Центральный Дом Знаний - Дворянская империя в 60-90-х гг. 18 века

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дворянская империя в 60-90-х гг. 18 века

Введение

  1. Просвещенный абсолютизм Екатерины.

  2. Социально-экономическое и политическое реформирование Российской империи в 60-90-х гг. 18 в.

  3. Внешняя политика Российской империи в 60-90-х гг. 18 в.

Заключение

Используемая литература

Введение.

XVIII столетие в истории России стоит несколько особняком. Это было во всех отношениях переломное время. Окончательно канула в прошлое политическая и экономическая замкнутость страны. Россия вошла на равных с крупными державами того времени в систему международных отношений, превратилась в империю.

По размерам Россия оставалась самым крупным государством мира. Её внутренняя жизнь характеризовалась ускоренным промышленным развитием, созданием отечественного мануфактурного производства, окончательным оформлением российского общенационального рынка.

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны.

Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

В данной контрольной работе мною рассмотрены такие вопросы как:

  • просвещенный абсолютизм Екатерины.

  • социально-экономическое и политическое реформирование Российской империи в 60-90-х гг. 18 в

  • внешняя политика Российской империи в 60-90-х гг. 18 в.

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины.

Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних "просветителей” выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так: 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства». Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей, которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти «последующие власти» относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи «просвещённого абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

2. Социально-экономическое и политическое реформирование Российской империи в 60-90-х гг. 18 в.

В экономике страны товарные отношения перерастают в капиталистические, и начинают теснить крепостной труд. Россия оставалась сельскохозяйственной страной, но характерной чертой стало появление целых сел (Иванове), занятых промыслом и торговлей. Промышленный труд все больше отделялся от сельскохозяйственного, Специализация аграрных районов вела к укреплению торговых связей, в них вовлекались новые области: Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Юг. Развивался общероссийский товарный рынок.

Отчетливо проявлялись капиталистические отношения в промышленности. Капиталистическая мануфактура крепла в упорной борьбе с привилегированной крепостной мануфактурой. Мануфактура с использованием наемного труда действовала в хлопчатобумажной промышленности, появившейся в России в 70-х гг. 90% рабочих здесь были наемными. Полотняные капиталистические фабрики открывались в Московской, Ярославской и Костромской губерниях, где издавна существовали крестьянские полотняные промыслы. Наемный труд преобладал и в металлообрабатывающих мануфактурах Центра и Среднего Поволжья. Но в металлургическом производстве Урала по-прежнему господствовал крепостной труд.

Темпы развития промышленности во второй половине XVIII в. были значительны: в 1804 г. насчитывалось около 1200 крупных мануфактур (против 663 в 1767). По размерам выплавки чугуна Россия к XVIII веку стояла на первом месте в мире.

В гораздо меньшей степени капиталистические отношения развивались в деревне. В некоторых помещичьих хозяйствах в незначительном объеме применялся наемный труд крестьян-отходников из губерний, где преобладал денежный оброк, а не барщина. Чтобы уплатить его, крестьяне нанимались на сезонные работы в помещичьи хозяйства или рабочими на мануфактуры, занимались промыслами, извозом. Но отходники не были полноценными наемными рабочими - в любой момент их мог отозвать хозяин. В целом в стране господствовала барщина с крепостным трудом. Крепостное помещичье хозяйство изживало себя и не могло бы конкурировать с капиталистическим, если бы не поддержка правительства.

Внутренняя политика Екатерины II сводилась к укреплению абсолютистского государства и поддержке его опоры - дворянства. Экономическую основу дворянства можно было усилить только поощрением дворянского землевладения. Для этого практиковалась раздача помещикам государственных и дворцовых крестьян. При Екатерине II фонд государственных крестьян существенно пополнился за счет секуляризации церковных земель в 1764 г. Правительство укрепляло дворянские хозяйства, предоставляя помещикам денежные ссуды под небольшие проценты и на длительные сроки. Дворяне получили возможность заниматься хозяйством по манифесту Екатерины II "О вольности дворянской” (1762). Служба для них стала не обязательной.

