Центральный Дом Знаний - Курсовая работа по истории на тему "Свобода совести как духовная ценность и право личности"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа по истории на тему "Свобода совести как духовная ценность и право личности"

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..2

1. Понятие свободы совести……………………………….……………….3

2. История борьбы за свободу совести на Западе…………………………9

3. Свобода совести в СССР………………………………………………...14

4. Правовое регулирование государственно-церковных отношений международным правом……………………………………………….……19

5. Правовое регулирование государственно церковных отношений российского законодательства……………………………………………..........................22

Заключение…………………………………………………………………...27

Литература……………………………………………………………………29

Введение

В современном обществоведении, религиоведческой и юридической литературе весьма актуальной является проблема свободы совести, которая имеет теоретический и практический аспекты. Содержание категории «свобода совести» - это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или следовать атеистического мировоззрения. Свобода совести является конкретным проявлением свободы человека в обществе. Она выступает важным мировоззренческим, этическим и правовым принципом. В этом смысле свобода совести является одним из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. Ее ядром считать совесть. Совесть - это выражение морального самосознания личности, ее нравственная самооценка. По этим критериям совесть характеризуется и интеллектуальными и эмоционально-психологическими моментами. Индивидуализированный характер совести заключается в том, что она включает индивидуализированные, субъектизованные, включенные в мотивационной и эмоционально-волевой структуры личности требования относительно его поведения - со стороны общества, класса, определенной социальной общности.

Основное содержание правового статуса личности - это ее права и правовые гарантии, ее обязанности и ответственность за их выполнение. Поэтому свобода совести как социальная ценность дополняется ее юридической характеристикой. Свободу совести необходимо рассматривать и в качестве правового явления, в контексте всех других прав и свобод, входящих в состав правового статуса личности.

Цель данной работы рассмотреть понятие свободы совести, её значение и историю развития. Как это понятие понимают на западе и в СССР. Также рассмотреть влияние государства на церковные отношения в стране. Принципы международного права по регулированию государственно-церковных отношений.

1. Понятие свободы совести

Понятие свободы совести как конституционно-правовой категории. В современном обществоведении, религиоведческой и юридической литературе весьма актуальной является проблема свободы совести, которая имеет теоретический и практический аспекты. Содержание категории "свобода совести" - это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или следовать гуманистического мировоззрения. Свобода совести является одним из конкретных проявлений свободы человека в обществе. Она выступает важным мировоззренческим, этическим и правовым принципом. В этом смысле свобода совести является одним из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. По выражению Е. Трубецкого (1863-1920 гг), она "является наиболее ценной из всех свобод".

Ее ядром считать совесть. Совесть - это выражение морального самосознания личности, ее нравственная самооценка. По этим критериям совесть характеризуется и интеллектуальными и эмоционально-психологическими моментами. 

Индивидуализированный характер совести заключается в том, что она охватывает индивидуализированы, субъективного стандартным, включенные в мотивационной и эмоционально-во-Леви структуры личности требования относительно его поведения со стороны общества, класса, определенной социальной общности.

Совесть воспитывается и формируется обществом прежде всего через воздействие непосредственной социальной среды, в котором находится индивид.Факторы социума формируют человека как нравственную существо. Итак, происходит первичная социализация личности, т.е. человек воспринимает и усваивает социальные нормы, правила поведения, необходимую для реализации всех потребностей.

Основное содержание правового статуса личности - это ее права и правовые гарантии, ее обязанности и ответственность за их выполнение. Поэтому свобода совести как социальная ценность дополняется ее юридической характеристикой.Свободу совести необходимо рассматривать и как правовое явление, в контексте всех других прав и свобод, входящих в правовой статус личности.

Отсюда следует определение свободы совести в широком смысле - свобода убеждений, есть право человека выбирать, отстаивать собственные убеждения и осуществлять их. Однако при определенных исторических времен принцип свободы совести имел различные формы выражения.

