Центральный Дом Знаний - Киевская Русь

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Киевская Русь

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…2

  1. Образование государства Киевская Русь.

    1. «Повесть временных лет»………………………………………………....3

    2. Норманская и Антинорманская теории………………………………….4

    3. Становление русской государственности………………………………..5

  2. Расцвет Киевской Руси.

    1. Политический строй Киевской Руси…………………………………….7

    2. Становление и развитие Церкви, ее влияние на становление государственности………………………………………………………………..8

  3. Начало феодальной раздробленности.

    1. Междуусобные войны русских князей…………………………………10

    2. Начало феодальной раздробленности…………………………………..11

    3. Региональные центры консолидации власти…………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………....18

Тест………………………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………………...20

Введение

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

Киевская Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

  1. Образование государства Киевская Русь

    1. «Повесть временных лет». Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси – «Повесть временных лет», написанная в начале XII в., - начинается с трех опросов: «Откуда есть и пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?» В этой триаде – глубинный смысл. Первый вопрос понятен – он основной. «Русская земля» - это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда – второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести временных лет», тем самым историческому процессу дается как бы отправная точка. Именно «Повесть временных лет» остается главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.

В IX в. Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через нее проходили оживленные торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом. Там, где пролегали караванные пути, до сих находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси и ее интенсивной торговле.

У населявших эту территорию восточнославянских племен были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи. На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – словене новгородские, кривичи, чудь и меря – были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, историческая память не зафиксировала. Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что, в конце концов, славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам – вчерашним врагам – и найти князя, который бы «володел и правил… по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – да поидите княжить и володети нами». Три брата – Рюрик, Синеус и Трувор – «с роды своими» откликнулись княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду. На Днепре они осели и стали княжить в Киеве – древнем центре полян. По данным летописи, в 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.

В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882г. Олег решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного Киева, предприимчвый конунг овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчеты именно «от первого лета Олегова, понеже седее в Киеве», т.е. от первого года правления Олега в Киеве.

    1. Норманская и Антинорманская теории. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. К вопросу образования Русского государства обратилось и обращается большое число представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии.

Известия летописца «Повести временных лет» стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом», тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманской теории. Сторонники норманской теории подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская (славянская).

Ученые спорят и о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что оно является производным от названия Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции – «Руслаген».

Как бы ни различались мнения историков, важно одно – факт основания в 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель – как поворотный момент в исторических судьбах восточных славян.

    1. Становление русской государственности. Процесс образования древнерусской государственности, в отличие от других стран, имел особенности, связанные, прежде всего с географическим фактором: огромные равнинные пространства при отсутствии естественных границ (гор) облегчали набеги врагов – половцев, печенегов, гуннов, булгар, аваров и других кочевников. Необходимость защиты от внешних нападений вынуждала сплачиваться и создавать сильную власть. Государство занимало срединное положение между Европой и Азией, и в процессе формирования Русь впитала черты западных и восточных государств. Это во многом определило российский культурно-исторический тип развития.

После смерти Рюрика, в связи с малолетством его сына Игоря, власть перешла к его родственнику Олегу. В результате правления Олега произошло политическое объединение двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева. 882 год и явился годом образования Древней Руси. Главным городом государства стал Киев, названный Олегом «матерью городов русских». Олег, правивший 33 года, присоединил ряд земель Среднего Приднепровья, создал ядро государственной территории Киевской Руси. Олег вошел в историю и как победитель великой страны того времени – Византии. Он разорил ее, осадил столицу – Царьград, повесил щит на ее воротах, а затем с победой вернулся в Киев. Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи. Его приемником стал Игорь (912 – 945 гг.), его убили люди из племени древлян, куда он пришел с дружиной за данью, превысив ее обычные размеры. Игоря сменила его супруга Ольга, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их главный город, истребила всю племенную знать. В 957 г., за 31 год до введения христианства на Руси, Ольга приняла православную веру. Современная церковь считает Ольгу прародительницей российской духовности. Княживший затем сын Игоря и Ольги Святослав (957 – 972 гг.), прославился военными походами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, отразил натиск печенегов, разгромил Хазарский каганат.

Объединителем восточных славян в составе Киевской Руси является сын Святослава Владимир I Красное солнышко (980 – 1015 гг.). С включением в 982 г. в состав государства Галицкой Руси и Волыни, завершилось территориальное оформление Киевской Руси. Начала складываться административная структура государства. Была окончательно ликвидирована автономия славянских племенных союзов. Местные княжения упразднялись, вместо них назначались князья-наместники из числа лиц княжеской династии. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского князя, получили название волость. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Такая система содержания наместников, его двора и дружинников получила название кормление.