Еще более усиливали власть над крепостными указы 60-х гг. Так, по указу 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу. В 1767 г. крестьянам запретили жаловаться на своих господ. Крепостничество времен Екатерины II достигло апогея. Крепостные почти не отличались по правовому положению от рабов. При этом Екатерина выступала сторонницей просветительских взглядов XVIII в., состояла в переписке с Вольтером и Дидро. Эта противоречивость - типичная черта "просвещенного абсолютизма” 60-80-х гг., когда в Европе распространялись идеи о "союзе государей и философов”. Период "просвещенного абсолютизма” был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным маневром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 г. Комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоев населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В к. 1768 г., воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии и больше ее не возобновляла

Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей "просвещенного абсолютизма” и переход к реакции после французской буржуазной революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачева в 1773-1775 гг. В 1775 г. Екатерина проводит губернскую реформу. Империя разделена на 50 губерний, во главе поставлены генерал-губернаторы, в их руках сосредоточивалась вся полнота власти - государственная, административная и т. д. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и остатки автономии в Левобережной Украине. Укреплению абсолютизма послужили и обнародованные в 1765 г. жалованные грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству закрепила за ним все права и привилегии, сложившиеся к XVIII в. Дворяне получили право организации уездных и губернских дворянских обществ (под контролем губернской администрации). Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право выбирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под контролем местной администрации.
К концу XVIII в. благодаря жесткой и последовательной политике Екатерины II абсолютистская монархия в России заметно укрепилась.

3. Внешняя политика Российской империи в 60-90-х гг. 18 в.

Основными задачами внешней политики России являлись:

1. Обеспечение выхода к Черному морю. Данная необходимость вызывалась:
- потребностями экономического развития России, которая стремилась приобрести новые земли на юге, а главное, обеспечить контроль над устьями рек, впадающими в Черное море, добиться права свободного прохождения флота через проливы Босфор и Дарданеллы в целях развития торговли. (Особенно насущной эта задача становилась с развитием рыночных отношений и ростом спроса на сельскохозяйственную продукцию в Европе);

- стремлением укрепить военно-стратегические позиции на южных рубежах, а с этой целью создать свой собственный военный флот на Черном море и ликвидировать постоянный источник опасности - вассала Османской империи - Крымское ханство;

- геополитическими соображениями Екатерины II, вдохновляемыми теорией «Москва - третий Рим» и основанными на активизации борьбы порабощенных Турцией христианских и славянских народов, рассчитывающих на поддержку России.

2. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии, находившихся в составе Польши, вызванное исторической потребностью возвращения исконных русских земель и желанием укрепить влияние России в Восточной и Центральной Европе.

3. Сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике.
4. Противостояние Англии и Франции, которые не желали усиления России, противостояли росту ее влияния в Европе. Борьба с революционной Францией, недопущение распространения идей французской революции 1789 г.

Решение поставленных задач, с одной стороны, имело прогрессивное значение, т.к. отвечало национальным интересам России, а с другой, укрепляло самодержавие, требовало огромных затрат и жертв со стороны народов России, усиливало экстенсивный характер развития русской цивилизации. При этом во внешней политике России причудливо сочеталось стремление обеспечить безопасность своих границ с потребностью в завоеваниях. Страна разрывалась «между навязчивой идеей незащищенности и миссионерским рвением».

Итогом внешней политики явилось то, что Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому:

- началось освоение степей Причерноморья, свободных от помещичьего землевладения, что создавало благоприятные условия для развития этого региона;

- более интенсивно начал развиваться черноземный центр России и Украина, получившие возможность реализовывать свою продукцию через черноморский торговый путь;

- укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния.

- началось вхождение Закавказья в Россию;

- к России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов;

- Россия активно включилась в борьбу с французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе;

- выросли роль и влияние России в мировой политике.

Заключение.

К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития.

Все это происходило под личным контролем Екатерины II

Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч.

Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма «свободные».

За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после

ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.

5. Список литературы:

1. «История России XVIIIXIX веков» (учебник 10 класс) А.А.

Левандовский, Москва 2009 г.

  1. «История России IXXXI века. От Рюрика до Путина» А.Я. Перехов, Москва-Ростов 2007 г.

  2. «История России» В.В. Кириллов, Москва 2008 г.

  3. «История России» (учебник) А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина, Москва 2007 г.

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24