В первобытном обществе фактически уже существовала свобода совести, поскольку общество без классов и государства регламентировало отношение членов общества к первобытной религии лишь моральными нормами, добровольно признавались всеми членами. В рабовладельческом обществе, особенно при существовании деспотии, религия превращается в форму общественного сознания и несет классовое правовую нагрузку. Принцип свободы совести приобретает определенные ограничения и поэтому начинает заявлять о себе традициями свободомыслия (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

В эпоху средневековья господствовал религиозное мировоззрение; исповедание определенной религии фактически считалось обязательным. В этих условиях принцип свободы совести не выступал как право свободно определять свое отношение к религии. В таком значении его провозгласили в XVI-XVIII вв. идеологи буржуазии, боровшихся с феодальным абсолютизмом и официальной церковной властью. Одними из первых защитников свободы совести выступили известные философы и ученые М. Монтень, П. Бейль, Б. Спиноза, Ф. Вольтер. Французские просветители Ж. Мелье, П. Гольбах, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, Ж.-О. Ламетри сформировали атеистический направление - радикальный вариант свободы совести.

В бывших социалистических странах свобода совести должна деформированный характер. Роль религии и церковных организаций в общественной жизни крайне унижалась, одновременно атеистически-просветительская деятельность фактически превратилась в средство контроля тоталитарного государства над сознанием граждан. "Атеизация" государственной политики приводило к многочисленным нарушениям прав человека, в частности, в области соблюдения принципа свободы совести.

В условиях перехода к правовому государству разворачивается достаточно полное действие принципа свободы совести. Она получает свой четкий законодательный статус, защищает неотъемлемые права человека как от чрезмерной клерикализации, так и от односторонней атеизации.

Итак, свобода совести тесно связано с положением религии и церкви в обществе, соотношение религиозных факторов с государством и его политическими институтами. Поэтому интересно то, как в стратегическом и практическом планах решается данный вопрос в разных политических регионах.

В связи с этим необходимо учитывать две противоположные тенденции, в контексте которых свобода совести приобретает черты определенных идеологических ориентаций - клерикализма и атеизма.

Предметом нашего рассмотрения является один из аспектов свободы совести - ее конституционно-правовой смысл. В этом смысле свобода совести изучается как совокупность правовых норм и реальных гарантий, регулирующих и определяющих развитие связанных с религией общественных отношений. То есть, свобода совести является правовой категорией.

Таким образом, категория "свобода совести" имеет много аспектов рассмотрения.В данном разделе прежде акцентируется внимание на конституционно-правовом смысле принципа свободы совести, т.е. подразумевается совокупность правовых норм и реальных гарантий, регулирующих и определяющих развитие связанных с религией общественных отношений.

Первая часть этого определения раскрывает границы равной свободы как для верующих, так и для неверующих. Вторая часть - раскрывает свободу совести как право действовать в соответствии с религиозными или свободными убеждениями, то есть обосновывает разрешение (право-и действует-) быть субъектом общественных отношений, которые регулируются государством.[2]

В совокупности юридических норм, которые представляют собой институт свободы совести, особое значение приобретает конституционный запрет подстрекательства вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Такая норма призвана содействовать формированию нормальных отношений между представителями разных конфессий, верующими и неверующими.

Эти конституционные положения сочетаются с законодательством о религиозных культах и ​​создают единый комплекс правового регулирования и важных гарантий осуществления свободы совести. Социальным фундаментом всякой свободы, в том числе свободы совести, выступает экономическая и политическая природа общества, наличие широких демократических процессов в нем. В связи с этим рассмотрим конституционные и законодательные гарантии осуществления свободы совести в нашей стране.

Таким образом, рассмотрев оба вопроса этой темы, отметим, что деятельность государственных органов по конституционному обеспечению религиозной жизни в России должна основываться на таких знаниях.

1. Свобода совести - это конституционно-правовой принцип, обосновывающий право граждан исповедовать любой религиозный культ или заниматься гуманистически-просветительской деятельностью. Она может иметь различные исторические формы и зависит от соотношения связи канонического права с системой законодательства, степени их сочетания или, наоборот, противопоставление. Необходимо различать идеологически концептуальную, программно-политическую и конституционно-правовой формы проявления совести.

2. Основными принципами свободы совести считаются предоставления государством гарантий права на свободу совести, равноправие граждан независимо от их отношения к религии, равенство всех религиозных организаций перед законом, отделения церкви от государства, светский характер образования, ответственность религиозных организаций за нарушение законодательства, право на имущество, проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и шествий в предусмотренных законом случаях.

3. Правовой институт свободы совести в России регулируется Законом "О свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991 г. с последующими внесениями и дополнениями, другими нормативными актами, которые составляют законодательство о религиозных культах.

