Центральный Дом Знаний - Дополнительный дидактический материал по русскому языку, по орфографии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дополнительный дидактический материал по русскому языку, по орфографии

В старшей школе базовый уровень содержания русского языка предполагает планирование уроков на один час в неделю(35 часов в год). За столь минимальное количество времени сложно выйти на совершенствование практических умений учащихся. Вместе с тем выпускник должен проявить орфографические знания на ЕГЭ (из части А -8 заданий, плюс грамотное оформление собственного текста в части С). Результаты ЕГЭ показывают низкий уровень практической грамотности школьников при создании собственного текста в части С и при работе с основными орфограммами в части А: правописание н-нн в различных частях речи, употребление прописных и строчных букв, не и ни с разными частями и т.д. Анализ результатов ЕГЭ в 2007-2008 учебном году позволяет сделать вывод о том, что наметился значительный разрыв между базовым и повышенным уровнем орфографической грамотности выпускников (63,5- базовый - 27% повышенный). К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий в части А и низкая грамотность, проявленная в сочинениях небольшого объема.

Таким образом, в оценке орфографической грамотности в целом с учетом выполнения заданий повышенного уровня сложности, обнаруживается заметное снижение общих показателей – 59,4%.

Практика работы показывает, что для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо дополнить действующую систему заданий и упражнений учебников по русскому языку. С этой целью создан дополнительный банк дидактических средств по орфографии для организации эффективных условий подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

В основу создания данного банка положен один из ведущих орфографических принципов – морфемный. Такой принцип позволяет отчетливо видеть структуру слова, обнаруживать характерные для данной морфемы орфограммы, характеризовать их соотнесенность с правилами, определять фонетические, лексические, грамматические, семантические признаки, от которых зависит выбор правильного орфографического написания, классифицировать их в аспекте морфемного подхода. Все это позволяет ученику осознанно решать орфографические задачи. Умения и навыки, направленные на совершенствование орфографической грамотности учащихся 10-11 классов, отрабатывались с помощью специально разработанной системы заданий, среди которых выделяются следующие:

- задания тестовой формы разных типов (тесты опознания, различения, соответствия, подстановки);

- комплексная работа с текстом;

- классификационные задания по заполнению таблиц;

- игровые задания;

- орфографические лабиринты и т.д.

Выполнение этих заданий направлено на формирование знаний, умений и навыков по орфографии на основе компетентностного подхода.

Вид задания

Основные знания,

умения и навыки учащихся 10-11 классов по орфографии

1. Работа с деформирован

ным текстом

1. Умение распознавать орфограммы и соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка

2.Редактирова

ние текста

2. Умение использовать основные приемы информационной переработки письменного текста; умение оценивать письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления

3. Задания тестовой формы

3. Умение видеть орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка

4.Установле

ние правильного написания слов на основе их семантичес

ких значений

4. Умение анализировать языковые единицы с точки зрения лексического, морфемного значения слова, правильности, точности и уместности его употребления

5. Поморфемное письмо

5. Обеспечивает поддержку и развитие природной морфемной зоркости, способствует полноценному осознанию тех языковых процессов, в которых принимают участие морфемы и которые отражаются в структуре слова

6. Игровое задание « Орфографичес

кий лабиринт»

6. Развивает мышление, лингвистическое чутье и языковые способности учащихся

7. Математичес

кий орфографичес

кий диктант

7.Умение осуществлять речевой самоконтроль

8. Блиц-опрос (самодиктант)

8. Умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в учебно - научной сфере общения

9. Исторический комментарий к орфографическому написанию

9. Знания о связи языка и истории, культуры русского народа; знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

10. Творческие задания (по созданию текстов и их анализу)

10. Умение создавать письменные монологические высказывания и проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка


Проиллюстрируем названные виды заданий конкретными примерами.

Тема « Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».

Работа с деформированным текстом.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выберите правильный вариант написания. Исправьте ошибочные цифры в « Подсказке».

Александр Сергеевич .. в ?сегда в ..схищался подвиг..м в к..тором ж..знь став..лась как он вы?р..жался на карту. Он с?..собенным в ?н..манием слушал рассказы о ?в..енных эпизодах лицо его кр..снело и из..бр..жало жадн..сть узнать какой?либо ..собенный случай сам..отвержения глаза его бл..стали и в?друг он часто з..думывался. Не?могу судить о ?степен.. его славы в?поэзи.. но могу утвердительно ск..зать что он создан был для?попр..ща воен..го и на?нем конечно он был?бы лиц..м з..?мечательным…

И.Липранди

Подсказка.

В тексте:

а ) 10 запятых, ни одной точки с запятой;

б ) 8 слов со значком ? имеют слитное написание, 7 – раздельное, 1-дефисное;

в ) 13 букв О, 4 буквы А, 7 букв И.

