Центральный Дом Знаний - Олимпиадные задания по литературе, 8,9 классы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Олимпиадные задания по литературе, 8,9 классы

Олимпиадные задания по литературе 8, 9 классы (школьный уровень)

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции и культурный кругозор.

Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100. Внимательно читайте формулировку заданий.

Желаем успешной работы!

Часть 1КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

И. Бражнин

Всякий из нас знает чудесную легенду о цветке папоротника, который потайно зацветает в колдовскую купальскую ночь. Тот, кто найдет этот цветок, кто сумеет пробиться к нему сквозь тысячи препятствий и соблазнов, тот найдет свое счастье. Все самое заветное, самое дорогое и желанное, что загадал человек, сбудется в то мгновение, когда рука неустанного искателя коснется огненных лепестков волшебного цветка. Но, увы, мечта остается мечтой, и никто не нашел еще цветка папоротника, хотя все слыхали о нем. Слыхал и я, я знаю о нем, пожалуй, даже больше многих других. Я знаю, например, что существует орден цветка папоротника. Это совершенно достоверно. Орден цветка папоротника вполне материален. Он сделан в 1922 году по рисунку архитектора Николая Митурича. Сделан в одном-единственном экземпляре – из серебра с зеленой, голубой, черной эмалью и с золотой насечкой. Все в ордене папоротника от сказки, от колдовства, как и в самом загадочном цветке. Своеобразен статут ордена. Самый главный параграф статута гласит, что орден этот переходящий и носить его имеет право только один вечер и только тот, чье произведение будет признано лучшим. Основатель ордена, поэт, давно бродил «по миру широкому», дознаваясь, «где папоротника цветок растет». Он не верил тем, кто уверял, что «папоротника цветок нигде не цветет. Эту сказку выдумал темный народ». Он продолжал поиски, приглашая и других отправиться вместе с ним... Широкий, враждебный мир, о котором говорил поэт, стал наконец невраждебным миром, его миром. Искатель заветного цветка уже не только бродил по этому миру, но плечом к плечу с тысячами и тысячами строил его и рядом с ними же встал грудью на защиту этого мира, когда в черные дни войны злобный и подлый враг обложил его город. Он искал волшебный цветок папоротника, и мне всегда казалось, что он и в самом деле уверен был, что этот сказочный цветок счастья существует. Что ж, в этой уверенности нет ничего странного. Всякая сказка есть в конце концов карнавальная маска реальности. За всяким вымыслом искусства, если это не просто вздорная болтовня, стоит реальность подлинной жизни и действительность жизненных отношений. Правда сказки и правда жизни сливаются в двуединую правду искусства, которое всегда волшебство, которое и само-то есть колдовской цветок папоротника.

Часть 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте сопоставительный анализ стихотворения Ф.Ю.Тютчева «Осенний вечер» и стихотворения А.А.Фета «Осень»

Как тема природы раскрывается каждым поэтом? Есть ли что-то общее в понимании красоты природы? Как проявляется творческая индивидуальность авторов? Как влияет природа на чувства лирического героя? Каково главное настроение этих стихотворений, как средства выразительности помогают создать это настроение?

Осенний вечер Осень

Есть в светлости осенних вечеров Как грустны сумрачные дни

Умильная, таинственная прелесть: Беззвучной осени и хладной

Зловещий блеск и пестрота дерев, Какой истомой безотрадной

Багряных листьев томный, лёгкий шелест, К нам в душу просятся они!

Туманная и тихая лазурь Но есть и дни, когда в крови

Над грустно – сиротеющей землёю, Золотолиственных уборов

И, как предчувствие сходящих бурь, Горящих осень ищет взоров Порывистый холодный ветр порою, И знойных прихотей любви.

Ущерб, изнеможенье - и на всём Молчит стыдливая печаль,

Та кроткая улыбка увяданья, Лишь вызывающее слышно,

Что в существе разумном мы зовём И, замирающей так пышно,

Божественной стыдливостью страданья. Ей ничего уже не жаль.

Часть 3

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

1. Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания? 2 балла

2. Назовите стихотворение и его автора.

А) Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна.

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья…

В) Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок. 6 баллов

Знание теории литературы

3. Какие средства художественной выразительности использовали авторы в приведённых выше отрывках 3 балла

4. Назовите известные вам эпические жанры. Приведите примеры произведений.

5 баллов

5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Басня»(определение,признаки)

4 балла

Олимпиадные задания по литературе (школьный уровень) 8 класс. (ключи)

Часть 1. Комплексный анализ художественного текста (40 баллов)


Критерии оценивания

Баллы

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

5

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

6

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

5

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

6

5

Обоснованность привлечения содержания текста

4

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

2

7

Владение литературоведческой терминологией

3

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

3

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

3

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Следование нормам речи

3

Часть 2. Интерпретация поэтического текста (40 баллов)


Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании

6

2.

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)

6

3.

Умение видеть место произведений в социокультурном контексте

3

4.

Восприятие образов лирических героев и умение истолковать их, характеризовать поэтическую индивидуальность авторов

6

5.

Навык сопоставительного анализа

4

6.

Умение сформулировать собственную позицию, аргументировано ее обосновать, выразить свои мысли и чувства

5

7.

Последовательность, логичность, композиционная стройность собственного текста участника олимпиады

6

8.

Богатство речи автора сочинения

4

Часть 3 История и теория литературы (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

1. В.А.Жуковский Баллада «Светлана» 2 балла

2. А) А.С.Пушкин «Няне»

Б) А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

В) М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта» 6 баллов

Знание теории литературы

3. А) Эпитет Б) Эпитет, метафора В) Сравнение 3 балла

4. Басня, былина, легенда, новелла, очерк, повесть, рассказ, роман, сказка, эпопея.

