Центральный Дом Знаний - Амелий

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Амелий

Аме́лий Гентилиа́н (латAmelius Gentilianus; III в., род. в Этрурии), античный философ, представитель неоплатонизма.

Ученик Плотина (с 246 года), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал А. своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтилпифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония.

В 269/269 покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. 

Сочинения А. не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у А. тщательность письменного слова:

«А. хоть и следовал по стопам Плотина, но был неподражаем в отделке частностей и особенно усердствовал в обстоятельности слога, в полную противоположность своему учителю».

По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, А. вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили около 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» — против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» — адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана — в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков.

А., вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими А. понимал три ума — ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцаетумопостигаемое — которые трое суть три демиурга). А. принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого А. отождествляет Логос с мировой душой.

Учение:

Тройственность Нуса

У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения ещё не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер — содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление — можно судить по многим текстам Плотина. А. фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически (собственно ум ὁ ὤν, сущий, второй ум — умопостигаемое первого и третий ум — умопостигаемое второго), отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Крон[ос]ом орфиков).

Первый элемент в такой триаде демиургического Ума А. отождествляет с подлинным живым существом:

«А. представляет демиурга тройственным и [представляет] три ума, трех царей — сущего, обладающего и зрящего. При этом они разделяются так, что первый ум сущностно есть то, что он есть; второй есть то, что в нем мыслимо (поскольку всецело причастен тому, что [есть] до него, потому-то он и второй); третий есть то, что находится в нем [первом] и в [то же время] является этим последним [вторым]. Именно весь ум тождествен с сочетающимся с ним мыслимым умом. Ведь он обладает тем, что есть во втором уме, и видит первый ум. Поэтому чем больше удаление, тем слабее обладание. А. подразумевает под этими тремя умами трех демиургов, являющихся тремя царями у Платона и тремя у Орфея, то есть Фанета, Урана и Кроноса, и в его глазах самым значительным демиургом является Фанет».

Т.о. умопостигаемое сущее у А. — парадигма всего существующего; переход [первого] умопостигаемого момента в свое инобытие, которое само уже не есть просто сущее, но толькопричастно этому сущему, будучи как бы становлением сущего, то есть жизнью. Это жизненное осуществление сущего не берется отдельно от сущего, но отождествляется с ним, опять возвращается к нему, становясь теперь тем, что А. называет мышлением. 

Разработкой тройственности Ума А. также дифференцирует ноуменальную мифологию Плотина, доводя её до конструирования Ума как живого и пластического существа, волящего, приказывающего и тут же мастерски выполняющего свои собственные приказания на себе же самом.

Прокл, сравнивая Ямвлиха и А., замечает, что если у Ямвлиха демиург содержит в самом себе исходный образец творения, у А. такой образец — уже демиург сам по себе. То есть у Ямвлиха в образце, который предшествует всему, демиургическое начало содержится пока как субстрат, «в чистом виде»; у Амелия демиург и образец тождественны:

«…[первый демиург] …создает действием рук, другой — только приказом, третий — только волей. Один рассматривается как мастер, довольствующийся трудом собственных рук, другой — как предваряющий его строитель, третий — утверждает себя прежде их обоих как царь. Отсюда, поскольку демиург есть ум, он производит все своими помышлениями; поскольку он мыслимый, он действует самим своим бытием; поскольку он бог — только своей волей». 

То есть собственно Нус у А. трактуется почти личностно (чистое бытие Нуса ясно отождествляется с Ураном, ноуменальная жизнь — с Кроносом и ноуменальное мышление — с Фанетом), но эти ноуменальные личности пока ещё недостаточно отвлечены. Хотя до той предельно точной и логически систематичной диалектики мифа, которую позже разработал Прокл, пониманию А. ещё далеко, личностный момент в исконно безличной платонической диалектике у А. зафиксирован четко.

Т.о. мифологическая диалектика у А. двигается вперед в смысле общеплатонического учения о парадигме (хотя полного расчленения парадигмы и демиурга у А. пока нет). Тем самым А. делает значительный шаг от конструктивной диалектики мифа у Плотина к анализу конкретных божественных субъектов мифологии. Вдобавок к тому, что А. был большим почитателем религиозных обычаев и даже суеверий (вероятно, как и Нумений, был увлечен восточными вероучениями) — всем этим он оказал влияние на формирование диалектики мифа позднейших периодов неоплатонизма. При этом характерно, что в этом отношении А. ушёл далеко даже от своего учителя, который, создавая конструктивную диалектику мифа, воздерживался от безразличного признания всех традиционных народных верований и суеверий. 

В своем учении об идеях А. признавал наличие как индивидуальных частностей (τόν μέρον), так и наглядно видимых общностей (τόν εἶδον). Среди идей А. находил также идеи (и логосы) дурных вещей. Согласно А., число идей настолько велико, что мир даже за все время своего существования не может их охватить.

В учении о душе А. также стремится дифференцировать теорию души Плотина, доказывая, что отдельные души, исходящие из Мировой Души, различаются между собой в первую очередь количественно и с точки зрения взаиморасположения.

А. интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, А. приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада — демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) — человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) — доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим А. послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.

Соч.:

  • Amelii Neoplatonici Fragmenta. Athen, 1956.

  • Idem. Amelius von Etrurien. Sein Leben und seine Philosophie. Beitrag zur Geschichte des Neoplatonismus. Athen, 1956.

Литература:

  • Dorrie H. Une exegese neoplatonicienne du Prologue de l’Evangile selon St. Jean (Amelius chez Eusebe, Prep. ev. II. 19, 1—4) / Epektasis. Melanges Patristiques offerts au Card. Jean Danielou, 1912.

  • Idem. Platonica Minora. Munchen, 1976.

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики (высокая классика). М., 1974.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24