Свобода совести - это одно из фундаментальных прав и свобод человека, за которыми ее нормальное существование невозможно. Одновременно это и важная философская, правовая и религиоведческая категория. Поэтому необходимо остановиться на сущности этого понятия подробнее. Выясним прежде содержание понятий "свобода" и "совесть", входящих в указанную категорию.

Свобода - это важное философское понятие, которое характеризует коренные особенности человеческого бытия, это значит, что за свободой человек уже не может вести полноценной жизнедеятельности. В философском смысле свобода предстает как отсутствие препятствий для деятельности человека. Но поскольку в реальной человеческой жизни такое просто невозможно, то свобода предполагает:

1) осознание необходимости и деятельности человека, что согласована с необходимостью;

2) наличие возможности делать выбор относительно содержания и направления своих действий;

3) наконец, при наличии двух указанных условий - иметь возможность изменять существующую необходимость в другую, такую, что открывает перспективы расширения свободы.

Понятие "свободы" предусматривает свободу личности в ее деятельности, а также ее духовную свободу. Наличие свободы является важнейшей предпосылкой человеческого права и возможности самостоятельно формировать свои нравственные принципы, определять обязанности, осуществлять нравственный самоконтроль и моральную самооценку своих поступков. Если лишить человека свободы, то из нее автоматически снимается любая ответственность за свои поступки, ведь отсутствие свободы означает, что человеческое поведение как-то и кем-то запрограммирована, и, следовательно, человек здесь не при чем.

Принято считать, что совесть - это способность лица осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку, нести ответственность за свои взгляды и поступки перед другими людьми и обществом. Она охватывает самосознание и самопереживания человека, без которых немыслима его жизнедеятельность.Наличие совести предполагает, что в сознании присутствуют по крайней мере два ее направления: одно - на самого человека с его реальными характеристиками, свойствами, особенностями и поступками, второе - на высшие и неоспоримые нормы, образцы, принципы человеческого поведения. Если человек чувствует проявления или угрызения совести, это значит, что он соотносит свои мысли и действия с чем-то определенным, бесспорным, единственно достойным человека.В понимание совести вкладывается ощущение человеком внутренней ответственности перед собой за свои поступки, их оценка с определенных нравственных позиций, внутренний самоконтроль при выполнении своих обязанностей перед обществом и другими людьми, способность к нравственному самосовершенствованию. Она менее всего опирается на принуждение со стороны общества и государства, на применение норм права. Есть совесть предполагает существование в сознании чего-то наиндивидуального, высшего, императивного (повелительного). Что это за инстанция, с позиции которой совести личность себя оценивает? Откуда она взялась в сознании человека? - На эти вопросы люди разных ориентаций и ценностных установок дают разные ответы, но уже само определение сущности совести и механизма ее действия дает нам моеливисть понять и сущность права на свободу совести. По сути ситуация прочитывается так: поскольку не существует единого, для всех людей и на все времена предоставленного законом человеческой жизни, то каждый человек имеет право сам выбрать, сформировать и использовать ту систему (шкалу) оценок, с помощью которой она будет воспринимать, контролировать и определять свое поведение.Ясно, что для религиозного человека речь идет о нормах и заповеди, переданные Богом (или богами), а его совесть является ничем иным как сдача себе отчета относительно того, насколько ее жизнь соответствует божественным установкам.

Принято различать трактовка проблемы свободы совести в широком (философском) и узком (религиеведческом) понимании. В широком смысле свобода совести выступает как возможность и способность человека свободно, без какого-либо внешнего силового давления, лишь по велению собственной совести выбирать независимое мировоззренческую позицию и на этой основе делать собственный выбор и нести ответственность за свои поступки и мысли.Свобода совести в таком смысле является широкой свободой мысли о мире, свободой человека по-своему понимать его. Человек может выбирать себе то мировоззрение, которое считает правильным. Поэтому свобода совести является полной свободой мировоззрения. Ее составным элементом будет выступать также свобода религиозных предпочтений, что принято относить к узкому (религиоведческого) трактовка принципа свободы совести, которая предусматривает:

1) право выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

2) равенство всех верующих и неверующих перед законом;

3) равные возможности для верующих и неверующих в пользовании политическими и общественными правами.(.....)

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24