ................ 156

Что было после слияний: статистика.........с.......................*..........160

Исследования курсовой стоимости акций................................................. 161

Прибыльность до слияния..................................................................... 162

Компании после слияния.......................................................................... 164

Политика США в отношении слияний................................................166

Ранняя антитрестовская политика США................................................... 166

Прецеденты определения границ рынка.............................................. 168

Экономические принципы..........................„............................................. 169

Изменения структуры рынка...................................................................... 174

Другие точки зрения................................................................................... 175

Конгломерационные слияния...............................'..................................... 178

Вертикальные слияния............................................................................... 179

Обеспечение выполнения закона................................................. 179

Поглощения посредством тендеров...................................,______.„,.....,...... 181

Политика в отношении слияний в других странах...............................182

Заключение..................................;..............................л IV.................185

6. Экономические теории олигопольного ценообразования..........................................................193

Олигопольная взаимозависимость...................................................... 193

Теория олигопольного ценообразования: основные элементы................ 194

Предположительные изменения.................1..V.1V............................... 199

Вклад теории игр.............с;;.:..........:..................201

Несовершенная информация и неопределенность................................206

Поведение доминирующей фирмы......................................................211

Выводы............................................................................................216

Дуополия.............................................«....,...,..,..............,......„.....,............... 216

Олигополия с п фирм..............................................,...................................217

Общий случай..............................................................................................218

Дуополия......................................................................................................218

Общий случай (однородные продукты)...................................................219

Дуополия...................................................................................................... 221

Олигополия по Штаккельбергу с п «последователями» .....Г..;::..........221

7. Условия, способствующие координации

олигополии..................................................................228

: ...... .,   ..    Гц ' ■ ■

Открытые и скрытые соглашения....................................................... 228

Проблема соглашения по цене..........'...............*.;...................................*..... 231

Од'        Проблема нарушения соглашений............................................................. 236

Лидерство в ценах.............................................................................239

Сигареты......................................................................................................240

Сталь.............'...............................................................................................241

dt) i       Автомобили.............................и;...................:и...........................................243

Готовые завтраки.................................................».......................................245

Турбогенераторы...................................................................................246

Бензин........................................................:......„........................................247

Оценка.........................................................................................................248

Эвристическое ценообразование как инструмент

координации.....................................................................................249

Фокальные точки и молчаливая координация.....................................252

Потоки заказов, товарно-материальные запасы

и координация в условиях олигополии................................................ 254

й f   Заключение............................:»•••••••.......................«•.................. 257

а) Раздел рынка......................,....................................................................258

б) Организация совместного выпуска.......258

8. Условия, ограничивающие олигопольную

координацию...............................................................268

Распределение продавцов..................................................................268

Неоднородность продукта......................................................... 270

Неоднородность продукции на концентрированных рынках...................272

Координация ценообразования на неоднородную продукцию................273

Стратегические группы..........................................................................„... 274

Динамические следствия структуры издержек....................................274

Отход от жесткой конкуренции..........................................................282

Проблема «больной» отрасли............................'........'......„.........................282

Циклическая конкуренция..........................................................283

Теоретический анализ картелей, стабилизирующих цены........................285

Несколько соображений общего характера...............................................288

Величина и редкость заказов............................................................290

Разрыв между секретными сделками ■...„.

и ответными мерами.......................................................................... 292

Социальная сфера.............................................................................294

Заключение..............................................................................,.......297

9. Антитрестовская политика в отношении

соглашений о фиксировании цен...................................306

Эволюция законодательства в США.................... 306

Особенности закона по существу.............................................^—........... 306

Пограничные случаи...................................................................................310

Дела, оказавшиеся вне антитрестовских законов......................................311

Возмещение и наказание при фиксировании цен.................................313

Антитрестовское законодательство в других странах...........................315

Закон по существу — против правила разумности:

случаи пересмотра............................................................i................320

Олигопольное ценообразование и доктрина

сознательного параллелизма..............................................................323