Например, басня: И.А.Крылов «Свинья под дубом» былина «Садко –купец, богатый гость» и т.д.

5 баллов

5. Басня – небольшое произведение в стихах или прозе нравоучительного или сатирического содержания. Черты и поступки героев изображаются иносказательно. Басня часто заканчивается моралью.

4 балла

Олимпиадные задания по литературе (школьный уровень) 9 класс.

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции и культурный кругозор.

Каждое задание оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 100. Внимательно читайте формулировку заданий.

Желаем успешной работы!

Часть 1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин. Век живи - век учись

80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.

- О чем сейчас читаешь?

-О космонавтах.

-И зачем они туда летают?

-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?

-Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?

-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?

-Они такие же, как мы?

-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.

-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.

-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…

-Ну, это ты врешь.

-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.

-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.

-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.

-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.

-Хирургом буду.

-А сколько хирурги получают, наверное, много?

-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…

-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.

-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…

-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.

-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…

«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.

-А у тебя есть его фотография?

Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:

-А у него родные были?

-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.

-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.

Юрка не стал возражать.

-Конечно,- согласился он,- одному плохо…

Часть 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (40 баллов)

Дайте сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Сожжённое письмо» и стихотворения А.А.Ахматовой «Ты письмо моё, милый, не комкай». Выявите общую тему, определите сходства и различия в её истолковании и художественных средствах её воплощения.

Чем различаются эти любовные послания? В чём своеобразие формы выражения переживаний лирического героя и лирической героини?

Сожжённое письмо

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела. Ты письмо моё, милый, не комкай.

Как долго медлил я! Как долго не хотела До конца его, друг, прочти.

Рука предать огню все радости мои!... Надоело мне быть незнакомкой,

Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Быть чужой на твоём пути.

Готов я; ничему душа моя не внемлет. Не гляди так, не хмурься гневно.

Уж пламя жадное листы твои приемлет… Я любимая, я твоя,

Минуту!... вспыхнули! Пылают – лёгкий дым, Не пастушка, не королевна

Виясь, теряется с молением моим. И уже не монашенка я –

Уж перстня верного утратя впечатленье, В этом сером, будничном платье,

Растопленный сургуч кипит… О, провиденье! На стоптанных каблуках…

Свершилось! Тёмные свернулися листы; Но, как прежде, жгуче объятье

На лёгком пепле их заветные черты Тот же страх в огромных глазах.

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Ты письмо моё, милый, не комкай,

Отрада бедная в судьбе моей унылой, Не плачь о заветной лжи,

Останься век со мной на горестной груди… Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

Часть 3

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

1.Назовите полные имена героев, написавших эти письма, и их адресатов. Укажите произведение и автора.

А) «Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась доложить тебе о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое – а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кириллу Петровичу Троекурову – потому что мы – дескать, ихние, а мы искони Ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю – батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь верная твоя раба…»

Б) «Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём <…> и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, какого теперь его здоровье, о каком пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

В) «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живём где – нибудь инкогнито» 6 баллов

Знание истории литературы

1.В связи с чем в 1820 году В.А.Жуковский прислал А.С.Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»

2 балла

Знание теории литературы

2. Какие фольклорные жанры оказали влияние на «Слово о полку Игореве»?

3 балла

3. Выбрать определение понятия «художественный образ»

А) Неотъемлемая часть художественного произведения, соотносимая по значимости с ценностью художественного текста.

Б) Изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущая в себе обобщённое начало.

В) Характеры людей, их качества, привычки, поступки, изображённые в художественном тексте.

3 балла. 4. Какой художественный приём использовал А.С. Пушкин в первых трёх строчках стиха? Определите размер стихотворения.

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда!... 3 балла.

5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ода» (определение,признаки) 4 балла

Олимпиадные задания по литературе (школьный уровень) 9 класс. (ключи)

Часть 1. Комплексный анализ художественного текста (40 баллов)


Критерии оценивания

Баллы

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

5

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

6

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

5

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

6

5

Обоснованность привлечения содержания текста

4

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

2

7

Владение литературоведческой терминологией

3

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

3

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

3

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Следование нормам речи

3

Часть 2. Интерпретация поэтического текста (40 баллов)


Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании

6

2.

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)

6

3.

Умение видеть место произведений в социокультурном контексте

3

4.

Восприятие образов лирических героев и умение истолковать их, характеризовать поэтическую индивидуальность авторов

6

5.

Навык сопоставительного анализа

4

6.

Умение сформулировать собственную позицию, аргументировано ее обосновать, выразить свои мысли и чувства

5

7.

Последовательность, логичность, композиционная стройность собственного текста участника олимпиады

6

8.

Богатство речи автора сочинения

4

Часть 3 История и теория литературы (20 баллов)

Знание текстов художественных произведений

1.Назовите адресатов писем. Укажите автора и название произведение.

А) Владимир Дубровский, А.С.Пушкин «Дубровский»

Б) Савельич, А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

В) Городничий / Антон Антонович Сквозниик - Дмухановский, Н.В.Гоголь «Ревизор» 6 баллов

Знание истории литературы

1. Поэма «Руслан и Людмила» 2 балла

Знание теории литературы

2. Былина, песня, пословицы 3 балла

3. Выбрать определение понятия «художественный образ»

Б) Изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущая в себе обобщённое начало. 3 балла.

4. Эпитет, хорей / хорей с пиррихием 2балла.

5. Ода – (от греч. – песнь) – торжественное стихотворное произведение в честь какого – либо лица или события. Для оды характерен высокий стиль речи, строгие нормы стихосложения. 4 балла

Loading

Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24