Редактирование текста

2. Исправьте ошибки, впишите проверочные слова.

1. Блогородство чувств отнюдь не всегда сочетается с блогородством манер. (О.Бальзак)…………………………………………………………………

2. Природу побиждают только повенуясь ее законам (Ф.Бекон)……………………………………………………………………………

3. Почисти миняют нравы (Г.Сенкевич) …………………………………

4. Гнев- кротковременное безумие (Гораций)………………………………..

5. Люди не раждаются, а становятся теми, кто они есть (К.Гельвецкий)……………………………………………………………………

6.Какое провительство лучше? То, которое учит нас упровлять собою (И.Гете)……………………………………………………………………………….

Поразмышляйте в сочинении –миниатюре над тем утверждением, которое вызвало наибольший отклик.

Задание тестовой формы на установление соответствия

3.Соедините стрелками предложения и проверочные слова.

а ) И после такой жизни на него вдруг нав..лили тяжелую вол вал

обузу выносить на плечах службу целого дома.

б ) Захар остановился в некотором отд..лении от него даль дол

в ) Илья Ильич сел к столу и быстро выв..л : «Милостивый вел вилы

государь!..»

г ) Обломов с..дел на краю постели сел сидя

д ) Захар прод..лжал всхлипывать, и Илья Ильич был долгий даль

сам растроган

е ) Об..татели этого края жили от других людей обет обитель

обособленно

И.Гончаров

Установление правильного написания слов на основе лексического значения.

2. Познакомьтесь с парами слов, отличающихся только буквой в приставке. Впишите в таблицу их лексическое значение. Обратитесь к словарю в случае затруднений.

ПРЕ-

Значение слова

ПРИ-

Значение слова

Пребывать

Предавать

Предел

Презрение

Преступить

Претворить

Преклонить

Преходящий


Прибывать

Придавать

Придел

Призрение

Приступить

Притворить

Приклонить

Приходящий



Тестовое задание на установление соответствия.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Соедините стрелками слова с их орфографическими характеристиками.

1. Пол..г 1.Исключение в написании корня- рос- (-раст- -ращ-)

2. Зам..рать 2. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово «горе».

3.Покл..нение 3. Слово с чередующейся гласной в корне – мер- (-мир- - а-)

4. Р..стовщик 4. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово «мир».

5.Г..ревать 5. Словарное непроверяемое слово

6. М..ротворец 6. Исключение в написании корня -лаг- (-лож-).

7. К..стюмер 7. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово « створка».

8.Затв..рить 8. Слово с чередующейся гласной в корне –клон- (-клан-).


Тестовое задание на завершение.

Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

1. Прекрасный дар моллюсков человечеству – это ……………………………

2. Самый важный , самый существенный вопрос называют……………………

3. Тех, кто стремится к отделению от целого, называют…………………………

4. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовем……………………………………………………………………………….

5. Тому , кого мы очень хотим похвалить , мы поем………………………………

6. Тоскливый, подавленный человек, скорее всего, впал в ………………………

7. Человеконенавистник –это тот же ………………………………………………

Д..ф..рамбы, с..б..рит, к..рд..нальный, р..аб..л..тация, к..мпр..мис (с), пр..ор..тет, л..т..ргический, пл..г..ат, м..л..нхолия, м..з..нтроп, п..рл..мутр, ф..л..нтроп, с..п..р..тист, ..м..нс..пация.


Пишу правильно с опорой на морфемику и лексику

3.С данными словами составьте словосочетания. Выделите суффиксы. Какая грамматическая категория необходима для решения поставленной задачи?

Обезножить-…………………………………………………………………..

Обезножеть-…………………………………………………………………...

Обессилить-……………………………………………………………………

Обессилеть-…………………………………………………………………….

Обезлюдить-……………………………………………………………………

Обезлюдеть-……………………………………………………………………

Обезлесить-…………………………………………………………………….

Обезлесеть-…………………………………………………………………….

Обезводить-…………………………………………………………………….

Обезводеть-…………………………………………………………………….

Обезрыбить-……………………………………………………………………

Обезрыбеть-……………………………………………………………………

Тест на установление соответствия.

4. Соединить стрелками причастия с их характеристиками.

1. Вид..мый 1. Действительное, настоящего времени, от

глагола 1-го спряжения.

2.Задерж..нный 2. Действительное, настоящего времени, от

глагола 2-го спряжения.

3.Бор..щийся 3. Страдательное, настоящего времени, от

глагола 1-го спряжения.

4. Дыш..щий 4. Страдательное, настоящего времени, от

глагола 2-го спряжения.

5.Чита..мый 5. Страдательное, прошедшего времени,

образованное от глагола с а в суффиксе.

6. Заброш..нный 6. Страдательное, прошедшего времени,

образованное от глагола без а в суффиксе. (.....)

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24