Лидерство в ценах.....................................................................329

Цены торговых ассоциаций и отчет об издержках...............................330

Заключение......................................................................................333

10. Динамика ценообразования в условиях

монополии и олигополии..............................................340

Замещение и функции долгосрочного спроса.......................................340

Ограничения входа при малых масштабах вторжения.........................344

Простая стратегия лимитирующего ценообразования..............................344

Динамическая модель ценообразования доминирующей фирмы............348

Иные случаи.......................................................................................351

Некоторые примеры...................................................................................352

Другие динамические воздействия на поведение

доминирующей фирмы............................................................................... 356

Ограничения входа на рынок в больших масштабах............................358

Теория конкурентоспособности...................................................„....'........359

Классическое лимитирующее ценообразование.................................361

Рациональное торможение вторжения..................................................364

Несовершенная информация, система сигналов и иррационализм.........367

Торможение на основе подавления конкурентов......................................368

Подавление уже созданных фирм............................................................ 370'

Вывод...........................................................................................................372

Способы вторжения на рынок и его торможения.....................................373

Ограничения входа на основе стратегии размещения

предприятий......................................................................................377

Ограничения входа на основе дифференциации

продуктов..........................................и..................................... 383

Другие динамические факторы, влияющие на цену..............................386

Заключение ............................................................388

11. Структура и результат деятельности рынка: эмпирическая оценка...................................................403

Базовая парадигма............................................................................ 404

Проблемы измерения...........................................,...............407

Доходность...............................................................................к...,.......407

Концентрация.............................................................................................412

Другие объясняющие переменные...................*.....................................413

Межотраслевые исследования...........................................................415

Причинная связь: власть над ценой или эффективность?........................417

Реклама и дифференциация продукции.............................и,................421

Монопольная власть и издержки...............................................................423

Межотраслевые сравнения структуры и цен...................................... 424

Временные ряды............................................................................. 424

Циклические эффекты и тенденции.....{..»!;.......t....................425

Постоянство доходности............................................................................426

Отраслевой анализ....................................................................................427

Выводы.................................................................................428

12. Антитрестовская политика в отношении монопольных рыночных структур....................440

Монополия и монополизация.............................................................440

Появление «правила разумности»......................................................441

Дело компании Alcoa и его последствия..............................................444

Возрождение и упадок.......................................................................449

Дело IBM......................................................................449

Дело AT&T...........:.................................................................................451

Дело производителей готовых завтраков........................о.-..;...............454

Другие судебные дела ФКТ...........................................:......;...л........:........456

Проблема установления цен, препятствующих

конкуренции.....................................................................................458

, Предложения изменить текст Раздела 2

Закона Шермана...............................................................................468

Политика в отношении монопольного положения,

проводимая за рубежом...................................................................... 472

13. Ценовая дискриминация..........................................483

Типичные теоретические ситуации ...t................................................. 484

Виды дискриминации, встречающиеся на практике.............................486

Индивидуальная дискриминация.....................................................486

Групповая дискриминация...................4..................и..;............................ 486

Продуктовая дискриминация.....................................................................487

Воздействие ценовой дискриминации на экономическое

благосостояние.................................................................................488

Воздействия на распределение доходов.....................................................488

Воздействия на экономическую эффективность..............................h........489

Ценовая дискриминация и естественная монополия...............................490

Воздействия ценовой дискриминации на конкуренцию      .............493

Особые проблемы географической ценовой дискриминации..................495

Ценообразование на основе системы базисных пунктов

и конкуренция.............................................................................................498

Пространственное ценообразование и эффективность............................500

Заключение.............................................................................................501

Антитрестовская политика в отношении ценовой

дискриминации.................................................................................501

История развития законодательства..........................................................502

Суть Закона Робинсона—Пэтмана..„.........................................................502

Некоторые толкования статьи 2(a).............................................................504

Аргументы в защиту дискриминаторов...................................................... 506

Оценка.........................................................................................................508

14. Власть покупателя и вертикальное ценообразование.........................................................514

