|
Исследование на имитационной модели процесса обслуживания клиентов при оказании банковских электроннЦель данной лабораторной работы: исследование поведения работы банкомата и телефонных линий авторизации в процессе обслуживания клиентов при оказании банковских электронных услуг при помощи имитационного моделирования с использованием пакета GPSS/PC Задание №1 Были заданы следующие параметры: Клиенты подходят к банкомату каждые А=5мин. +/- В=2 мин. И выстраиваются в очередь, чтобы произвести операцию. Время обслуживания одного клиента С= 7 мин +\- Д = 1мин. Количество клиентов Е= 150 человек. Требуется построить имитационную модель для определения времени, за которое будет обслужен один клиент с учетом ожидания в очереди. Цель: Необходимо найти оптимальные параметры работы банкомата, при которых загруженность банкомата будет максимальной, а время обслуживания клиентов – минимальным. Введя все эти параметры на языке GPSS/PC, мы пронаблюдали следующую картину – очередь при таких данных отсутствует – рисунок 1. Листинг программы на языке GPSS/PC:<......> Средняя очередь за моделируемый промежуток времени равна 60. Из дополнительного микроокна видно, что в пиковые нагрузки максимальная длина очереди составляла 61 человек. Среднее время ожидания клиента в очереди составило 156 мин. Банкомат занят 99,7% времени, т.е. машина перегружена, и образуется большая очередь. Затем мы решили изменить некоторые параметры и пронаблюдать - появиться ли очередь. Так как время обслуживания очень велико, смоделируем работу банкомата, находящегося не в банке, в торговом центре, , при этом : пусть С=5 мин, тогда:<......> Средняя очередь за моделируемый промежуток времени равна 4. Из дополнительного микроокна видно, что в пиковые нагрузки максимальная длина очереди составляла 5 человек. Среднее время ожидания клиента в очереди составило 7 мин. Банкомат занят 97,7% времени, т.е. машина работает эффективно, и образуется средняя очередь 5 человек. Сравнивая исходные данные с полученными, делаем вывод о эффективном результате моделирования.<.....> Повторное моделирование проводили для наблюдения влияния стохастической составляющей. Изменилось время ожидания с 7 минут на 12 мин. Процент занятости банкомата изменился на 1,3%. Средняя очередь изменилась с 5 человек до 8. Вывод: найдены оптимальные параметры работы банкомата, при которых загруженность банкомата будет максимальной (97,7%), а время обслуживания клиентов – минимальным (7 мин.). Задание 2 Смоделируем работу центра авторизации. Первоначально в центре работают два оператора (две линии связи). Звонки поступают каждые А=30 сек, +/- В=10 сек. Если линия занята, то после того как проходит С=20 сек., +/- D=5 сек. номер набирается повторно. Требуется определить время, которое необходимо каждому абоненту, чтобы выполнить авторизацию. Испытание проводится для 180 запросов. Продолжительность авторизации F=120 сек, +/- G=40сек. Цель: Задать параметры, при которых соотношение между двумя критериями: числом используемых линий и временем обслуживания клиентов, будет оптимальным. Задача – максимально снизить оба этих критерия. Листинг программы исходных данных имеет вид<.....> На рисунке представлено окно памяти. Левый столбик показывает общее использование объекта памяти (номера центра авторизации), т.е. на 99,2% используется номер – это очень высокое значение. Мы видим, что фактически используется только две линии, а в момент окончания эксперимента – одна.<......> Mean
– среднее время авторизации, включая
повторные звонки, составило 1853,28 сек.
Среднее время разговора (длительность
авторизации) - 119 сек. Анализируя
гистограмму, можно сделать вывод о том,
что часть звонков была обслужена в
течение 1900 сек. Таблица показывает, что
многие абоненты обслуживаются не сразу. Следовательно,
количество линий необходимо увеличить.
Промоделируем работу 3-х линий вместо
2-х: CLEAR [ENTER] EDIT 200[ENTER]
200 SETS
STORAGE 3 START
180 [ENTER]<......> Общее использование
объекта памяти составило 98,5 % – при
таком потоке звонков, но при добавлении
еще одной линии мы наблюдаем несущественное
снижение загруженности памяти центра.
По правому столбцу видим, что работали
все операторы, и 2 линии были заняты в
момент окончания эксперимента. Среднее
время разговора – 118 сек.<......> Среднее время
авторизации, включая повторные звонки,
составило 849,36 сек. Среднее время разговора
(длительность авторизации) - 118 сек.
Анализируя гистограмму, можно сделать
вывод о том, что часть звонков была
обслужена в течение 1900 сек. Таблица
показывает, что многие абоненты
обслуживаются не сразу, поэтому увеличим
число линий на одну единицу. CLEAR [ENTER] EDIT 200[ENTER]
200 SETS
STORAGE 4 START
180 [ENTER]<......> Среднее время
авторизации, включая повторные звонки,
составило 164,22 сек. Среднее время разговора
(длительность авторизации) - 115 сек.
Анализируя гистограмму, можно сделать
вывод о том, что часть звонков была
обслужена в течение 500 сек. Полученные
данные свидетельствуют об перегруженной
работе центра авторизации.
Смоделируем
работу центра, имеющего 5 телефонных
линии.<......> Общее использование
объекта памяти уже составило 80,9 % – при
таком потоке звонков, но при добавлении
еще одной линии мы наблюдаем снижение
загруженности памяти центра. По правому
столбу видим, что работали все 5 оператора,
и 3 линии были заняты в момент окончания
эксперимента. Среднее время разговора
– 122 сек<......>. |
Loading
|