Центральный Дом Знаний - Анализ документации

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 897



Анализ документации

Анализ документации (англ. document analysis), метод сбора данных посредством анализа документов для их последующей интерпретации и оценки программы. Термин «документация» означает процесс формального закрепления данных, полученных из письменных, устных, графических или археологических источников. В связи с чем, для исследователя документ является источником получения информации об интересующем его объекте. Этот источник информации может быть представлен в форме текстового материала, в формате visual media (включая аудио-ленты, фотографии, фильмы, и видеозаписи), а начиная с недавнего времени и в формате электронных данных. Сейчас оценщики используют e-mail переписку, мультимедиа и форумы как новые формы документации, которую нужно тщательно исследовать для достижения целей оценивания. 

Целью анализа документации является сбор фактов. Например исследователь может изучить брошюру программы, чтобы определить её основные цели и задачи, собрать дополнительные сведения. Но не все документальные факты подлежат анализу и оценке. Как правило исследователь анализирует документацию для того, чтобы найти те или иные факты в подтверждениегипотезы, которую он уже заранее для себя сформулировал. То есть анализ документации заключается в выборе из имеющихся документов «нужных» фактов. Таким образом, вопросы,гипотезы или общие идеи исследователя действуют как критерий для отбора фактов для их дальнейшей интерпретации и получения выводов. Анализ документации является лучшим методом поиска ретроспективной информации относительно программы и подчас может являться единственным источником получения такой информации. Анализ документации может быть проведен в любой момент, что особенно полезно на начальной стадии оценки, когда исследователю необходимо изучить программу, историю её реализации и определить её основные цели, задачи и т.д. При выполнении анализа документа, оценщик выясняет, какая информация уже собрана, а какую только предстоит собрать для оценки программы.

 Преимущества анализа документации

  • Документация содержит полный объем данных

В отличие от коротких выборочных исследований, которые проводятся оценщиками с целью получения информации о реализации программы и позволяют получить крайне ограниченный объем информации, документация по программе ведется с начала её создания до получения конкретных результатов и их анализа. Поэтому документы содержат полный объем информации, позволяют оценить общую картину реализации программы, а также построить прогнозные оценки и выявить основные тренды развития. Некоторые виды информации могут быть эффективно собраны именно посредством анализа документа. Очень часто оценщик должен знать заявленные цели программы, и документы - это источник такой информации. Вместо огромных затрат времени на общение с персоналом программы, подобная информация может быть получена из основных документов.

  • Документы содержат более надежную информацию

Информация, получаемая посредством анализа документации зачастую является более достоверной и надежной, чем какая-либо другая. Результаты интервьюирования зависят от репортера, его умения задать «правильные» вопросы для получения релевантной информации – велик субъективный фактор. Интервьюирование основывается на памяти репортера, в то время как анализ документа не подчинен этому недостатку. Полученные со слов опрашиваемых данные могут содержать в себе фактические ошибки в силу неосведомленности респондентов или по причине неаккуратности репортера. Официальная документация как правило тщательно проверяется и свободна от пристрастий и необъективности репортера.

  • Анализ документации экономит ресурсы и время

При проведении опросов и интервью необходимо заранее договариваться о встрече и тратить на сбор необходимой информации значительное количество времени, после чего полученную информацию необходимо зафиксировать и выполнить отчет. Ничего из этого не нужно осуществлять при анализе документации, так как она может быть проведена в любое время и не требует кооперации большого числа людей. Документы часто находятся в общем пользовании и доступны в любое время при минимальных затратах.

  • Некоторая информация может быть получена только из документов

Анализ документа может выявить информацию, которая не могла бы быть получена через опросы. Например, один исследователь, демонстрируя Ирландское доминирование в Бостонских общественных школах, идентифицировал Ирландские фамилии в списке служащих, определив таким образом, их долю в общем числе служащих. Подчас персонал не склонен отвечать на вопросы, в связи с чем документы остаются единственным источником информации. Крайне сложно получить ретроспективную информацию о программе, особенно если её реализация уже завершилась. Люди, инициировавшие проведение программы, а также активно в ней участвовавшие могут не помнить всех деталей или оказаться недоступными на момент проведения оценки.