Так образовалась Древняя Русь – могущественное государство средневековой Европы, соперничавшее с Византийской империей – главной мировой державой рассматриваемого периода истории.   

2. Расцвет Киевской Руси.

2.1 Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси. Политический строй Киевской Руси представлял собой раннефеодальную монархию. Государством управлял великий князь. Его политической и военной опорой была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая состояла из бояр, младшая включала в себя дворцовую прислугу. По всем вопросам князь держал совет со старшей дружиной. Так родилась княжеская дума. Дружинники, служилая аристократия, городские старейшины составляли господствующий слой Киевской Руси. Сильные позиции занимала и вечевая власть, направляемая интересами богатого боярства и купечества. В Новгороде, Пскове, Киеве и в других городах для решения особо важных вопросов собиралось народное собрание – вече.

Основной формой земельной собственности и организации производства была вотчина. Землевладельцами становились князья и бояре. Происходит процесс «обояривания» земель. Складываются крупные частные землевладения, ставшие основой феодальных отношений на Руси. Крестьяне выплачивали дань не только князю, но и боярину за пользование землей или отрабатывали барщину.

Земледелие и скотоводство, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранился и в последующее время. Однако в целом агротехнический уровень земледелия не был еще достаточным, чтобы сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Неурожайные годы в различных местах Руси в XIXIII вв. были очень частым явлением. Это приводило к массовому голоду и вымиранию населения.

В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. В IXXII вв. на Руси были известны ремесленники 40 – 60 различных специальностей: кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, чеканщики и др. Только из железа и стали древнерусские мастера производили более 150 видов различных изделий. Киевские металлурги в совершенстве владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали. Вместо сыродутного горна появляется более совершенная чугунолитейная домница. Растет специализация ремесла по районам.

Развитие ремесленного производства способствовало быстрому росту древнерусских городов. Согласно летописным источникам, в IXX вв. на Руси было 24 города, в XI в. появилось еще 64 города, а в XII в. – 135. Среди городов первое место занимал Киев с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки» - от Балтийского к Черному морю и дальше в Византию. Большое значение имел Новгород – важнейший центр международной торговли в Северной Европе. Крупными городами на Руси были также Псков, Ладога, Полоцк, Смоленск, Чернигов и др.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы. Первое время деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались также золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты. С конца X в. На Руси начали чеканить свою монету. Денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра определенного веса и формы – гривны.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начли активно заниматься ростовщичеством, усиливая тем самым эксплуатацию народных масс. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество. Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. был вынужден издать «Устав о резах» (процентах), который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

2.2 Становление и развитие Церкви, ее влияние на становление государственности. В 988 г. на Руси было принято христианство. Это событие произошло во время княжения Владимира I Красное солнышко и по его инициативе. Для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей, Владимир разослал в ряд стран русские посольства. В результате было выбрано православное христианство. Русских послов, побывавших в Греции, которая была частью Византийской империи, поразила красота и торжественность церковных служб, величие и благородство главной православной христианской идеи – идеи всепрощения и бескорыстия. В выборе православия сыграли также династические связи между Древней Русью и Византией. Владимира I женился на сестре византийского императора царевне Анне, исповедующей православие.

Процесс внедрения христианства был длительным. Веками восточные славяне были язычниками, обожествляли природные явления: огонь, воду, землю и т.д. Каждое из этих явлений имело своего Бога: Перун – бог грозы, Ярило – бог солнца, Велес – бог скота и т.д. Попытки насильственного крещения приводили к восстаниям.

Принятие христианства имело большое значение для развития Древней Руси. Единая религия закрепляла единство страны, способствовала углублению процесса консолидации жителей разных земель, составляющих Русь в единую культурную и политическую общность. Вместе с христианством Русь начала осваивать византийские ценности и идеалы. Из Византии пришли богослужебные книги, церковные ритуалы, сохранившиеся до сих пор, пышность царского двора, архитектура храмов, монументальная живопись, изображение двуглавого орла, а также трон, скипетр и шапка Мономаха – символы верховной власти. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове, ставшие центрами исторического летописания и духовного просвещения. Церковь внесла в древнерусское общество понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного таинством венчания.

Принятие христианства оторвало Русь от мусульманской и языческой Азии и сблизило ее с христианской Европой. В течение четырех с половиной веков русская православная церковь была частью греко-византийской. В 1448 г. она стала независимой, самоуправляющейся, с русским митрополитом во главе. Определенные связи с греческой церковью сохранились до сих пор.  <.......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24