Центральный Дом Знаний - Ананьинская культура

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2668

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ананьинская культура


Ананьинская культура: 1 — тип ананьица; 2 — бронзовый топор—кельт; 3 — бронзовый наконечник копья; 4 — костяная мотыга; 5 — глиняный сосуд.


Ананьинская культура, археологическая культура железного века, распространённая в 8—3 вв. до н. э. в бассейне Камы, отчасти средней Волги, Вятки и Белой. Название по деревне Ананьино (Елабужский район Татарской АССР), близ которой в 1858 был открыт могильник А. к. Племена А. к. занимались подсечным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством; знали металлургию меди, бронзы и железа (найдены бронзовые и железные наконечники стрел и копий, кинжалы, ножи, клевцы, бронзовые топоры-кельты и др.). Изготовляли своеобразную круглодонную глиняную посуду, орудия из кости, а также ткани из шерсти и растительного волокна. Установлено существование торговых связей с племенами Кавказа и Сибири, скифами, сарматами и др. Городища А. к. располагались на мысах рек и были защищены валами, рвами и частоколами; жилища преимущественно наземные. Умерших хоронили в грунтовых могилах. Были распространены культы: женского божества, неба, солнца. Находки свидетельствуют о распаде первобытнообщинных отношений, выделении родовой верхушки и военных вождей, возникновении патриархального рабства; женщины находились в подчинённом положении. Многие учёные считают племена А. к. предками современных удмуртов и коми-зырян.

Лит.: Збруева А. В., История населения Прикамья в ананьинскую эпоху, М., 1952 (МИА № 30); Бадер О. Н., Очерк работ Камской археологической экспедиции в 1953 — 54 гг., «Уч. зап. Пермского гос. университета», 1956, т. 11, в. 3.


АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА — культура ран­него железного века (7—3 вв. до н. э.) в бассейне р. Камы и по берегам прилегающего к ней отрезка Волги. Получила название от Ананьинскоео мо­гильника. К 1949 было известно свыше 20 по­селений и 10 могильников этой культуры. По ант­ропологическим особенностям население А. к. при­надлежало преимущественно к монголоидам с не­большой евронеоидной примесью.

Население А. к. занималось подсечным мотыж­ным земледелием, скотоводством, охотой и рыб­ной ловлей. Ему были известны металлургия меди и железа, обработка кож и растительного волокна, ткачество и др. Общество эпохи А. к. переживало позднюю стадию родового строя. В па­мятниках отражены, наряду с пережитками матри­архальной стадии, сильные элементы патриархата.

Городища А. к. расположены на мысах высоких обрывистых берегов рек; с напольной стороны они защищены мощными для той эпохи земляными ук­реплениями—глубоким рвом и высоким валом с ча­стоколом. По данным раскопок советских археоло­гов, жилище А. к. представляло собой бревенчатый дом полуподземного типа длиной св. 40 м и шириной ок. 4 м с открытыми очагами внутри (до 9)—жилище, типичное для племён матриархальной стадии.

Основными орудиями труда и в то же время ору­жием ананьинцев служили лук и стрелы (с камен­ными, костяными, бронзовыми и железными нако­нечниками), конья с крупными бронзовыми и желез­ными наконечниками, бронзовые втульчатые ше­стигранные топоры-кельты с коленчатой деревян­ной рукояткой; изредка в самых богатых мужских погребениях встречаются короткие железные мечи и кинжалы, а также боевые молоты из бронзы и же­леза. Переход от бронзы к железу завершился на Каме к концу ананьинского времени. Для обработ­ки земли употреблялись костяные мотыги, для размола зерна — каменные зернотёрки. Украше­ния состояли из бронзовых, изредка серебряных шейных обручей, бляшек, височных колец, брасле­тов и бус. Глиняная посуда лепилась от руки и име­ла форму низких круглодопных чаш с выпуклым валиком вокруг горла и орнаментом в верхней части.

Анализ погребального инвентаря А. к. свидетель­ствует о ведущей роли мужчин в общественной жизни, о социальном расслоении внутри родовых групп, выделении родовой знати и наличии патри­архального рабства. Существовал культ предков, солнца и медведя. Прослеживается связь А. к. со скифским миром, Сибирью и Сев. Кавказом. А. и. оказала на более поздние культуры бассейна Камы сильной влияние, к-рое прослеживается до конца 1-го тысячелетия н. э.