 Недостатки анализа документации

  • Обман со стороны автора документа

Часто документы пишут таким образом, чтобы программа выглядела лучше, чем она есть на самом деле. Подобное «приукрашивание» самой программы, хода её реализации и результатов вводит в заблуждение исследователей и может привести к неправильным интерпретациям и выводам оценщиков.

  • Документ может содержать ошибки

Документ — это письменный отчет и также может содержать некоторые фактические ошибки. Очевидна связь содержания документа с памятью человека, ответственного за его составление. Отчеты могут отражать ошибки клерков, типографские ошибки, погрешность измерения, или содержать прямой обман. Отчеты агентств могут быть неточными или устаревшими.

  • Документы не всегда достаточно детализированы

Несмотря на то, что исследователю может быть доступен весь объем документации, зачастую она не будет содержать большую часть необходимой информации и/или достаточно детализироваться. В Коннектикуте, например, государственные эксперты, осуществлявшие оценку программы социальной помощи студентам, получили огромное количество материалов, но так и не смогли выяснить, на основании какого критерия из 30000 студентов были выбраны лишь 6000. Если исследователь заинтересован внутренними процессами и процедурами принятия решения, необходимые данные скорее всего будут недоступны.

  • Документы зачастую не содержат определений и остаются неясными

Определения и категории, используемые в документе, могут не удовлетворять исследователя и оставаться неясными, что затрудняет понимание сути программы и сбор необходимых фактов для достижения цели. Например, Hendrickson и Barber (1980) описывают оценку программы, когда в документации программы не содержалось ни одного развернутого определения используемых категорий данных, а заново нанятый персонал не имел опыта в сборе и документировании информации.

  • Документация подвержена влиянию субъективного фактора

Любой документ отражает в себе то, что думал и знал на момент составления документа его автор. Документальные факты никогда не бывают «чистыми», так как не могут существовать в такой форме и всегда являются отражением мысли составившего документ человека. Это значит, что при первом рассмотрении документа, необходимо обращать внимание не на факты, в нем содержащиеся, а на человека, который составил этот документ. В идеале, в первую очередь необходимо изучить автора, а уж затем его документ, с тем чтобы понимать цель его составления и видеть возможные ошибки — намеренные или случайные.

  • Документ может содержать нерепрезентативные примеры

Основным критерием сбора любой информации является репрезентативность выборки. Это делается для того, чтобы полученные данные не содержали в себе концентрации каких-либо сугубо конкретных признаков, а представляли общую картину в целом. Однако документ, как и любой другой источник информации, не защищен от подобной ошибки. Если примеры, приведенные в документе, не являются репрезентативными, то есть характерными для данного явления в целом, исследователь получает неадекватную картину происходящего, результатом чего могут стать смещенные оценки программы и неправильная интерпретация результатов. Единственным способом проверки данных на репрезентативность является сравнение зафиксированной в документе информации с информацией, полученной из других источников другими методами.

 Виды анализа документации

  • Отслеживание (англ. Tracking) – это процесс изучения документации с целью сбора информации, которая подтвердит или опровергнет гипотезу исследователя. Когда исследователь начинает изучать программу, результаты её реализации, его интересует, что именно привело к такому стечению обстоятельств, почему произошло именно так, а не иначе. Исследователь строит гипотезу, своё предположение относительно того, что послужило причиной этому, а затем шаг за шагом начинает проверять её путем анализа документов. Для оценки текущих результатов оценщик «возвращается» назад, воссоздавая ту цепочку событий и явлений, зафиксированных в документах, результатом которых стали имеющиеся итоги.