Уровень концентрации покупателей....................................................514

Демонстрация власти покупателей: теоретический аспект..............516

Двусторонняя монополия.......................................................................516

Вертикальная интеграция и эффективность...........:.:.';....:.....;.........:.........518

Вертикальная интеграция как источник монопольной власти.................519

Действие уравновешивающей силы

и потребительские цены.....................................................................522

Чистая теория..........................................................................................523

Двусторонняя олигополия.......................................................................... 523"

Перераспределение выгод..........................................................................526

Статистические данные........................^.......................................... 528

Выводы............................................................................................529

15. Вертикальные ограничения: законодательный

и экономический аспекты...........а...............................536

Теоретический парадокс и его разрешение.................4........................536

Контроль уровня розничных цен в теории и на практике .....»...»ч.........542

Экономические аргументы.........................................................................544

Дальнейшие варианты стратегии...............................................................549

Ограничительный франчайзинг...........»..............................................551

Ограничения покупки, ограничения продажи

и взаимосвязанные продажи..............................................................555

Ограничения покупки.......................................................*,.........................555

Ограничения продажи..............................................i................и...............555

Взаимосвязанные продажи.........................л..........................................556

. Заключение................,.....................,..............................................560

16. Дифференциация продукта, структура рынка

и конкуренция.............................................................565

Реклама: информация и убеждение..................................................566

Поиск, реклама и разброс цен....................................................................567

Реклама, уровень цен и качество....................................... 568

Другие следствия репутации..........................................."............................570

Реклама и новые товары............................'.'..г........................570

Общие последствия..............................................................'......................571

Реклама, имидж и влияние монополии.....Л.*.......«.»...................,,........572

Как возникает имидж лучшего товара......................................................573

Ценовые последствия преимущества имиджа...........................................576

Пример: рынок лекарственных препаратов..................... 578

Роль структуры рынка.......................................................................581

Структура рынка и расходы на рекламу..................................................... 582

Реклама в условиях олигополии.................................................................583

Реклама и концентрация продавцов..............................................,...........585

Реклама, монопольная власть и уровень прибыльности...........................586

Структура рынка и разнообразие продуктов........................................588

Некоторые примеры...................................................................................588

Теория оптимального уровня продуктового разнообразия............— 589

Стандартизация товаров.............................................................................593

Структура рынка и срок службы товара.................................:...................593

Вывод...............................................................................................595

17. Структура рынка, патенты и технологические инновации...............................................________......607

Промышленные инновации..................................*..................€08

Промышленные НИОКР компаний.................................................________„. 609

Чем заняты лаборатории НИОКР........................................................._______609

Два примера................................................................................................. 610

Издержки и риск НИОКР.........................................„...............................612

Логика патентной защиты.................................................................. 614

Общее представление..................................................................................614

Сложности...................................................................................................616

Альтернативные виды защиты от имитации..............................................617

Взаимосвязи между структурой рынка и инновациями....................___626

Монопольная и олигопольная конкуренция.............................................62.1

Динамика и последствия для благосостояния...........................................'626

Дальнейшие теоретические исследования.................................................630

Факты..............................................................................................С32

Роль концентрации рынка..........................................................................632

Преимущества крупных и малых фирм......................................................637

Количественные перспективы...................................................................639

Деятельность НИОКР в крупных компаниях............................................642

Вывод............................................................................................... 644

18. Структура и результат деятельности рынка: заключительная оценка............................................... 654

Потери благосостояния вследствие неэффективного

распределения ресурсов.....................................................................654

Неэффективность в других областях..................................................659

Х-неэффективность....................................................................................660

Потери, вызванные монополией................................................................663

Общее заключение......................................................................................667

Другие последствия власти монополий...............................................668

Монопольная прибыль..............................................................................668

Заработная плата....................................,.................................................... 670

Технический прогресс.............................................,....................................671

Другие последствия........................,..........,.................................................672

Выводы...................................................;........................................673

Указатель........................................................................679

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24