Центральный Дом Знаний - Альтерация (музыка)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2668

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Альтерация (музыка)

Альтерация (музыкальное), изменение высоты ступеней лада или основных ступеней звукоряда посредством повышения или понижения их на полутон или целый тон. Знак повышения на полутон диез (), на тон — дубль-диез (); знак понижения на полутон — бемоль (), на тон — дубль-бемоль (). При А. к названию звука добавляется слово, определяющее изменение ступени, например фа диез, си дубль-бемоль и т. п. Отмена А. обозначается знаком бекар (). А. позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда; в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки А., относящиеся к определённой тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех октав до конца произведения или до перемены знаков). Знаки А., возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

Под А. подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней), служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Интервалы или аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными.


АЛЬТЕРАЦИЯ (муз.) — изменение высоты зву­ка, входящего в основной состав того или иного лада; при А. значение звука как определённой ступени данного лада не изменяется, и он сохра­няет своё прежнее название с присоединением на­звания знака А. Напр. А. 4-й ступени до мажора (фа) на полтона вверх даёт фа диез (4-я повышенная ступень). Знаки А.: диез (#), обозначающий повы­шение на полтона, бемоль (|j) — понижение на пол­тона, дубль диез (к) — повышение на два полутона и дубль бемоль (\>\>) — понижение на два полутона. Бекар (lj) обозначает отказ от А. данного звука. Если звуки с диезами или бемолями входят в основ­ной состав данного лада, то соответственно изме­няется обозначение А. Напр. А. 2-й ступени до диез мажора (ре диез) на полтона вверх даёт ре дубль диез, на полтона вниз — ре бекар; тот же звук ре бекар в гамме ре бемоль мажор означает повышение 1-й ступени на полутон. Интервал или аккорд, включающий в себя один или несколько альте­рированных звуков, называется альтерирояанным. А., как правило, повышает напряжённость зву­чания, усиливает тяготение неустойчивых звуков или созвучий к устойчивым, расширяет гармонич. возможности в пределах данной тональности. В то же время злоупотребление А., особенно т. н. неразрешёнными аккордами (т. е. не переходя­щими в устойчивые), расшатывает тональность, ослабляет функциональные связи между созву­чиями, что характерно для таких стилей, как нео­романтизм и импрессионизм. В средневековой му­зыке (в т. н.мензуральной системе нотных длитель­ностей) А. называлось превращение 2-дольного размера в 3-дольный.


Альтера́ция (от позднелат. alterare — «изменять»), в гармонии тональных и модальных ладов — хроматическое видоизменение неустойчивой диатонической ступени, обостряющее ладовое тяготение к устойчивой. Знаки музыкальной нотации, указывающие на А., именуются знаками А.

В мажорно-минорной тональности (иначе «гармонической тональности») сущность А. связана с тра́нзитами — хроматическими проходящими от аккордового тона (например, c-e-g→gis) либо вместо него (c-e-gis). Хроматические проходящие и вспомогательные звуки могут внедряться в какие угодно аккорды. Результат такого внедрения называетсяальтерированным аккордом. Ход от хроматического вводного тона к диатонической форме той же ступени называется дезальтерацией.

Среди аккордов терцовой структуры, порождаемых А., увеличенное трезвучие (аккорд увеличенной квинты) и аккорд увеличенной сексты. Наиболее часто подвергается А. септаккорд.

Аккордовая А.— характерная черта расширенной тональности в музыке всех европейских композиторов-романтиков XIX века, особенно Рихарда Вагнера и Ференца Листа. В русской музыке того же времени альтерированные аккорды с секстой систематически использовал П.И.Чайковский (так называемая «секста Чайковского»). Альтерированные аккорды широко используются в джазе.

Понятие А. неприменимо к музыке, в которой нет взаимодействия и взаимозависимости диатоники и хроматики — корреляции, типичной для европейских модальных ладов Средневековья и Возрождения и для гармонической тональности. Например, в древнегреческой музыке каждый отдельный род мелоса независим от другого. В музыке многих композиторов-авангардистов XX века (например, в нововенской школе) также нет корреляции диатоники и хроматики, поэтому теряет смысл и понятие А.

Библиография:

  • Риман Г. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. 2-е изд. М.-Лейпциг, 1901.

  • Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. М., 1872 (многие репринты).

  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988 (сс.341-350).

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24