  • Анализ содержания документа (англ. Content Analysis) - это метод анализа документации, который заключается в применении научных методов анализа документа с точки зрения его содержания. Основной формой анализа содержания документа является определение четкости и разборчивости текста самого документа, выявление степени его удобочитаемости (англ.readability). Подобный анализ включает в себя определение среднего числа слов в предложении, число общеопнятных слов, число сложных и длинных предложений и число абстрактных идей. Анализ документов с точки зрения их содержания также дает существенное представление о сути программы, которую необходимо оценить.

  • Агрегирование имеющихся данных (англ. Case-Study Aggregation Analysis) - это метод анализа документации, который заключается в сборе всех имеющихся исследований, программ и документов на интересующую тему для агрегирования всего массива информации. Данный метод анализа документации позволяет понять, какая информация уже собрана и проанализирована, и какую информацию необходимо собрать. Агрегирование имеющихся данных позволяет собрать весь массив добытых сведений у одного исследователя или оценщика, что позволяет ему более адекватно понять суть той или иной программы. 

Существует четыре основных правила для определения степени надежности документа:

  • Неполное наблюдение или плохая память являются причинами неадекватности утверждений. В результате. чем большее количество времени прошло с момента реализации программы до составления документа, тем менее надежен этот источник информации;

  • Все документы составляются с определенной целью. Некоторые представляют собой отчеты о проделанной работе, другие составляются как обращение или пропаганда других людей. Чем серьёзнее было намерение автора составить простой отчет по фактической реализации программы, тем надежнее документ;

  • Чем больше конфиденциальность информации, тем надежнее документ, так как конфиденциальная информация предназначена для внутреннеого пользования "посвященным" кругом людей, которым нет необходимости обманывать самих себя;

  • Утверждения опытного образованного исследователя более правильны, нежели заявления простых наблюдателей. То есть чем больше опыт человека, составлявшего документ, тем надежнее информация содержащаяся в нем. 

Особый интерес в современных условиях представляет анализ финансовой документации. Любое воздействие, будь то программа социальной помощи населению, сокращение налогового бремени или введение новых стандартов технического регулирования, ведет к перераспределению ресурсов, изменению затрат и выгод субъектов и объектов воздействия. В условиях ограниченности ресурсов и высоких рисков вопрос оценки результативности расходов становится все более актуальным. В связи с чем, для оценки целесообразности проведения программы необходимо сравнить издержки и выгоды от её реализации в целом для всего общества. Получить необходимую для этого информацию можно с помощь анализа финансовой документации.

Под финансовой документацией понимаются не только документы в узком смысле, но и проведение сбора исходных данных в публичных источниках, анализ данных статистических служб, анализ состояния цен, запросы котировок цен и т.д.

Анализ финансовой документации позволяет оценить масштабы реализации программы, источники её финансирования, а также механизмы реализации программы. Данный метод сбора информации позволяет выявить основные цели и приоритеты в реализации программы и является дополняющим к экспертным опросам и опроса представителей отрасли.

Одной и форм оценки целесообразности программ путем анализа финансовой документации является финансово-экономическое обоснование. В соответствии с РегламентомГосударственной Думы Российской Федерации, Регламентом Правительства Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов, реализация которых требует финансовых или материальных затрат, должны сопровождаться финансово-экономическим основанием, которое, по сути, также оценивает целесообразность реализации того или иного государственного вмешательства и результативность расходов. Финансово-экономическое обоснование позволяет обосновать необходимость введения нормативного правового акта исходя из положительного воздействия на общественное благосостояние.

 Литература:

  1. Encyclopedia of evaluation. Sage Publications, 2005.

  2. Caulley, D. Document analysis in program evaluation. Evaluation and Program Planning, 1983.

  3. Guba, E.G., Lincoln, Y.S. Effective Evaluation. San-Francisco, 1981.

  4. Hendrickson, L., Barber, L. Evaluation and Politics: a critical study of a community school program. Evaluation review, 1980.

  5. Murphy, J.T. Getting the facts. Santa Monica, 1980.

  6. Weiss, C.H. Evaluation Research, 1972.

Loading

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24