Лит.: Шмидт А.1 В., Очерки по истории Северо- Востока Европы в эпоху родового общества, в кн.: Из иртории родового общества на территории СССР. И. — Л., 1935 (Известия ГАИМК, вып. 106); Збруе­ва А. в:, Происхождение ананьинской культуры (Бас­сейн реки Камы),«Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры», 1941, вып. 9; её ш е, Коллективное жилище в Прикамье, «Вестник древней истории», 1940, № 2 (11).


Ана́ньинская культу́ра, археологическая культура конца VIII—III вв. до н. э., распространена на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы. На юго-восточной периферии памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения реки Белой, от её устья до города Бирска (городища Новокабановское, Какрыкуль, Петер-Тау, Аначевское, Тра-Тау, Трикольское, Новобиктовское, поселение Бирское, могильник Таш-Елга). В Волго-Камье и более северных районах памятники культуры располагаются вплоть доПечорского Приполярья.

Название дано по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги (Татарстан), раскопанному П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в 1858 году.

В Поволжье и Нижнем Прикамье следы Ананьинской культуры теряются в VI в. до н. э., в остальных районах — в III—II вв. до н. э.

Известны неукреплённые поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах найдены остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10x5 м; 12х4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. 

Население занималось преимущественно скотоводством, а также земледелием, охотой и рыболовством. Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг).

Для раннего периода Ананьинской культуры было характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия. Известны также кремнёвые наконечники стрел и скребки. На Ананьинскую культуру оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приёмы обработки железа восходят именно к кавказским традициям. 

Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В VI—V вв. до н. э. их сменили стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные, представлены расчленённые (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копьё, кельт, меч,кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик). 

Вопрос о генезисе ананьинской культуры на сегодняшний день остаётся дискуссионным. В 1960-х гг. дискуссия велась, в основном, о соотношении местного, позднебронзового и пришлого, западносибирского компонентов. А. Х. Халиков предполагал «вырастание» ананьинской культуры из позднего этапа приказанской, с чем активно не соглашались О. Н. Бадер иВ. П. Денисов. Точку зрения о решающей роли зауральских племён в формировании ананьинской культуры отстаивал В. Ф. Генинг.  Позже в качестве основы формирования вариантов ананьинской культуры стали также рассматриваться лебяжские и быргындинские древности. 

Ананьинцы были ярко выраженными монголоидами: низкорослые и плосколицые. 

Ананьинцы, по-видимому, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с агриппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов (последняя версия более вероятна, т.к. аргиппеям Геродот приписывает монголоидную внешность, а о внешности тиссагетов не пишет ничего - очевидно, именно потому, что они мало отличались от окуржающих европеоидных племен). Вероятно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финны. 

 Литература

  • Археология Южного Урала. Стерлитамак, 1993.

  • Ашихмина Л. И. Генезис ананьинской культуры в Среднем Прикамье / Сер. препр. «Науч. докл.» : АН СССР, Коми фил. (К VI Междунар. конгр. финно-угроведов) — Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1985. — 26 с.

  • Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.

  • Збруева А. В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М., 1952.

  • Иванов В. А. Вооружение и военное дело финно-угров Приуралья в эпоху раннего железа (I тыс. до н. э.-первая половина I тыс. н. э.). М. : Наука, 1984. — 88 с.

  • Кузьминых С. В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке: Медь и бронза. — М.: Наука, 1983. — 257 с.

  • Марков В. Н. Ананьинская проблема (некоторые итоги и задачи её решения) // Памятники древней истории Волго-Камья. Казань, 1994.

  • Марков В. Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху (Об этнукультурных компонентах ананьинской общности) / Археология евразийских степей. Вып.4. Казань: ИИ АН РТ, 2007. — 136 с.

  • Халиков А. Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа. М., 1977.

  • Чижевский А. А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового — раннем железном веках: Предананьинская и ананьинская культурно-исторические области / Археология евразийских степей. Вып. 5. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — 172 с.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24